На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий Поляков

Писатель и драматург Юрий Поляков представил в ЦДЛ свою новую книгу «Желание быть русским».

Авторский вечер в Клубе писателей Центрального Дома литераторов прошёл с аншлагом. Интересно, что каждый из зрителей шёл на встречу со «своим» Поляковым. Кто-то знает его как автора любимых десятилетиями повестей и романов, кто-то – как драматурга, чьи пьесы с успехом идут во многих российских театрах, другие – как яркого публициста, чьи острые высказывания неизменно вызывают яростные споры. Поэтому и разговор в этот вечер шёл обо всём сразу – от литературы и театра до роли православия в судьбе России.

Заметки русского заботника

«Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник, есть у Даля такое хорошее словцо», – объясняет Юрий Поляков в первой главе эссе, которое дало название новой книге.

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковЭссе под названием «Желание быть русским» частями публиковалось в «Литературной газете» весной 2018 года. Получился целый публицистический цикл, в котором автор сделал попытку обсудить или хотя бы наметить национальные проблемы, существующие в современной России. «Я долго подбирался к этому эссе и понимал, что тема опасная, – говорит Юрий Поляков. – Во-первых, и в нашей стране, и за рубежом есть явные русофобы, которые само слово «русский» воспринимают в штыки. Во-вторых, любой разговор о национальных проблемах – штука тонкая и деликатная, здесь легко перейти грань и кого-то обидеть». С другой стороны, «если проблема существует, о ней надо говорить, «разминать», иначе она сомнёт нас».

По мнению Юрия Полякова, если национальные проблемы не обсуждать и не решать вовремя, то они накапливаются, а в итоге приводят к распаду государства. «Гражданская война, начавшаяся после революции 1917 года, во многом была межэтнической, просто при советской власти было не принято об этом говорить, – напомнил писатель. – То, что происходило на просторах Советского Союза в 1990-е годы, тоже было замешено на межэтнических конфликтах. Мы отлично помним историю с вильнюсским телецентром, события в Алма-Ате и Тбилиси. Они стали спусковым механизмом, который разнёс нашу единую многонациональную державу на куски».

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковСегодняшняя Россия также представляет собой многонациональное государство, сохранившее ту же проблематику. В книгу вошла публицистика Юрия Полякова из середины 1990-х, и сегодня проблемы, о которых автор говорил четверть века назад, пугающе актуальны.

Поляков пишет о «русобоязни», о том, что в нашей стране отчего-то «не интеллигентно» во всеуслышание объявлять себя русским, а также о том, что с нежелания или боязни людей принадлежать к тому или иному этносу чаще всего начинается исчезновение народа. «Чем меньше в стране будет граждан, ощущающих себя русскими, тем больше будет вероятность того, что Российская Федерация разделит судьбу Советского Союза», – предостерегает Юрий Поляков.

Конечно, самоиндентификацию никому не получится навязать, но определённые усилия со стороны государства, безусловно, должны предприниматься. Тем более, что желание человека принадлежать к определённому народу формируется не только генами и «голосом крови». Есть ещё язык, культура, воспитание… Почему же государство бездействует? Сложный вопрос. И ответа на него у Полякова пока нет.

Впрочем, версия о возможном распаде России пока, к счастью, остаётся всего лишь версией. «Мне бы очень не хотелось, чтобы мои прогнозы и опасения подтвердились, – говорит писатель. – Мы уже пережили распад одной страны, не дай Бог пережить ещё один. Но это возможно в том случае, если сохранится такое же отношение к русскому вопросу – в том числе в демографическом, культурном, языковом плане».

России, по словам Юрия Полякова, помогают Бог и Богородица. Только вот Богу и Богородице тоже нужно иногда помогать…

О либеральной «цензуре»

Стоит отметить, что вскоре после выхода книги «Желание быть русским» Юрия Полякова исключили из состава президентского совета по культуре и искусству, куда он входил с 2005 года. Аналитики рекомендуют при построении логических связей различать понятия «после» и «вследствие», но слишком уж часты в последнее время подобные совпадения.

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковСкажем, от руководства театром «Модернъ» недавно отстранили народную артистку РФ Светлану Врагову, которая создала этот театр. Обвинения в финансовых нарушениях с неё уже сняты, но театром по-прежнему руководит другой человек. При этом коллеги по цеху молчат – не в пример кампании по защите Серебренникова. Двойные стандарты?

Или взять, к примеру, ежегодную книжную ярмарку Non/Fiction. Издательство «Книжный мир», выпустившее уже третий сборник публицистики Юрия Полякова, а также издающее Глазьева, Делягина и Проханова, в течение ряда лет не допускается на эту ярмарку неким «общественным советом». Стоит ли говорить, что в этот общественный совет входит сестра олигарха Михаила Прохорова – Ирина Прохорова. И хотя выставка поддерживается Федеральным комитетом по печати, либералы почему-то считают её частной и оставляют за собой право кого-то пускать или не пускать.

Похожая история происходит с театральным фестивалем «Золотая маска». Юрий Поляков рассказал, что как только в любом из региональных театров начинают работать с его пьесой, в театр звонят из штаба «Золотой маски» и сообщают, что если в репертуаре театра будут пьесы Полякова, ни один спектакль на «Золотую маску» номинирован не будет. «При всём внешнем либерализме это жёсткая тоталитарная структура, – считает драматург. – Я приветствую мужественный поступок Мединского, первого за последние двадцать лет патриота на посту министра культуры, инициировавшего выход Минкультуры из «Золотой маски». Это ему ещё аукнется».

Даже к великим писателям отношение на государственном уровне парадоксальным образом различается. По словам Полякова, двухсотлетний юбилей Тургенева отпраздновали «впроброс», никакого особого внимания не уделялось юбилеям Симонова, Лермонтова, Горького, Алексея Толстого. Совсем другая ситуация с Солженицыным: «циркуляры» о подготовке к празднованию его столетия, которое будет отмечаться в декабре 2018 года, начали рассылать несколько лет назад. «Будет юбилей Солженицына – увидите, как мы умеем отмечать литературные юбилеи, когда захотим», – говорит писатель.

Словом, исчезновение фамилии Полякова из списка членов президентского совета по культуре писателя не удивило. «Думаю, что это не последнее наказание за этот разговор, – говорит Юрий Поляков. – Жаль, конечно, но судьба Отечества важнее, а она сейчас напрямую зависит от русского вопроса».

О православии

Во многих произведениях Юрия Полякова затрагиваются вопросы взаимоотношения верующих людей и атеистов, а также различные проблемы, связанные с верой и путями к её обретению. Да и сам он человек православный – рассказывает, что его в младенчестве крестили бабушки в какой-то церкви в районе Пятницкой улицы.

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковПравославие, по мнению Полякова, сыграло огромную роль в становлении российской государственности. В то же время в истории православия немало сложных и спорных страниц.

Например, Поляков полагает, что если бы в XVII веке не произошло церковного раскола, то, возможно, события 1917 года бы ли бы намного менее кровавыми. Дело в том, что этот раскол дошёл до самого конца самодержавия, то есть до начала XX века. По данным последних исследований, до 20 процентов христиан в нашей стране были старообрядцами, и все они во время революции выступили против самодержавия как гонителя веры их отцов. Более того, значительная часть борцов с троцкистами были выходцами из старообрядческих семей.

«Когда я разговариваю на эту тему с просвещёнными батюшками, им трудно объяснить, зачем было так жёстко раскалывать общество и превращать значительную часть населения в изгоев, – поделился Юрий Поляков. – Зачем? Была ли такая необходимость? Неужели приведение богослужебных книг и каких-то обрядовых моментов в соответствие с греческим каноном стоило такого внутреннего раскола?»

В оценке роли православия писатель призывает не впадать в крайности. Живя в многоконфессиональной стране, нужно учитывать все мнения и с уважением относиться к любому мировоззрению. Не стоит, например, воспринимать атеистов как неполноценных людей, а именно такой крен появился сейчас в обществе. «Конечно, роль православия огромна, но абсолютизировать его и считать, что одно лишь оно спасёт нашу страну, я бы поостерёгся», – говорит Юрий Поляков.

О проблемах современного театра

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковТворчество Юрия Полякова тесно связано с театром. Несмотря на то, что он представляет не слишком популярную нынче традиционную ветвь драматургии, его пьесы ставят не только в Москве и даже не столько в России, но и на постсоветском пространстве. В Москве у Полякова немало единомышленников: в МХАТе имени Горького идут «Контрольный выстрел», «Как боги» и «Особняк на Рублёвке», в Центральном театре Российской армии – «Одноклассники», в театре сатиры – «Хомо эректус» и «Чемоданчик». Несколько пьес Полякова ставит театр-студия Всеволода Шиловского.

«Сегодня серьёзный, не «золотомасочный» социальный драматург поставлен нашим телевидением примерно в то же положение, в которое в своё время был поставлен Шекспир, – объясняет Юрий Поляков. – Вот тут театр, а вот там – площадь, где людям показывают бородатую женщину и фокусы, включая глотание шпаг. Как людей с этой площади заманить в театр? Шекспир обещает зрителям головокружительную историю про ненормального датского принца, поубивавшего кучу народу. Люди приходят в театр, а уже там с ними начинают разговор о том, быть или не быть. Такова сегодня доля драматурга, который хочет сказать что-то серьёзное».

И если взрослому зрителю, пожелавшему посмотреть пьесу о современной жизни, благодаря Юрию Полякову есть куда пойти, то с пьесами для подростков всё намного печальнее. Не случайно Полякова просят написать пьесу для юных зрителей.

«Подросткового искусства в нашей стране практически нет, – согласился драматург. – Если в Советском Союзе были специальные книжные издательства для детей и система театров юного зрителя (ТЮЗов), то сейчас эти ТЮЗы превратились в площадки для театральных экспериментов».

Поляков убеждён, что театр юного зрителя – это место, где подросток должен видеть на сцене своих сверстников, наблюдать за развитием нравственных коллизий, с которыми он ежедневно сталкивается, а также иметь возможность познакомиться с нормативной трактовкой классических произведений, чтобы впоследствии отличать традицию от новаторства.

«Мы поднимали на Общественном совете Минкультуры вопрос о том, что надо навести порядок в ТЮЗах, – рассказал драматург. – Только сейчас благодаря Мединскому этим стали заниматься. ТЮЗ предназначен для юного зрителя, а не для болезненного самовыражения режиссёров-новаторов. Хочешь экспериментировать – открывай свою студию, сейчас это не так сложно, как раньше».

* * *

Не дай нам Бог ещё раз пережить распад страны – Юрий ПоляковВ ходе авторского вечера Юрия Полякова главы из его книги «Желание быть русским» прочитали народный артист России Валентин Клеменьев и актриса театра «Сфера» Екатерина Ишимцева. Актёры Театра-студии под руководством народного артиста России Всеволода Шиловского сыграли сцену из комедии «Золото партии», а певица Ирина Шоркина исполнила несколько русских песен. Выходит, даже непростой разговор о судьбах Отечества можно вести так, чтобы его участники не только обсудили наболевшее, но и получили удовольствие. Для этого нужен талант и чувство меры. Ни в том, ни в другом Юрию Полякову не откажешь.

Фото: пресс-служба ЦЭРС.



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=7560#ixzz5Y2mv8vN4

Картина дня

наверх