На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологии

7 июня на «правительственном часе» в Госдуме выступил министр экономического развития РФ Максим Орешкин. Чиновник пообещал думать о народе, сотрудничать с Госдумой, совершенствовать систему управления и продолжать поднимать экономику, которая, по его словам, вошла в новую фазу роста.

Прогнозы и реалии

Заметим, что выступление министра экономического развития было названо «информацией», а не докладом – видимо, с учётом его относительно недавнего (чуть более полугода – profiok.com) вступления в должность. Соответствующим образом вели себя и парламентарии. Претензий к МЭР накопилось немало, но адресовали их, в основном, правительству в целом, а не лично Максиму Орешкину, понимая, какое непростое ему досталось наследство.

Для изложения «информации» министру хватило двадцати минут. Общая идея выступления: в отечественной экономике началась «новая фаза роста». По логике Орешкина дело обстоит так: в стране выросли ипотека, продажа автомобилей, энергопотребление и объёмы грузоперевозок, так было и в 2010-2011 годах, когда экономика росла, значит, она растёт и сейчас. В 2017 году, по словам министра, восстановление экономики «продолжится широким фронтом».

Правда, Орешкин тут же оговорился, что это «не означает, что у нас всё хорошо»: например, доходы населения до сих пор намного ниже уровня 2014 года. Тут следует понимать, что в 2014 году, когда народ жил лучше, экономика опиралась исключительно на высокие цены на нефть. Сейчас народу тяжелее, но зато исправлены структурные дисбалансы: «новая волна экономического роста основывается на сильных фундаментальных, а не спекулятивных трендах». Осталось нарастить динамику, и вслед за темпами экономического роста вырастет уровень жизни российских граждан. Соответствующий пакет мер министерство экономического развития уже подготовило. При этом Орешкин подчеркнул, что его ведомство не пытается разрабатывать долгосрочные стратегии, а концентрируется на разработке конкретных мер, которые сработают «здесь и сейчас».

Основной целью, которую ставит для себя Минэкономразвития, является долгосрочный рост уровня жизни населения. Предполагается, что для достижения этой цели «здесь и сейчас» должны быть решены две основные задачи: создание новой инфраструктуры и повышение качества человеческого капитала. Одновременно будет происходить цифровизация экономики, которая ускорит решение всех поставленных задач.

Минэкономразвития собирается привлечь дополнительные устойчивые инвестиции в объёме 5 триллионов рублей. Для этого планируется усовершенствовать бизнес-среду, обеспечить устойчивый валютный курс, предсказуемые показатели инфляции и тарифы естественных монополий, понятные принципы работы надзорных органов. Кроме того, запланирован запуск так называемой «фабрики проектного финансирования», основным продуктом которой станет долгосрочный кредит с процентной ставкой не более 10 процентов годовых. Правительство собирается также осваивать новые рынки сбыта, одновременно упрощая бюрократические процедуры и развивая цепочки добавленной стоимости – например, разворачивая сборочные производства.

Цель макроэкономической политики правительства министр видит в «абсорбировании внешних шоков», чтобы «бизнес, принимая решение об инвестициях, не думал и не заботился о том, что будет с макроэкономикой». Тут нельзя не заметить, что прогнозы, на основании которых Минэкономразвития строит свою деятельность, многие считают излишне оптимистичными. Об этом говорила глава Счётной палаты Татьяна Голикова при обсуждении в Думе корректировок текущего бюджета. Её заместитель Вера Чистова в рамках «правительственного часа» также упомянула о «недостатках в сфере прогноза социально-экономического развития». Можно ли в этой ситуации верить прогнозам МЭР о двухпроцентном росте ВВП до конца 2017 года, о снижении темпов инфляции до 3,6-3,8 процентов, о росте реального уровня зарплат и пенсий на два процента?

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологии«Министерство экономического развития вместо руководства экономикой занимается прогнозами, – констатировал Николай Арефьев (КПРФ). – Но ни один прогноз никогда не сбывался. Не лучше ли отдать прогнозирование соответствующим исследовательским институтам, а министерству заняться экономическим развитием?»

По мнению Арефьева, все беды российской экономики происходят оттого, что ею руководят не опытные производственники, а финансисты и банкиры. В итоге основной документ, в соответствии с которым развивается страна, – бюджет, а не стратегический план развития. Депутат уверен, что надо «перестать заниматься инвестиционным климатом» и задействовать уже существующие резервы экономики – пересмотреть структуру импорта и выстроить импортозамещение, остановить банкротство предприятий и загрузить производственные мощности, развивать авиа- и судостроение, которые «потянут» за собой множество других отраслей. Пока же, по мнению Арефьева, идёт обратный процесс. Экономика деградирует, вызывая «ползучее разрушение социальной сферы». «Уровень жизни народа, ради которого существует экономика, падает с каждым днём», – заключил Арефьев.

О зарплатах и пенсиях Орешкина спрашивали несколько раз. Как можно было заключить из его ответов, правительство собирается идти «по пути повышения МРОТ». По расчётам МЭР, этот путь полностью снимет, например, проблему индексации пенсий работающим пенсионерам. По поводу публикаций в ряде СМИ информации о прекращении роста пенсий до 2035 года Орешкин высказался обтекаемо: «К нашему ведомству это не имеет отношения, в наших расчётах цифры другие». Министр не забыл добавить, что в своей работе Минэкономразвития всегда думает в первую очередь о людях, поскольку «уровень жизни – это самое важное».

Госпрограммы: отказаться или переформатировать подход?

Как подчеркнул Максим Орешкин, одной из важных составляющих деятельности ведомства станет повышение эффективности расходования бюджетных средств. Прежде всего это касается новых подходов работы с государственными программами, которые сейчас разрабатывает МЭР.

Напомним, что Счётная палата недавно объявила институт государственных программ «несостоявшимся», а треть реализуемых программ были признаны неэффективными. «Программы заканчиваются, а проблемы остаются», – посетовала депутат от КПРФ Вера Ганзя.

На теме госпрограмм министр остановился подробно. Он заявил, что отказываться от госпрограмм как от инструмента реализации государственной политики в той или иной сфере было бы неправильно. Другое дело, что нужно конкретизировать цели и чётко увязать финансируемые мероприятия с достижением этих целей.

Сейчас в госпрограммах фигурирует почти две с половиной тысячи целевых показателей. Как сказал депутат от «Единой России» Андрей Макаров, такое количество показателей могло быть введено с единственной целью: скрыть отсутствие результатов. Но дело не только в этом. Имея такое количество индикаторов, невозможно регулировать ход выполнения программы и вовремя корректировать действия. Эту проблему в Минэкономразвития понимают и собираются свести количество индикаторов до пяти «верхнеуровневых целей».

Кроме того, госпрограммы планируется превратить из обычного «списка расходов» в комплекс действий, учитывающих бюджетные и внебюджетные источники финансирования. Все действия внутри госпрограммы отныне будут делиться на проектную и процессную часть. В каждом проекте должна быть прописана конкретная цель: чего предполагается добиться при таком-то финансировании. Также будут определены персоны, несущие персональную ответственность за достижение этих целей. Максим Орешкин сообщил, что сейчас новые подходы отрабатываются на пяти пилотных государственных программах, связанных с развитием транспорта, ЖКХ, здравоохранения, сельского хозяйства и образования.

«Важно, чтобы отчёт конкретного министра в парламенте был предметным разговором о достижении ключевых целей государственных программ», – подчеркнул Орешкин. Это, казалось бы, очевидное заявление вызвало у депутатов Госдумы едва ли не эйфорию: до Орешкина этот вопрос никто из членов правительства не поднимал.

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологииВпрочем, одно дело – рассказывать, как всё должно быть, и другое – делать и подавать пример. Заместитель председателя Счётной палаты РФ Вера Чистова заметила, что обсуждение новых подходов к реализации госпрограмм явно затянулось: начался новый бюджетный цикл, а новых документов, определяющих порядок работы с госпрограммами, пока нет. Исполнение по ряду госпрограмм, за которые отвечает Минэкономразвития, Счётная палата оценивает как «ниже среднего».

«Государственные программы не состоялись. И вопрос состоит только в том, кто возьмёт на себя смелость доложить об этом президенту», – так видит ситуацию Андрей Макаров. Депутат обратил внимание Максима Орешкина на тот факт, что значительная часть госпрограмм вносится в Госдуму с нарушением закона «О парламентском контроле», то есть с опозданием – а значит, программы принимаются без учёта замечаний парламентариев. (Так было, например, с госпрограммой развития авиационной промышленности: в Госдуме эксперты вынуждены были обсуждать уже принятый документ – profiok.com). «Вы обязаны были встать на заседании правительства и сказать, что есть замечания Счётной палаты, есть замечания комитетов, более чем по половине программы они требуют доработки по бюджету. Но вы не встали, и 31 марта все эти программы были утверждены правительством», – обратился Макаров к министру. Парламентарий считает, что от госпрограмм нужно переходить к проектному составлению бюджета: в прошлом нашей страны есть хорошие примеры удачной реализации национальных проектов, «которые помнят люди».

Цифровая экономика: больше конкретики!

После того как президент РФ Владимир Путин обозначил на ПМЭФ-2017 необходимость развития цифровой экономики, эта тема, разумеется, стала объектом пристального внимания. Максим Орешкин подчеркнул, что цифровая экономика – важнейший инструмент повышения эффективности во многих сферах, начиная от логистики и электронной торговли и заканчивая социальной сферой и госуслугами. Помимо этого, автоматизация процессов и взаимоотношений между компаниями снизит не только издержки, но и возможность применения коррупционных схем. Например, использование технологии блокчейн для защиты электронных данных Росреестра значительно снизило бы инвестиционные риски.

Однако о том, что именно будет делать государство и правительство для развития цифровой экономики, в выступлении Орешкина сказано не было практически ничего – видимо, поэтому по этой теме было так много вопросов от депутатов.

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологииАндрей Макаров напомнил, что цифровая экономика – это не только принятые законы и выделенные деньги, но и изменение всей культуры и понимания людей, о чём Орешкиным не было сказано ни слова. Игорь Торощин, представляющий фракцию ЛДПР, отметил необходимость формирования комплексного подхода к развитию цифровой экономики, выстраиванию надведомственного взаимодействия, привлечения в эту сферу частного капитала. Андрей Андрейченко (ЛДПР) также призвал к конкретным действиям: по его мнению, доля цифровой экономики составляет лишь два процента от ВВП, что означает потерю конкурентоспособности нашей страны. О стагнации цифровой экономики говорил и Сергей Жигарев (ЛДПР). Он обратил внимание на последовательное сокращение государственных и инвестиционных расходов, в то время как развитие цифровой экономики, напротив, требует значительных инвестиций. Парламентарий призвал Минэкономразвития перейти от инерционной к проактивной инвестиционной политике, предполагающей не сокращение, а увеличение бюджетных инвестиций. Ответы Максима Орешкина на все эти вопросы звучали примерно одинаково: правительство подготовило программу по цифровой экономике, которую можно будет обсудить на специально созданной площадке в Госдуме.

О качестве человеческого капитала

Достижение экономического роста невозможно без повышения эффективности работы, подготовки новых кадров, постоянного повышения квалификации сотрудников. Максим Орешкин рассказал, что его ведомство заканчивает разработку одиннадцатого приоритетного проекта правительства под названием «Производительность труда». Речь идёт о том, что компаниям необходимо осваивать новые управленческие технологии и непрерывно повышать квалификацию специалистов. «Применение современных управленческих практик может на отдельных предприятиях повысить производительность на десятки процентов», – подчеркнул Орешкин.

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологииДепутат Валерий Гартунг («Справедливая Россия») предложил дать налоговую льготу предприятиям, которые за свой счёт повышают квалификацию своих специалистов: возвращать три процента фонда оплаты труда в виде льготы по налогу на прибыль, если предприятия направляют эти средства на подготовку и переобучение кадров.

По словам Орешкина, предполагается пересмотреть нормативы, использование которых определяет избыточную занятость, и не поддерживать искусственную потребность в рабочей силе там, где человека может заменить машина. Однако здесь важно не забыть о людях и обеспечить их трудоустройство в другие места без потери заработной платы. Министр отметил важность создания системы, обеспечивающей «максимальное развитие способностей и талантов человека» на всех стадиях его развития. Кроме того, по его словам, важно «обеспечить мотивацию школьников» и отстроить систему, при которой полученные в школе и в вузе знания будут востребованы. Каким образом предполагается решать столь масштабные вопросы, Максим Орешкин не пояснил.

Шаг вперёд?

Максим Орешкин: нужно осваивать новые управленческие технологииНадо сказать, что персонально в отношении нового министра Дума пока настроена, в общем, положительно. Он молодой, энергичный, много ездит по регионам, активно общается с депутатскими фракциями и профильными комитетами Госдумы. Возможно, это звучит странно, но депутат Андрей Макаров назвал огромным шагом вперёд тот факт, что министр экономики пришёл в Госдуму обсудить прогноз социально-экономического развития, на основе которого будут вноситься изменения в бюджет. «Его предшественник предпочитал в прессе объяснять, достигли мы дна или не достигли», – напомнил Макаров. Однако пока министр лишь демонстрирует готовность общаться и сотрудничать, о реальных «прорывах» и достижениях говорить слишком рано. Как сказал Андрей Макаров, это пока только протокол о намерении, а договор ещё предстоит заключить.

Комментарий profiok.com

Роланд Шарифов«На примере российского правительства видно, насколько непростым управленческим инструментом оказывается проектное управление, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Отрадно, что на таком высоком уровне заговорили о массовом освоении новых управленческих технологий. Думаю, что эту задачу надо решать до того, как начнутся масштабные действия по цифровизации экономики. Ведь суть не в том, чтобы перевести максимум операций в электронный вид. Важно грамотно выстроить иерархию, чётко расписать процессы, связать их между собой, исключить дублирование, восполнить недостающие звенья, а уже потом можно всё это автоматизировать. То же с проектным управлением: пока цели проекта не коррелируют со стратегическими целями компании, пока внутри проекта не выстроено управление качеством, рисками, интеграцией и так далее, пока проекты существуют отдельно друг от друга и никак не взаимоувязаны, никакие волшебные управленческие инструменты и методики не помогут. Помните басню «Мартышка и очки»? Мало заполучить инструмент, нужно уметь им пользоваться! Как показывает пример правительства, даже выбор целевых показателей не у всех получается «с наскока» – это отдельная наука. А в умелых руках, думаю, и госпрограммы могли бы оказаться вполне работающим инструментом. Так что управленцам нужно интенсивно учиться, и спасибо Максиму Орешкину, озвучившему эту мысль с высокой трибуны.

Добавлю лишь, что меня немного смущает ажиотаж вокруг новейших управленческих технологий. При нынешнем состоянии экономики многие задачи приходится решать в «ручном» режиме. Достаточно посмотреть на то, что усилиями Дмитрия Рогозина, Минпромторга и Союзмаша происходит в ОПК, в Арктике, на космодроме Восточный. Это, возможно, не самый эффектный, но точно самый эффективный способ, и с учётом сложного положения, в котором находится страна, не следует о нём забывать».

Фото: пресс-служба ЦЭРС.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4513#ixzz4k0Lwfop1

Картина дня

наверх