На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Экономика зависит от всего – Максим Орешкин

Глава Минэкономразвития прочитал 9 ноября лекцию для студентов НИТУ «МИСиС», в которой рассказал о процессах, происходящих в мировой экономике, и о том, что необходимо сделать в нашей стране для ускорения экономического роста.

Портал profiok.com приводит основные тезисы выступления министра, прозвучавшие в ходе его выступления и ответов на вопросы.

Экономика росла не всегда

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинМинистр начал лекцию с демонстрации графика, отражающего динамику подушевого ВВП Англии с XIV века до наших дней. На нём видно, что в средние века экономика толком не развивалась. С XVIII века началось «движение вверх», которое затем стало заметно ускоряться.

«Экономический рост появился в мире не так давно, – прокомментировал Максим Орешкин. – Он связан с появлением технологий, промышленной революцией, возникновением финансовой и кредитной системы».

Почему рост останавливается?

Любая экономика имеет некий потенциал. Например, в виде предельного количества продукции, которое она может выпустить в данный момент. Чтобы наращивать этот уровень, нужно модернизировать производство, инвестировать, качественно изменять человеческий капитал.

Кроме того, на экономическую ситуацию влияет совокупный спрос. Если он выше текущего экономического потенциала, то это означает, что экономика не справляется, в стране начинается инфляция. Если падает спрос – о росте тоже речи быть не может: наступает безработица, предприятия вынуждены выводить из эксплуатации ненужные мощности и так далее.

Логичный вопрос: можно ли управлять совокупным спросом? Можно и нужно, уверяет Максим Орешкин. И для этого есть инструменты в виде бюджетной и кредитно-денежной политики. Например, основная движущая сила в современной рыночной экономике – кредиты, формирующие более высокий уровень спроса. Впрочем, не стоит думать, что кредитами можно «разгонять» рост до бесконечности, но без доступного кредитного предложения экономика расти точно не будет.

Почему замедляется глобальная экономика?

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинКазалось бы, раз есть инструменты, с помощью которых можно управлять процессом, особых проблем быть не должно. Однако мировая экономика только-только начала оправляться от кризиса 2008-2009 года, и её темпы роста прогнозируются на уровне чуть ниже 3 процентов.

По словам Максима Орешкина, управление совокупным спросом становится одной из самых серьёзных проблем для мировой экономики. «Текущая модель формирования совокупного спроса, которую мы видели в последние десятилетия, во многом себя исчерпала», – считает министр.

По его словам, если на протяжении нескольких последних десятилетий при падении совокупного спроса достаточно было просто снизить процентные ставки, как рост кредитования вновь приводил экономику в движение. Сейчас целевых уровней спроса не помогают достигать даже нулевые процентные ставки. Именно поэтому и США, и Европа так долго приходили в себя после кризиса.

«Речь идёт о том, чтобы бюджетная и кредитно-денежная политика работали в унисон», –объяснил Орешкин, добавив, что для этого необходим единый центр управления, который должен добиваться целевой инфляции и целевого уровня спроса.

Для Евросоюза это особая проблема, потому что валюта в странах ЕС единая, а бюджетная политика везде управляется автономно. В результате даже при отрицательных процентных ставках спроса не хватает. А чтобы внутри Европы всё заработало так, как хотелось бы, страны с положительным бюджетным балансом, например, Голландия или Германия, должны тратить деньги в Испании или Греции. Но этого не происходит, потому что единой бюджетной политики в ЕС нет.

Что нужно делать, чтобы «подтолкнуть» рост?

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинЧтобы подробно ответить на вопрос, как можно добиться экономического роста, министру, наверное, пришлось бы прочитать целый курс лекций. Поэтому отвечал он схематично. Если суммировать то, что пытался объяснить студентам Максим Орешкин, то короткий и ёмкий рецепт звучит так: нужно инвестировать. Студентам – тратить деньги на образование, а не на новый смартфон. Предприятиям – расходовать средства на развитие, а не на потребление.

«Экономический рост зависит от того, на что тратит деньги экономика», – резюмировал министр.

Для роста важна структура спроса. По расчётам Минэкономразвития, есть прямая зависимость темпов роста ВВП на душу населения от того, какую часть ВВП страна тратит на текущее потребление, а что инвестирует в развитие. Это же подтверждает опыт успешно развивающихся стран: например, Китай тратит на инвестиции более 40 процентов того, что зарабатывает национальная экономика.

В России доля инвестиций в ВВП должна составить 21,6 процента. Стоит заметить, что ВВП – это не только объём того, что произведено в экономике, но и сумма доходов, которые в ней созданы, включая доходы компаний, граждан и государства. Эти доходы могут быть потрачены на текущие нужды, выведены из страны или инвестированы в развитие. Так что, произнося слова «страна инвестирует», министр говорит не только о государственных инвестициях, но и, например, о том, как граждане распоряжаются своими сбережениями (правда, около двух третей российских семей вообще не имеют возможности делать накопления, но это частности – прим. profiok.com).

«Чтобы выйти на более высокие темпы экономического роста, надо изменить структуру потребления, сделать её направленной в будущее, а не на текущий момент», – подытожил Максим Орешкин.

Как нарастить объём инвестиций?

Итак, чтобы добиться роста, нужно наращивать инвестиции. А как это сделать?

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинПо словам Максима Орешкина, тут государство намерено действовать сразу в трёх направлениях. Во-первых, вкладываться в развитие инфраструктуры, поскольку такого рода расходы нельзя возложить ни на граждан, ни на частные компании. Тем более, что отдача от любого инфраструктурного объекта распространяется очень широко. Как считает Орешкин, увеличивать инфраструктурные расходы можно за счёт сокращения прочих неэффективных расходов. Правда, от конкретизации министр воздержался.

Второе направление увеличения инвестиций – стимулирование инвестиционной деятельности компаний. Для этого государство собирается улучшать инвестиционный климат, совершенствовать регуляторику, создавать для бизнеса предсказуемые условия. Реформа, называемая регуляторной гильотиной, по словам Орешкина, идёт «очень непросто и тяжело», но он выразил надежду, что к 2021 году избыточные процедуры будут устранены.

Наконец, большие надежды государство возлагает на сбережения населения. Нет, речь не о том, чтобы их отнять (правда, стоит прочитать публикацию profiok.com о накопительном пенсионном продукте), а о том, чтобы они не лежали мёртвым грузом, а работали в экономике и создавали добавленную стоимость. Это может быть покупка акций, размещение средств на депозитах, покупка недвижимости и так далее. «Важно, чтобы люди понимали, что они не потеряют деньги», – заметил министр (то-то и оно, но об этом ниже – прим. profiok.com).

Словом, для перехода к форсированному росту вся страна должна начать откладывать текущее потребление ради ещё большего потребления в будущем.

Социальное неравенство – тормоз на пути развития

Как считает Максим Орешкин, если первая по значимости проблема мировой экономики связана с неспособностью экономической политики справиться с высоким уровнем долга компаний и государств, то вторая – это социальное неравенство, которое за последние десятилетия достигло рекордных значений.

Министр связывает обострение неравенства с тем, что глобализация дала возможность резко увеличить объём создаваемой добавленной стоимости. Ряд стран, в том числе Индия и Китай, воспользовались этим моментом эффективно и вывели из нищеты миллиарды людей. А в так называемых развитых странах весь прирост добавленной стоимости забрала себе узкая прослойка людей, владеющих и управляющих транснациональными корпорациями. В итоге даже в США на протяжении последних 20-30 лет доходы среднего класса не растут, и это приводит к политическим проблемам. Впрочем, неравенство вообще является якорной причиной политической турбулентности во всём мире, добавил Орешкин.

В России уровень неравенства тоже высокий, и это важная проблема для нашего экономического развития. Единственный позитивный момент заключается в том, что у нас он, в отличие от развитых стран, уже лет десять не растёт. Государство пытается его снижать, повышая МРОТ и зарплаты бюджетникам, но пока он остаётся высоким, посетовал министр.

Кредит, да не тот

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинВернувшись к теме кредитов, Максим Орешкин заметил, что двигать экономику вперёд будут не те кредиты, которые взяты на текущие нужды, а те, которые направляются на развитие (может быть, банкам стоит, наконец, перестать навязывать кредиты пенсионерам и начать вкладываться в развитие экономики? судя по всему, их этому не учили – прим. profiok.com).

Сложившаяся структура кредитного портфеля министра не устраивает: в последнее время доля ипотечных и корпоративных кредитов снижается, а потребительских – возрастает. Ясно, что ни о каких вложениях в развитие речь тут не идёт. Если лет десять назад кредиты компаний составляли около 10 процентов общего кредитного портфеля, то сейчас это всего 1 процент. С потребительскими кредитами ситуация обратная: люди берут их всё больше и больше, но не только не инвестируют, но и просто ничего не покупают, поскольку новые кредиты уходят на погашение выплат по старым. «Скоро войдём в отрицательную зону», – предупредил министр.

Странно, конечно, что Орешкин не связывает этот пункт с предыдущим, в котором он говорил о неравенстве. Когда в стране столько бедных, какие уж тут инвестиции…

Технологии как драйвер роста

Ещё один момент, на котором остановился Максим Орешкин, касался развития прорывных технологий. Министр успокоил студентов: внедрение технологий искусственного интеллекта вовсе не грозит молодым людям безработицей. Более того, по словам министра, переживать надо не за риски для рынка труда, а за то, что новые технологии, приносящие новые рабочие места с новым качеством и уровнем дохода, внедряются слишком медленно.

Кроме того, Орешкин заметил, что нужно следить за тем, как распределяется внутри общества выгода, которую общество получает от внедрения новых технологий. «Эффекты от внедрения новых технологий должны доставаться всему обществу, а не монополизироваться», – подчеркнул министр, имея в виду крупные глобальные ИТ-компании, бесстыдно монополизировавшие многие рынки.

Революция или эволюция?

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинМинистра спросили, нужно ли пытаться подстегнуть рост искусственно или стоит сделать ставку на эволюционное развитие, как это сделали развитые европейские страны.

«Если ты в какой-то области отстаёшь в уровне развития, то ожидать, что у тебя эволюционно что-то само вырастет, очень сложно», – прямо ответил Орешкин. Кстати, по поводу эволюционного развития Запада у него тоже есть сомнения: можно ли считать эволюционным скачок в экономическом развитии Великобритании, накопившей капитал за счёт выкачивания ресурсов из колоний?

Так что, по мнению министра, в тех сегментах, в которых у России пока нет компетенций, развиваться нужно революционно – накапливать капитал (парадокс! как можно его накопить на раз-два? – прим. profiok.com), заниматься образованием, повышать квалификацию.

Правда, тут есть одна ловушка: начав помогать развиваться той или иной сфере, важно вовремя отпустить её в самостоятельное плавание, чтобы она «не сидела на постоянной государственной поддержке».

«Нужно точечно помогать на стартовом этапе, а затем погружать субъекты в конкурентные условия, – считает Орешкин. – Конкуренция – лучший двигатель развития» (и мы это уже видим, рынок всё разрулит, конечно – прим. profiok.com).

Сугубо экономических мер не бывает

Стоит сказать, что перед студентами Максим Орешкин выступает гораздо эффектнее и увереннее, чем на «правительственном часе» в Госдуме. Он отлично держит аудиторию, хорошо говорит, владеет темой, не теряет нить беседы, ловко парирует и шутит к месту.

Невольно думается: может быть, ему и стоило бы преподавать? Развивать разные теории, делать прогнозы, писать аналитические статьи, разрабатывать стратегии, отстаивая свою правоту, но даже не пытаясь воплотить свои выкладки в жизнь? Мы честно просмотрели всю видеозапись от начала до конца и с трудом улавливаем, как можно всё сказанное применить к реальности. А что могли понять молодые люди? 

Отвечая на вопрос о том, какими же всё-таки экономическими мерами правительство будет добиваться роста, Орешкин ответил прямо и честно. Он сказал, что никаких сугубо экономических мер не бывает, потому что «экономика зависит от всего», даже от психологии. Позволим себе продолжить эту мысль: если экономика зависит от всего, то для того, чтобы она росла, все должны этого хотеть. Даже те, о ком мы все думаем, когда произносим словосочетание «социальное неравенство».

Экономика зависит от всего – Максим ОрешкинБудучи самым молодым министром страны, Максим Орешкин, вполне вероятно, искренне верит в выводы своих аналитиков, в собственные умозаключения, в тезисы, изложенные мэтрами мировой экономики. Но, может быть, в силу возраста, у него не укладывается в голове, что россияне не начнут инвестировать и класть деньги на депозиты, пока не уйдёт поколение, несколько раз потерявшее все вклады. Да и нечего, по сути, вкладывать.  Предприятия не начнут инвестировать и развиваться, пока ими руководят те, кто помнит лихие 1990-е, когда, едва став заметным, можно было в один день лишиться всего нажитого.

Есть и другая проблема: судя по всему, Орешкин излагает точку зрения, которую разделяют далеко не все лица, принимающие стратегические решения. Единомышленников бы ему – глядишь, хоть куда-нибудь что-нибудь уже сдвинулось бы с мёртвой точки. Но далеко ли могут увезти воз лебедь, рак и щука?

В середине октября на такой же встрече со студентами министр честно сказал, что для того, чтобы в стране что-то изменилось, необходима смена поколения. Может быть, этим и вызвано его желание общаться с молодёжью? Надеется, что хотя бы эта аудитория его поймёт?

Впрочем, зря надеется. Судя по вопросам, у молодого поколения нет никакого желания ни в чём разбираться. Орешкина попросили выбрать лучший вопрос по итогам встречи, и он это сделал с колоссальным трудом, поскольку выбирать было не из чего. А единственный молодой человек, который говорил по делу, бодро и бойко, вместо вопроса попросил Минэкономразвития профинансировать его стартап. Смена поколения, говорите, Максим Станиславович?

«Не надо просить у государства то, что вы можете сделать сами, – увещевал студентов министр. – Есть идея – соберите коллектив, найдите инвесторов, докажите, что не потеряете их деньги».

В заключение встречи Орешкина попросили сформулировать что-то вроде любимого изречения. Он в очередной раз (это уже было на предыдущих лекциях, но всё равно же никто не слушает – прим. profiok.com) ответил, что главное – оглядываясь назад, видеть свои промахи и недочёты: это значит, что ты растёшь и развиваешься.

Будем надеяться, что министр Орешкин оглядывается регулярно. Иначе потом столько промахов обнаружится – только разгребай… 

 

 

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10407#ixzz66MfMIZbM

Картина дня

наверх