На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Алексей Рахманов: «Судостроение – важный фактор российской истории»

В доме Российского исторического общества (РИО) прошла выставка, посвящённая 350-летию отечественного государственного судостроения. Экспозиция была сформирована фондом «История Отечества» при поддержке РИО и АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК).

Всё началось в Дединове

В июне 1667 года царь Алексей Михайлович повелел: «Для посылок из Астрахани на Хвалынское (ныне Каспийское – profiok.com) море делать корабли в Коломенском уезде, в селе Дединове». Построенный по царскому указу на верфи села Дединово фрегат «Орёл», созданный по голландской технологии, стал первым отечественным военным кораблём. И хотя регулярный флот в России был создан, как все знают, при Петре I, историю российского государственного судостроения стоит отсчитывать с создания «Орла». Не случайно считается, что изображение именно этого фрегата венчает шпиль Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Есть и ещё одна важная деталь. Многие специалисты уверены, что именно на «Орле» впервые был поднят трёхцветный российский триколор. Прямых доказательств этому утверждению нет, однако сохранились закупочные ведомости, подтверждающие факт приобретения для корабля тканей трёх цветов – белого, лазоревого и черешчатого, то есть белого, синего и красного.

Словом, несмотря на то, что «Орёл» успел совершить всего одно плавание, после чего был сожжён участниками восстания Степана Разина, он стал символом и легендой в истории российского кораблестроения – а значит, и российской истории.

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!На выставке были представлены модель фрегата «Орёл» и книга голландца Яна Стрейса «Три путешествия». Это едва ли не единственное развёрнутое свидетельство плавания «Орла»: Ян Стрейс служил на фрегате парусным мастером. В книге есть иллюстрация, где фрегат изображён на фоне Астрахани. Это единственное дошедшее до нас изображение «Орла». Пётр I, заинтересовавшийся судьбой корабля, построенного по распоряжению отца, заказал для себя перевод книги Стрейса на русский язык. «И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго семени, произошло нынешнее дело морское», – впоследствии написал Пётр I в предисловии к Морскому уставу 1720 года.

Преемственность, мощь и… красота

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!Конечно, создать экспозицию, полностью и детально иллюстрирующую всю многовековую историю отечественного судостроения попросту невозможно: экспонаты и документы не поместились бы не только в Стрелецком зале дома РИО, но и в любом огромном выставочном центре. Организаторы выставки вышли из положения изящно и, пожалуй, единственно возможным образом. Во-первых, представленная экспозиция охватила только 250-летний период, то есть интервал с 1667 по 1917 год. Во-вторых, акцент был сделан на отдельных темах и эпизодах – например, на истории Архангельского адмиралтейства или на создании потешного флота Павла I в Гатчине.

Гравюры и фотографии, чертежи и архивные документы, относящиеся к разным историческим периодам, попав в одно небольшое помещение, заставляют буквально ощутить пульс истории. Посетитель выставки начинает понимать, что в истории не бывает случайных эпизодов, а каждый следующий виток или этап так или иначе опирается на предыдущие. Так, красной нитью через всю историю российского судостроения проходят слова Петра I о том, что «всякий потентант, который одно войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который флот имеет, обе руки имеет».

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!Самым, пожалуй, «живым» экспонатом выставки оказался инженерный альбом начала прошлого столетия, иллюстрирующий производство башенных установок для кораблей типа «Севастополь» и «Императрица Мария». В отличие от остальных книг и документов, размещённых на витринах под стеклом, этот альбом можно было взять в руки и полистать. Удивительно, какие профессионалы работали в кораблестроении более сотни лет назад: дело не только в техническом совершенстве деталей, но и в мастерстве фотографа, явно влюблённого в своё дело и стремившегося превратить каждый технический снимок в шедевр. В итоге любой, кто держит в руках этот альбом, не только удовлетворяет чисто технический интерес, но получает эстетическое наслаждение. Отметим, что этот экспонат был передан на выставку из личной коллекции президента ОСК Алексея Рахманова. «В любом деле нужно держаться корней, – считает Алексей Рахманов. – Корабельное дело давно стало явлением русской культуры, а судостроение – важным фактором нашей истории».

Зачем нужна ретроспектива?

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!Очевидный ответ на вопрос о том, зачем нужно знать и изучать историю развития судостроения в частности и отечественной промышленности в целом, связан с сохранением национального достояния и культурного наследия России. Однако этим аспектом важность исторического знания и анализа не исчерпывается.

В начале февраля в доме Российского исторического общества прошёл круглый стол под названием «Судостроение в исторической ретроспективе: уроки истории». Председатель РИО Сергей Нарышкин подчеркнул, что при решении многих актуальных проблем может помочь инструментарий исторической экспертизы. По мнению Нарышкина, для понимания современных реалий, например, причин и последствий «санкционной шизофрении», весьма показательна история промышленных войн. С помощью исторических примеров и параллелей можно оценить состояние и дать прогнозную оценку дальнейшего развития отрасли. «Мы должны избежать ошибок при формировании современного облика отечественной индустрии», – подчеркнул министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, пообещавший подумать о проведении подобных выставок «по целому ряду отраслей, имеющих глубокую историю».

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!Наконец, ретроспектива важна для популяризации отрасли, для создания образа отечественной промышленности как важнейшего фактора развития нашей страны. Такой подход не только усилит гордость граждан достижениями российской промышленности, но и будет способствовать притоку в отрасли новых кадров.

Разумеется, столь масштабные задачи по популяризации истории нашей промышленности не могут быть решены силами РИО или ОСК. Понятно, что чем больше корпораций, организаций и структур подключится к этой деятельности, тем более широкие слои общества окажутся вовлечёнными в неё. Так, присутствовавший на круглом столе в РИО замдиректора телеканала «Россия» Сергей Брилёв подтвердил, что канал заинтересован в создании кинопродукта, приуроченного к 350-летнему юбилею российского судостроения. Брилёв заверил, что «зрительно эта тематика очень востребована», и рассказал о готовящемся фильме, посвящённом героическому переходу советского ледокола «Анастас Микоян», совершённому в годы Великой Отечественной войны из Чёрного моря на Дальний Восток по Северному морскому пути.

История не заканчивается

Достойное вечного прославления. Государственному судостроению – 350!Остаётся добавить, что доблестная история российского судостроения отнюдь не заканчивается 350-летним периодом. Отечественные корабелы продолжают славные традиции своих предшественников и сегодня создают суда и корабли, которые становятся частью истории. Новые поколения граждан России будут гордиться ими.

Вот лишь некоторые примеры. Завершаются испытания фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков», не имеющего аналогов в мире. В минувшем году спущен на воду, а к концу 2017 года должен вступить в строй самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Арктика», способный разламывать лёд толщиной три метра. Это полностью отечественный проект, не зависящий ни от каких санкций. При его строительстве применялись технологии, которые до этого в атомном судостроении никто не использовал – например, регулируемая осадка позволит «Арктике» работать не только в океане, но и в устьях рек. Создатели ледокола утверждают, что «Арктика» может работать без перезарядки несколько лет. С развитием отечественного ледокольного флота Северный морской путь станет всесезонным и круглогодичным, что, конечно, серьёзно повлияет на экономическую карту мира. У Минпромторга есть планы и по развитию пассажирского судостроения – например, по строительству круизных лайнеров, которых никогда не производили ни в России, ни в Советском Союзе.

Словом, отечественным судостроителям есть чем гордиться и есть что вписать в историю российского судостроения, начавшуюся три с половиной века назад.

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«Мы бесконечно гордимся нашими партнёрами, которые поддерживают благотворительные и образовательные проекты, занимаются популяризацией прошлых и современных достижений своих компаний и предприятий, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Насколько я знаю, это далеко не первый просветительский проект, в котором участвует Объединённая судостроительная корпорация. Не так давно, например, специалисты ОСК читали лекции о гражданском и военном кораблестроении в Центральном военно-морском музее. Это очень хорошо, ведь привлекать талантливую молодёжь в отрасль нужно не только высокими зарплатами или карьерными перспективами. Молодым людям важна романтика, а её в профессии кораблестроителя хоть отбавляй. Важно, чтобы люди об этом знали и помнили. Замечу, что ОСК вообще много занимается молодёжью. Представители этой компании участвуют в форумах «Инженеры будущего», во всероссийском конкурсе «Молодой аналитик». В прошлом году корпорация стала партнёром Национальной парусной лиги – казалось бы, проекта, напрямую не связанного с судостроением, но раскрывающего его притягательность и романтику. Налицо системный подход: Объединённая судостроительная корпорация действует по всем возможным направлениям, не только сохраняя историю отечественного судостроения, но и формируя его настоящее и будущее.

Небольшая, но содержательная выставка в доме РИО – важный шаг на пути популяризации истории, традиций и достижений отечественного судостроения, истории развития нашей великой страны, её побед и достижений. Думаю, подобных выставок должно быть и будет ещё много».

Фото: пресс-служба ЦЭРС,



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4094#ixzz4av7RSpsJ

Картина дня

наверх