На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Кастовый мир или один из вариантов развития социума.

Человеческий муравейник, или Кастовое общество близкого будущего.

Довольно скоро (по историческим меркам) Земля превратится в один огромный мегаполис. Вся территория земной суши будет покрыта одним бесконечным городом – прекрасным, как букет орхидей и лотосов. По верхним этажам его зданий будут ходить такие же прекрасные люди: высокие, стройные, с идеальными чертами лица, в тонких красивых переливающихся одеждах. Эти люди будут слагать стихи, изучать историю, проводить время в интеллектуальных спорах и участвовать в спортивных состязаниях.

Чуть ниже будут располагаться другие люди, основной задачей которых будет интеллектуальное обеспечение построенной системы. У них будут огромные головы, Bluetooth-роутеры в мозгу, USB-коннекторы на пальцах и зрение, синхронизированное с частотой мерцания монитора. Возможно, у них не будет ног: умение самостоятельно передвигаться не является обязательным условием обеспечения мыслительного процесса, и весьма вероятно, что от таких излишеств их освободят на генетическом уровне.

Ещё ниже будут обитать солдаты и охранники. У них будут отличные рефлексы, потрясающая выносливость, огромные кулаки и маленький мозг. Да-да, именно для того маленький, чтобы в него было труднее попасть пулей. А вы что подумали?

Дальше (то есть ниже) по нисходящей – управленцы, отпечатки пальцев которых будут содержать рисунок логотипа компании, которой они принадлежат, инженеры, рабочие, обслуга. Все они будут рождаться с определенным набором навыков и утилизироваться по мере того, как доступные им навыки устареют.



Вам уже интересно, что курил автор? Соглашусь, интерес закономерный. Но прежде чем делать выводы, почитайте новости о том, как китайский ученый создал первых генно-модифицированных человеческих близнецов.

Разумеется, ученый действовал исходя из самых лучших побуждений. Борьба с болезнями, устранение генетических аномалий, здоровые дети и счастливые родители – что может быть лучше? А лучше может быть только стремление сделать человека ещё лучше! Не просто победить болезнь, а сделать его невосприимчивым к определенным болезням! Не просто сделать его физически сильным, а превратить в настоящего богатыря! Не «среднего роста» (долой все среднее при наших-то возможностях!), а сразу чтобы в центровые баскетбольного клуба годился!

Ну а там уже недалеко и до встроенных Bluetooth-роутеров недалеко. Технологии-то позволяют…

А уж ноги-то удалить уже и сейчас, наверное, не проблема…

Все мы искренне верим, что большинство ученых — люди не только умные, но и порядочные. Но в то же время осознаем, что большинство — это не все. И при наличии отработанных технологий станет уже не так уж важно, насколько принципиальным окажется тот или иной светлоголовый гений. Увы, миром правят не ученые, а люди, гораздо более циничные и прагматичные. И их личный, шкурный интерес вполне может привести к тому, что через три-четыре столетия описанный выше «человейник» станет суровой реальностью.

Поэтому так важна моральная, этическая составляющая подобных экспериментов. Поэтому при всей колоссальной важности технического и научного прогресса мы должны ставить во главу угла все-таки именно то, что отличает нас от насекомых и делает людьми. В конце концов, человечество уже знает примеры создания вполне устойчивых кастовых обществ. Думаете, в той же Индии описанный выше вариант нашего будущего у всех вызовет отторжение? Да нет же, «всегда так жили», а тут такой замечательный способ оптимизировать систему…

Однако, помимо генетики, для успешной социальной сегрегации крайне важен такой фактор, как образование. Ведь для того, чтобы успешно манипулировать человеком, нужно быть умнее и образованнее его. Во всяком случае, это верно именно для манипуляции крупными массами людей: одним можно манипулировать с помощью денег, другого можно запугать, третьего подсадить на наркотики, но когда речь заходит о целых социальных слоях, требуется что-то более фундаментальное.

И именно образование как раз и является тем фундаментом, который может позволить не просто генетически изменить человека, но и внушить ему, что жизнь в определенных условиях является для него единственно возможной. А с образованием у нас, как показывает практика, не просто «все плохо», а как-то подозрительно плохо. Увы, некоторые образовательные инициативы властей и частных «радетелей» подозрительно напоминают стремление разделить образование для разных сословий, в зависимости от кошелька и роли, которая этому сословию отведена в нашем прекрасном (не для всех) будущем.

В последнее время было озвучено немало инициатив, связанных с реформой нашего образования. Не будучи специалистом в данном вопросе, я, казалось бы, не имею права выносить какие-то суждения по ним. И все-таки я попробую. Тем более что поговорку «война слишком серьезное дело, чтобы доверять её одним военным» никто не отменял. А образование ничуть не менее важно, чем война. Это, в некотором роде, тоже война – за наше будущее, за перспективы наших детей и внуков.

Кроме того, позволю себе усомниться в том, что компетентное мнение тех, кто «внутри процесса», всегда так уж безоговорочно правильно. Например, я ещё помню девяностые и то, как у нас нахваливали Дж. Сороса. Он и гранты дает, он и на составление учебников деньги выделяет, и учителей поддерживает, и педагогические вузы. В общем, не человек, а икона. И говорили это в том числе и прежде всего сами педагоги или те, кто по роду службы должен озвучивать их мнение.

Поэтому настаиваю: наше с вами мнение на сей счет может оказаться ничуть не менее квалифицированным, чем мнение министра образования, например. И продолжу окидывать взглядом запущенный процесс со своей колокольни.

Итак, сейчас очень носятся с идеей «цифровизации» процесса образования. Председатель правительства Дмитрий Медведев ещё в 2017 году заявил, что мы начинаем реализовывать приоритетный проект «Цифровая школа». А недавно где-то в недрах Высшей школы экономики родилась идея перевода всего образовательного процесса на онлайн-курсы. И идея эта, надо сказать, находит немалое количество сторонников именно среди тех, кто профессионально занимается образованием наших детей.

Их, наверное, где-то даже можно понять: куда ни глянь, всюду экономия, оптимизация и эффективный менеджмент. Студентов можно оставить дома, соответственно, аудитории можно перестроить и сдать под офисы. А постепенно, по мере накопления образовательного видеоматериала, можно будет избавиться и от преподавателей. А и правда, на кой нужны эти дармоеды? Нажал студент кнопку, скачал нужный курс пятилетней давности, да и учится себе потихоньку.

Поэтому «преподов» тоже разогнать. Оставить «конечного выгодоприобретателя» и несколько человек для экзаменационной (она же и приемная – оптимизируем до конца!) комиссии. Нет, ну а чего мелочиться? Тем более что в сухом остатке у нас получится именно столь любимая господином Медведевым «цифровая экономика»: бренд вуза, его логотип, несколько терабайт образовательного видео да с десяток человек в штате (как бы от них тоже избавиться — портят ведь всю картину!) некогда приличного учебного заведения (это не относится ко ВШЭ вообще никак, это абстракция для полноты образа). Красота, огромная эффективность в пересчете на одного занятого, чистой воды цифровая маниловщина… Ой, извините за досадные опечатки в слове «экономика».

Однако тут наблюдается некий интересный (и не очень приятный) эффект… Поскольку «не все ж в России дураки», некоторые серьезные люди резонно говорят: а контроль как же? При таком-то чудесном образовании где гарантия, что у нас не появится миллион «квалифицированных специалистов» по сходной цене, уровень знаний которых будет где-то на уровне плинтуса, но диплом которых будет довольно сложно оспорить?

Да и шкурный интерес многих гуру образования задет: если допустить бардак с экзаменами и получением дипломов, студенты будут платить не уважаемым профессорам, деканам да ректорам, а обычным репетиторам, которые переквалифицируются в «студента Васю» и отлично сдадут экзамен за сравнительно небольшие деньги.

Не верите в такие чудеса? Так не бывает? А как вам умное слово «прокторинг»? Это, если кто не знает, специальный мониторинг, при котором сотрудник вуза через веб-камеру наблюдает за экзаменом и следит, чтобы не было никаких нарушений. А для полного счастья планируется использовать ещё и биометрические датчики, чтобы иметь возможность убедиться, что перед экзаменатором сидит именно тот, кому потом будет выдан диплом.

То есть вопрос «удаленных экзаменов» уже сейчас не кажется нашим чиновникам чем-то невероятным. Было бы желание, как говорится, а экзамены и на дому примем. Правда, не совсем ясно, как можно решить проблему «шпаргалок» прямо на мониторе, или проблему второго (третьего, четвертого – современная техника позволяет) монитора, где будет «ин реал тайм» прокручиваться нужная картинка или документ.

Но главное: наши чиновники нашли повод в очередной раз усилить контроль. Причем на этот раз уже серьезно, с использованием биометрии и электронных «досье» на учащихся.

"АСИ разработало проект отказа от бумажных дипломов и бумажных трудовых книжек. Вместо них будут вводить электронный индивидуальный профиль компетенций.
Там будет вся информация об учащемся, все его шаги, все его достижения и промахи. И ничего уже в этом портфолио нельзя будет изменить и вычеркнуть. Раньше, если у вас что-то не получилось, например, человек не поступил в институт, он делал попытку на следующий год. Теперь, если ты не отвечаешь соответствующим критериям, ты никогда не сможешь поступить в этот институт."



Была разработана система «Контингент», в которую должны были входить все данные об учащемся, включая данные из ЗАГС, ФМС, Пенсионного фонда, школ, вузов и т.д. Причем она была даже принята Думой, и только то, что законопроект не подписал президент, пока не позволяет ему вступить в силу.

А то, о чем сказано выше, это уже и есть зачатки той социальной сегрегации, о которой говорилось выше. Она начинается не тогда, когда где-то появляются элитные школы и заведения для богатых – такое было всегда, и какой-то большой беды это не несет. А вот когда перед молодым человеком на основании школьных оценок захлопываются двери высших учебных заведений — это уже как раз сегрегация. Причем сегрегация самого глупого толка – увы, ребенку может не повезти с учителями, или по собственной глупости он может запустить процесс учебы, что отнюдь не делает его менее способным, чем большинство.

Но вместо второго шанса он может получить вердикт «годен к низкооплачиваемой непрестижной работе», и перепрыгнуть через этот электронный барьер большинству окажется уже не под силу.

Подводя итог своего, вероятно, не слишком компетентного погружения в мир современных российских образовательных инициатив, я хочу сказать вот что.

Дорогие радетели за будущее нашего образования, цифровизаторы и оптимизаторы! Пожалуйста, помните, что процесс образование сводится всего к двум вещам: педагогам и эффективному контролю за их деятельностью. Поэтому, если уж вам так неймется, подумайте о том, как повысить престиж профессии педагога, чтобы привлечь туда как можно более компетентные кадры. Ну и систему контроля, основанную на независимой оценке знаний учеников, все-таки неплохо бы продумать. ЕГЭ, к сожалению, пока такой системой не стала, и это пора уже признать.

А ещё совет чисто практического свойства. Давно пора понять, что из таких структур, как Высшая школа экономики, не исходит ничего хорошего и перспективного. А Герман Греф никогда ещё не поддерживал ничего, что действительно принесло бы пользу нашему государству. Поэтому когда вы видите их в первых рядах грядущей образовательной реформы, отключите голову и просто на рефлексах крикните – нет, только не это!

А то ведь доиграетесь, правда. Быть вам, при вашем-то невеликом уме, на самых низших этажах человеческого муравейника…

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх