На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Судостроение обновляет стратегию развития

Минпромторг разместил на сайте проект стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года и дальнейшую перспективу. Портал profiok.com рассказывает, что ждёт отечественное судостроение, чем новая стратегия отличается от действующей, утверждённой в 2007 году, и за счёт чего Минпромторг собирается наращивать темпы промышленного производства.

Три сценария: какой выберем?

Аналитики Минпромторга предлагают рассматривать три сценария развития отрасли: консервативный, инновационный и целевой. Они увязаны с возможными сценариями развития отечественной экономики в целом.

Консервативный сценарий выглядит довольно пессимистично. При цене нефти в 40 долларов за баррель и низком уровне господдержки и финансирования возможно будет развивать только приоритетные проекты, связанные с ГОЗ. Спрос на гражданскую продукцию расти не будет, на военную – начнёт снижаться по мере исполнения ГОЗ. Перспективные НИОКР будут отложены. В этих условиях производство в отечественном судостроении начнёт снижаться, и спад этот продолжится до 2025 года. Поскольку ожидается, что ВВП будет расти хотя бы на 1,2 процента в год (иначе сценарий назывался бы апокалиптическим – прим. profiok.com), после 2025 года всё же начнётся рост. В 2035 году он составит 34 процента по отношению к 2017 году, что составит 553 миллиарда рублей. Те же колебания аналитики Минпромторга ожидают от производительности труда: она сначала снизится, а после 2025 года начнёт расти.

Целевой сценарий, который авторы стратегии называют также форсированным, возможен лишь в том случае, если экономика перейдёт в фазу ускоренного роста, а нефть будет стоить около 75 долларов за баррель. В такой ситуации государство сможет позволить себе значительно увеличить поддержку отрасли. В военном кораблестроении будут создаваться перспективные образцы военно-морской техники, в гражданском грядут прорывы на новые рынки, во всей отрасли ожидается модернизация производственных мощностей и рост производительности труда. Производство судостроительной продукции к 2025 году удвоится, а в 2035 году вырастет по отношению к 2017 году почти в 3,5 раза.

Судостроение обновляет стратегию развитияПромежуточный вариант авторы документа называли инновационным сценарием: нефть по 60 долларов за баррель, госдотации при одновременном росте спроса на продукцию отрасли, развитие современной транспортной инфраструктуры, модернизация ТЭК. В этих условиях объём производства вырастет в полтора раза к 2025 году, а к 2035 году – почти в 2,5 раза, до 937 млрд рублей. Эту картину Минпромторг характеризует как «умеренные темпы развития при умеренном росте экономики».

«Если внимательно смотреть на прогнозы МЭР и господина Орешкина, то самым реальным выглядит консервативный сценарий, – объяснил порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Однако судостроение – настолько стратегически важная отрасль, что падения производства, а тем более прекращения создания научно-технического задела руководство страны не допустит. И здесь дело не только в деньгах, но и в регулировании: отечественные судопроизводители должны получить преференции на внутреннем рынке. Первые шаги уже делаются: например, недавно Минпромторг внёс в правительство предложения по изменению в Кодексе торгового мореплавания, согласно которым с 2019 года нефть и газ, добытые в российской Арктике, нельзя будет перевозить на судах иностранного производства. Хочешь возить – сначала построй судно, разместив заказ на российском предприятии. Так что я бы, пожалуй, назвал самым реалистичным промежуточный сценарий, в который заложен умеренный рост. К тому же проекты, с помощью которых можно достичь этого роста, у нас есть. Большинство из них связано с освоением Арктики и развитием Северного морского пути».

Добавим, что для любого из сценариев потребуется пересмотреть все остальные стратегические документы. Как говорится в проекте Стратегии, её реализация «может потребовать пересмотра параметров и объёмов ассигнований, предусмотренных на реализацию государственных программ Российской Федерации».

Военное судостроение: строительство авианосцев откладывается

Судостроение обновляет стратегию развитияРоссийская судостроительная отрасль до сих пор имела, в основном, оборонную направленность. По данным Минпромторга, в последние пять лет до 90 процентов продукции предприятий отрасли имеет военное назначение. Сегодня Россия занимает 12 процентов рынка военного кораблестроения, это вторая позиция после США. При этом Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) – это седьмой производитель в мире по объёму выпуска продукции военного кораблестроения.

Российские судостроители выпускают подводные лодки, фрегаты, корветы, пограничные, сторожевые, десантные и ракетные корабли и множество судов специального назначения. В ближайшие годы приоритетными направлениями станут строительство многоцелевых и стратегических атомных подлодок и создание кораблей так называемого «москитного флота», то есть небольших, но хорошо вооружённых кораблей, которые предназначены для ведения боевых действий в прибрежный районах.

«Фундаментальной проблемой при обновлении корабельного состава отечественного флота остаётся несовершенство государственного планирования», – констатируют в Минпромторге. Выход, который предлагают аналитики, хрестоматийно прост. Это «усиление взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь – Минобороны РФ и Минпромторга РФ, с базовыми государственными научными центрами судостроительной промышленности». Теперь прогнозирование тенденций развития военного кораблестроения, определение приоритетов этого развития, подготовка технических заданий и так далее будут производиться согласованно. Таким образом, к развитию военного кораблестроения планируется применить, наконец, комплексный подход.

«Стратегия судостроения до 2035 года ставит крест на океанских амбициях Москвы», – радостно сообщил портал «Свободная пресса». У экспертов иное мнение. «Считаю, что решение отложить строительство авианосцев до лучших времён, абсолютно правильно, – говорит Юрий Смыслов. – Авианосцы – это самые дорогие военные корабли, причём дорогие не только в строительстве, но и в обслуживании. Это «штучный» товар, который никогда не выйдет в серию. Кроме того, к ним предъявляются особые требования. Строительство авианосца сопряжено с созданием ещё десятка обслуживающих его кораблей – буксиров, заправщиков, кораблей сопровождения, подлодок, а также самолётов дальнего радиолокационного обнаружения. Проект, конечно, престижный, но затраты колоссальные, а практической пользы я, честно говоря, не вижу. Разве что престиж… Но с этим можно и подождать до момента, когда у нас появятся лишние деньги».

Гражданское судостроение: начинаем с внутреннего рынка

Судостроение обновляет стратегию развития«В настоящее время экспорт для судостроительной промышленности нельзя считать приоритетным фактором развития, – говорится в тексте стратегии. – Более острая и насущная проблема – завоевание внутреннего рынка».

Действительно, в условиях, когда текущий экспорт, по выражению авторов документа, носит «скорее спонтанный, чем системный характер», а внешние поставки гражданских судов идут в основном в Казахстан, Туркмению и Азербайджан, неплохо было бы для начала завоевать внутренний рынок. Тем более, что на внутреннем рынке отрасль вполне может нарастить объём выпускаемой продукции.

Среди приоритетов – новейшие атомные и дизель-электрические ледоколы, рыбопромысловые и транспортные суда, оборудование для освоения нефтегазовых месторождений в Арктике, газовозы и танкеры, плавучие энергетические установки и опреснительные станции, морские пассажирские суда и суда класса «река – море», а также научно-исследовательские суда.

Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, позволяющим решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике на основе передовых ядерных достижений. И обновление этого флота попадает в число приоритетов, обозначенных в стратегии.

Если всё же говорить об экспорте, то несмотря на то, что основной экспортный потенциал российского судостроения сосредоточен в военной сфере, по мере развития компетенций ситуация может измениться. Так, после завершения строительства на Дальнем Востоке судостроительного кластера «Звезда» у России вполне могут появиться заказы на создание морской техники ледового класса.

Кадры: системный подход и расширение компетенций

По данным Минпромторга, на сегодня общая численность отечественных судостроительных предприятий составляет 235 тысяч человек. Около половины из них работают на предприятиях ОСК. Средний возраст работников – 45 лет. Предприятия отрасли испытывают нехватку специалистов широкого профиля – например, в сфере металлообработки, машино- и приборостроения, а также энергетики. Кроме того, отмечается недостаток у сотрудников компетенций, связанных с цифровизацией различных процессов.

Согласно тексту стратегии, в ближайшие годы предполагается совершенствовать систему управления кадровым потенциалом, поддерживать предприятия, которые реализуют программы развития персонала и целевого образования, полностью использовать потенциал отраслевых ресурсных центров, а также развивать на предприятиях меры социальной поддержки – улучшать условия труда, строить для работников жильё и так далее.

Также планируется создание координационного центра по независимой оценке квалификаций кадров для отечественной судостроительной отрасли и центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров предприятий судостроительной промышленности.

Важно, что расширять компетенции специалистов планируется не только в рамках их узкой профессии, но и на смежные области знаний. Кроме того, в тексте стратегии не забыли и управленческий состав: так, отмечается необходимость дополнительного образования для менеджмента судостроительных предприятий, например, в сфере управления финансами.

Цифровизация отрасли: создаём единое пространство

Судостроение обновляет стратегию развитияРазвитие технологических трендов во всём мире говорит о том, что уже очень скоро общим местом станет использование технологий цифрового инжиниринга. Это означает, что проектирование, создание, модернизация и обеспечение всех этапов жизненного цикла судов и объектов морской техники будет осуществляться цифровым способом.

Системы управления судами становятся всё более интеллектуальными, ряд задач уже в ближайшем будущем смогут решать беспилотные подводные аппараты и безэкипажные суда. Роботы смогут проводить работы, скажем, по сварке элементов судна или обследовать его на предмет наличия коррозии или трещин.

«Цифра» приносит в производство принципиально новые технологии, например, аддитивные, и принципиально новые материалы, например, композиты.

Однако всё это – всего лишь тренды. К сожалению, проникновение «цифры» в судостроительную отрасль идёт достаточно медленно. Информационные технологии внедряются в управление, но не могут эффективно применяться вне связи с технологическим оборудованием: до сих пор не на всех производствах используются станки с ЧПУ. И хотя на крупных предприятиях многие процессы уже оцифрованы, предстоит долгая и нелёгкая работа по их унификации и интеграции с другими предприятиями.

Стратегия ставит задачу формирования единого цифрового пространства в отрасли – скажем, цифровой проект, созданный в КБ, может быть передан на производство без проблем по преобразованию из одной системы автоматизированного управления в другую.

В документе указано, что цифровизация отрасли будет носить сквозной (платформенный) характер и базироваться на данных в электронной форме, автоматизации и включении устройств в единую киберфизическую среду. Планируется использовать технологии роботизации и искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности, моделирования и оптимизации, Интернета вещей, облачных сервисов, больших данных и другие.

Предполагается обеспечить поддержку проектов оцифровки морской техники, разработки программного обеспечения, использования суперкомпьютеров для обработки и анализа больших данных. В документе также используется понятие «цифровая верфь», подразумевающее интеграцию корпоративных информационных систем в цифровую платформу предприятия благодаря единому стандарту обмена данными на уровне отрасли.

Интересно, что контроль за реализацией стратегии также предполагается сделать цифровым: специально созданный проектный офис будет анализировать результаты цифрового мониторинга достижения целевых показателей.

Преемственность ориентиров

При подготовке этого материала аналитики ЦЭРС сопоставили опубликованный проект стратегии развития отрасли с действующей Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года, утверждённой в 2007 году.

На первый взгляд, нетронутым остался только абзац, описывающий цели написания этого документа – создание новой конкурентоспособной судостроительной промышленности, оптимизации производственных мощностей, совершенствования нормативно-правовой базы и так далее.

Юрий Смыслов«Предыдущая стратегия писалась десять лет назад, и за это время многое изменилось, – пояснил Юрий Смыслов. – На тот момент важным было провести реформу судостроительной промышленности, создать оптимальную организационную структуру, ликвидировать «натуральное хозяйство» на предприятиях и добиться их специализации. С появлением ОСК эти реформы начали осуществляться, и сегодня мы видим принципиально другую отрасль. Эти же процессы, с одной стороны, укрупнения, а с другой – специализации обозначены и в проекте новой стратегии. Например, при Минпромторге будет создан специальный совет по судостроению, предлагается также создать ассоциацию судостроительных предприятий и далее развивать интегрированные структуры.

Так что преемственность стратегических подходов налицо, и это не может не радовать. Помните, как лихорадило в последние годы космическую отрасль? То летим на Луну, то не летим, то на Марс собрались, то опять на Луну. То на «Ангаре» летим, то на «Союзе», то снова на «Ангаре». А отрасль – это же махина, каждое такое радикальное решение означает серьёзную перестройку, потерю времени, демотивацию людей… Словом, преемственность в целеполагании – это половина успеха стратегии. Ресурсы у отечественного судостроения есть, и немалые. Остаётся пожелать Минпромторгу успехов в её реализации и попытках поставить развитие промышленности на системную основу».

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6667#ixzz5L7X9henM

Картина дня

наверх