На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Высоцкий нанес удар по идеологам «украинства»

Картинки по запросу Высоцкий нанес удар по идеологам «украинства»

Юбилей Высоцкого вызвал крайне бурный отклик у части идеологов «украинства» – певца там назвали угрозой для украинского народа, «щупальцами русского мира». В развязавшейся дискуссии досталось Пушкину и Булгакову, а украинцев призвали сделать окончательный выбор между «своим» и «чужим». Но если присмотреться, в словах идеологов «украинства» проглядывает настоящий страх.

Новый виток дискуссии об украинстве был спровоцирован отмечавшимся на днях юбилеем Владимира Высоцкого – его, естественно, вспоминали и многие жители Украины. Возбужденный этим Владимир Вятрович, директор Института национальной памяти Украины и один из главных идеологов «украинства», написал у себя в «Фейсбуке»:

«Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь.

Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля – эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия».

Этот пост вызвал бурную реакцию. Причем не только у тех, кто открыто выступает против разрыва единого русского мира, но даже и у части «видных борцов с российской агрессией», например у главы Днепропетровска Бориса Филатова:

«Можно долго спорить о том, что он сказал, подумал, имел в виду или как другие расценили его слова. Можно безысходно рассуждать о колониях, метрополии и как выдавить из себя раба. Можно сравнивать Пушкина и Шевченко, Донцова и Липинского, и даже кита и слона. А можно понять одно, что такие полезные идиоты, как Вятрович, Ницой и Фарион, отталкивают сегодня от украинской национальной идеи десятки тысяч сограждан. Не им, б...м, учить нас Родину любить».

Вятрович попытался слегка оправдаться – мол, он не призывал запрещать тех, о ком говорил, а лишь предупреждал об их опасности – как надписью «курение убивает» на сигаретных пачках не запрещают курение, а рассказывают о последствиях. Однако, по его словам, имена музыкантов «могут использовать» в целях Москвы. Впрочем, настоящие взгляды Вятровича давно известны –

он, например, призывал украинцев полностью прекратить общаться с родственниками в России и предлагал признать «оккупацией» весь период пребывания Украины в СССР.

То есть он представляет ультрарадикальную часть украинской элиты, сделавшей ставку не просто на отрыв Украины от России, но и на оформление Украины как анти-России.

Главным же публицистическим идеологом этих сил является, несомненно, Виталий Портников – этот украинский журналист формирует все предельно ясно. Так, например, в ходе дискуссии по Высоцкому он довел до логического конца то, что начал говорить Вятрович.

Сначала, впрочем, стоит привести цитату из еще одного отклика на Вятровича, получившего широкое распространение на Украине – статьи известного в Галичине западенского писателя Юрия Винничука на сайте Zbruc.ua:

«Мы еще долго будем выхаркивать из себя русский мир вместе с совком... Ведь Вятрович даже не пытался что-то указывать или защищать и не призывал к каким-то действиям. Всего только и сказано было о щупальцах «русского мира». Которые пролезают нам в душу, несмотря на все войны, в память о Голодоморе и Сандармохе. Мы с этими совковыми присосками живем и еще будем некоторое время жить...

И здесь речь не идет о том, что Высоцкий плохой. Что ж, я тоже слушал его в свое время, но уже давно не слушаю, как только появилась у меня антенна на Польшу, и я увидел другой мир. Почему мне русский шансонье должен быть ближе польского или французского? Тем, что пел о наших болячках? Конечно, вы себе можете сколько угодно гордиться своими кумирами. Ибо вы, считая себя украинцами, не перестали быть русскими. Вы счастливы, потому что у вас были Высоцкий, Окуджава, Ґалич и т. д. А вот наших певцов и композиторов вы убили, начиная с Леонтовича и заканчивая Игорем Билозором. Вы можете сколько угодно боготворить Булгакова, который ненавидел нас, аборигенов этой земли. Потому что в то время, как он себе мог свободно творить, писать то, что ему хотелось, украинские писатели его уровня уже лежали в вечной мерзлоте...

...Потому и свобода, которая была разрешена в Москве, не была разрешена в Киеве или Львове... Большой диссидент Высоцкий ездил себе по миру, питался из партийных распределителей, жил от пуза. Сами кагэбисты и партийные бонзы им восхищались. Это был их кумир, которого они позволили плебеям. Наши барды в то время могли собираться только по домам и в очень узком кругу что-то подобное петь».

Тут так и прет ущербность – нам не давали, вам давали. Хотя та же великорусская (православная) часть общерусской культуры находилась часть советского периода в таком же загоне, как и малороссийская – и любой грамотный человек, живший тогда, это знает. Но для Винничука советское лишь повод для отрезания от всего русского. По нему не только советская, но и русская культура чужда украинцам – к тому же ведь Пушкин и Булгаков – жалкие эпигоны западных писателей. То есть зачем нам, украинцам, слушать подделки – давайте прильнем к первоисточнику!

И все же самым откровенным стал в этой истории Портников. Его статья «Путин в музее Высоцкого» предельно откровенна – Украина ни при каких обстоятельствах не должна быть с Россией.

«Полемика, которая происходит между нами, касается вовсе не поэтического дарования Высоцкого и не того, был ли он выдающимся поэтом или важным общественным явлением. Она связана с необходимостью понимания одной очень простой истины. К Украине – той Украине, которая тогда была под советской оккупацией, и той Украине, которая есть сегодня – творчество Высоцкого отношения не имеет. И в этом нет ничего постыдного ни для Высоцкого, ни для его поклонников. Потому что никакого отношения к Украине не имеет творчество таких же – или более острых и менее разрешенных – бардов в других странах соцлагеря, менее доступных нам из-за незнания языков.

Потому что есть чужая культура, история и политика – а есть своя. Никто никому не мешает восторгаться русскими поэтами, немецкими философами или французскими полководцами. Единственное, что важно для мыслящего человека, – это уметь провести в собственной душе границу между своим и чужим. И честно сказать себе – это моя страна, а это – чужая. Чужая не потому, что Путин, и не потому, что напала на Донбасс. А потому, что всегда была чужой. Другой. Отличной от моей – вместе со всеми своими поэтами, композиторами, учеными, диссидентами и художниками. И я могу в этой стране многое любить – но не как свое, а как другое. Как многое люблю в Польше, Франции или Соединенных Штатах.

И еще одна очень важная мысль: свою страну, свой народ нельзя выбрать по политическим соображениям. Это – как любовь. Либо есть, либо нет. И если ты считаешь себя украинским патриотом просто потому что обижен на Россию и Путина, или являешься украинским чиновником просто потому, что ты тут вырос и делаешь карьеру, но на самом деле твоя страна – Россия, то нужно просто иметь смелость честно сказать это хотя бы себе самому. Потому что полемика о том, является ли русская культура своей или чужой – это не полемика между украинскими патриотами и государственниками. Это полемика между украинскими патриотами и русскими патриотами. Просто русские патриоты не хотят быть в этой полемике честны. Они спорят в масках».

Нужно напомнить, что «русскими патриотами» Портников называет здесь в том числе и Бориса Филатова, человека Коломойского, врага России, называющего себя при этом русским. От них Портников, по сути, требует отказа от любой ассоциации с русской идентичностью. Но почему, зачем Портников, как и Вятрович, злит и подставляет антирусских русских вроде Филатова? Неужели они не понимают того, что делают?

Все просто – борьба за формирование нынешней украинской идентичности логично приводит к такому безумию. Потому что «украинство» строится в мягком варианте как нерусское, а в жестком – как антирусское. То есть вместо того, чем оно является – частью русского мира, его западной частью – «украинство» превращается в искусственного монстра, голема, созданного исключительно для раскола русского народа и борьбы с ним.

И у такого «народа», такой «культуры» не должно быть никаких видимых связей с русским миром. Но так как вся реальная культура живущих на Украине людей как раз и состоит из русского (в языческой, православной и советской формах, в великорусском или малороссийском изводе), то с его удалением не остается вообще ничего. Образуется пустота – не только у тех русских на Украине, которые считают себя русскими, но и у тех, кто называет себя украинцами. И в эту пустоту лезут Портников с Вятровичем – понимая, что никому и ничего они не заменят. И от этого им становится страшно – потому что ничего у них не получится. Как пишет Портников:

«Представим себе окопы на линии разграничения. Один язык и – по мнению Путина и большинства русских – один народ. По обе стороны играет Высоцкий. «Кони привередливые». Только с одной стороны – Россия Путина, а с другой – Украина Майдана. Означает ли это, что в день, когда Россия Путина сменится Россией, например, Навального, откажется от Крыма с Донбассом, принесет нам извинения и станет флагманом демократии – означает ли это, что и мы должны стать цивилизационной частью такой замечательной России? И тогда почему мы не захотели этого, когда нам предлагали такой вариант российские демократы эпохи Ельцина в 1991 году? Почему мы предпочли российской демократии украинскую номенклатурную независимость? Допустили ли мы ошибку тогда, когда предпочли вернуть себе свою страну, или допустим ее в будущем, когда от своей страны откажемся?»

Тут есть только один вопрос – и он не о смешных мечтах Портникова о российском будущем.

Вопрос в другом – кто такие эти «мы», которые выбрали «свою страну»? И почему они говорят от лица сорока миллионов жителей – которые, да, голосовали в 1991-м за незалежную, но совершенно не понимали, что им готовят даже не «Не-Россию», а «Анти-Россию».

Эти «мы» сейчас пугают этих людей Высоцким и Булгаковым, призывают их отказаться от собственного прошлого и общей истории, от принадлежности к единому великому народу и культуре – но история скоро вернет все на свои места. В большом русском доме, общем доме великороссов, бело- и малороссов.

Петр Акопов

Источник: https://vz.ru/politics/2018/1/29/905770.html



Картина дня

наверх