На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложности

В ходе заседания президиума президентского совета по стратегическому развитию и нацпроектам 11 ноября выяснилось, что у руководства страны нет объективной картины, отражающей ход реализации национальных проектов.

С учётом множества объективных факторов, тормозящих реализацию нацпроектов, а также проблем со статистикой, несогласованности действий различных структур и плохой организации работы существуют риски недостижения целого ряда показателей. Об этом пишет портал profiok.com.

Нарушители ответят за всё?

Предоставляя слово генеральному прокурору Юрию Чайке, Дмитрий Медведев строгим голосом напомнил всем присутствующим, что нарушение правил, по которым должны реализовываться национальные проекты, «будет иметь самые серьёзные последствия вплоть до административной и уголовной ответственности».

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиС весны текущего года Генпрокуратура контролирует движение бюджетных средств, выделенных на реализацию нацпроектов, в том числе соблюдение сроков доведения трансфертов до адресатов.

Юрий Чайка сообщил, что результаты надзорных мероприятий выявили «неосвоение бюджетных средств на всех уровнях и этапах». Например, по нацпроекту «Цифровая экономика» освоено только 15 процентов выделенных средств, по нацпроекту «Экология» – около 25 процентов.

Всего было выявлено 2500 (две с половиной тысячи! – прим. profiok.com) различных нарушений. Где-то неправильно распределялись меры господдержки, где-то некорректно проводились конкурсные процедуры, где-то государственные контракты «заключались с недобросовестными лицами».

Удивительно, но Юрий Чайка призвал включить достижение целевых показателей нацпроектов в перечень показателей эффективности работы региональных и местных властей, а также «предусмотреть ответственность указанных лиц вплоть до их отстранения от должности». Остаётся только удивиться, отчего работа по нацпроектам не была начата именно с этого пункта. Тем более, что тот же Дмитрий Медведев уже не раз говорил о персональной ответственности чиновников за реализацию нацпроектов.

Кроме того, Юрий Чайка попросил главу правительства, чтобы тот поручил ответственным министерствам своевременно информировать Генпрокуратуру о фактах нарушений и злоупотреблений, например, о несвоевременном расходовании средств. В таком случае Генпрокуратура сможет оперативно организовать проверку и устранить возникшую проблему. Медведев-то, понятно, согласился, но всё же удивительно, что для таких, казалось бы, очевидных действий требуется особое распоряжение премьер-министра.

Со статистикой проблемы…

Казалось бы, что тут сложного? Сравниваешь заданный показатель с реальным результатом и видишь, выполнен он, перевыполнен или пришла пора вспомнить о персональной ответственности. Но это было бы слишком просто.

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиПо словам Дмитрия Медведева, у руководства страны «есть проблемы со статистикой», которые заключаются в том, что объективных данных по нацпроектам получить никак не удаётся. Например, есть серьёзные расхождения в методиках расчёта показателей производительности труда, утверждённых Минэкономразвития, и показателей, которые применяются при оценке эффективности работы руководителей субъектов РФ.

«Нужно синхронизировать методики, чтобы не было разночтений, чтобы никто этим не манипулировал», – дал поручение Минэкономразвития Дмитрий Медведев, тем самым показав, что саму вероятность манипуляций с цифрами он вовсе не исключает.

Судя по реакции Медведева, неожиданной для него оказалась и другая особенность общегосударственной статистики: итоги текущего года будут подведены не к концу декабря, как ему, возможно, хотелось бы, а только во второй половине следующего, 2020 года.

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиТак, глава Минпромторга Денис Мантуров заверил присутствующих, что показатели по национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» будут, конечно, ниже, чем планировалось – в силу ряда объективных причин, но окажутся намного выше, чем это выглядело по итогам первых кварталов. На конец октября кассовый план нацпроекта исполнен на 43 процента, но до конца финансового года он будет выполнен полностью, пообещал Мантуров. Остальные же целевые показатели придут в норму за счёт подписанных контрактов, отгрузки по которым будут происходить до конца декабря. Только статистика покажет эти данные позже, предупредил министр.

О выполнении нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» докладывал первый замминистра экономического развития Михаил Бабич. Он рассказал, что по вовлечённости предприятий показатель достигает 80 процентов от планового, по количеству участвующих регионов показатель даже превышен, как и показатель по созданию в регионах центров занятости.

«Только единственный момент ещё, – мягко подвёл Бабич к главному индикатору проекта. – Фактические значения показателей по росту производительности труда, а также приросту производительности на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики объективно будут рассчитаны только к июлю 2020 года».

Дело в том, что годовую отчётность предприятия сдают до 31 марта ежегодно, после этого налоговая служба два-три месяца обрабатывает информацию и только после обработки передаёт её в Минэкономразвития. И это, по словам Бабича, «самые сжатые сроки».

С нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» всё ещё печальнее. Во-первых, окончательные данные будут, как сообщил тот же Михаил Бабич, даже не в июле, а к 10 августа 2020 года. Иными словами, возмездие за неисполнение поставленных целей если кого-то и настигнет, то с солидной задержкой.

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиНо проблема даже не в этом, а в том, что окончательного понимания, как подсчитать количество занятых в сфере МСП, сейчас нет. На сегодня источником информации является некий единый реестр, который ведёт налоговая служба на основании сдаваемых предприятиями данных о среднесписочной численности работников. Это дополнительный отчёт, так что многие его вообще не сдают, и такие предприятия налоговая автоматически исключает из реестра. Михаил Бабич предложил рассчитывать нужные цифры по данным о страховых взносах. Но такой подход, по его словам, «может как увеличить численность в реестре, так и снизить».

Ещё интереснее, что у руководителей нацпроекта возникли сложности не только с подсчётом числа занятых в малом и среднем бизнесе, но и с оценкой количества таких предприятий. Как пояснил Дмитрий Медведев, малый или средний бизнес в некоторых случаях переходит в разряд крупного, в результате чего число занятых в МСП снижается. Поэтому глава правительства поручил внести корректировки в законодательство, чтобы такие компании могли сохранять статус малых и средних предприятий. Хочется спросить: неужели малый бизнес вырастает до крупного так часто и массово, что это существенно влияет на статистику по стране? Если так, то, наверное, экономика начала бурно расти?

Мэр Москвы Сергей Собянин призвал руководителей нацпроектов корректно пересчитывать показатели. Например, ранее занятым в малом бизнесе считался любой человек, хотя бы час проработавший в малом предприятии – неважно, на полную ли ставку, в штате или по договору и т.д.

«Коллеги из Минэкономики решили усложнить нам задачу и ввели среднесписочную численность, – пожаловался Собянин. – Но это вообще другой показатель! Например, он не учитывает самих предпринимателей».

В отношении производительности труда с Москвой вообще поступили проще некуда: был плановый показатель 900 предприятий, участвующих в программе, через полгода его заменили на 1700. «Никто с нами не советовался, не разговаривал, просто довели – и всё! Как нам в этой ситуации быть? Это просто нереально!» – кипятился московский мэр.

«Надо это всё подрихтовать», – развёл руками Дмитрий Медведев (вот она, суть! – profiok.com). 

А губернатор Калининградской области Антон Алиханов заметил, что стоит дождаться середины 2020 года и пересчитывать показатели на 2024 год не «примерным образом», а «исходя из уточнённой статистики».

Можно ли менять правила в ходе игры?

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиПомимо проблем со статистикой, выявились и другие проблемы, которые тормозят реализацию нацпроектов. Например, в проекте по повышению производительности труда предполагается участие частных предприятий, а с ними, как с сожалением отметил Михаил Бабич, «меры принуждения практически не работают, а работают только методы убеждения».

А как можно убедить предприятия тратить средства и рабочее время сотрудников, например, на обучение? Кстати, оно оказалось вовсе не бесплатным. Вернее, 250 тысяч рублей на каждого обучаемого действительно компенсируются из бюджета, но эта сумма покрывает только стоимость самого обучения. А чтобы человек отправился в Москву, где-то несколько дней или недель жил и питался, предприятию нужно заплатить как минимум ещё столько же. «Такой подход к обучению не очень привлекателен для предприятий», – мрачно констатировал Бабич. Неудивительно, что плановый показатель по обучению управленческих кадров инструментам бережливого производства выполнен лишь наполовину (видимо, средства корпораций, которые директивно направляют сотрудников компаний учиться в корпоративных университетах, проходят по какой-то другой статье расходов – прим. profiok.com).

Губернатор Алтайского края Виктор Томенко обратил внимание на другую обидную деталь. Изначально предполагалось, что из 98 предприятий региона, которые примут участие в проекте, 36 предприятий будут осуществлять свои программы развития под руководством Федерального центра компетенций (то есть получат бесплатное консалтинговое сопровождение – прим. profiok.com), остальные будут развиваться самостоятельно или при участии регионального центра компетенций, который ещё предстоит создать. Внезапно пришли корректировки: Федеральный центр компетенций будет работать не с 36, а только с 14 предприятиями региона, остальным предложено реализовывать программы развития самостоятельно. «Конечно, мы были бы заинтересованы, чтобы первоначальные условия национального проекта сохранились», – мягко сформулировал губернатор претензии к руководителям проекта.

Наконец, выяснилось, что крупные компании, которые, согласно условиям нацпроекта, должны делиться с участниками проекта своими технологиями и опытом, вовсе не горят желанием тратить на это время и ресурсы. Правда, с какой-нибудь «Северсталью» или «Норникелем» вопрос решить наверняка проще, чем с малым и средним бизнесом. Для них, очевидно, всё ещё работают «методы принуждения». А как ещё можно трактовать просьбу Бабича к Медведеву «рекомендовать таким компаниям принять участие в этой работе»?

Что же будет дальше?

Национальные проекты: проблемы со статистикой и прочие сложностиК сожалению, отчёт о заседании, опубликованный на сайте кабмина, заканчивается обещанием Дмитрия Медведева высказаться по всем темам, которые были озвучены в ходе обсуждения. То есть финального вывода нас, обывателей, лишили. Но и так понятно, что приближается конец года, а с нацпроектами не только ничего не выходит, но и не очень понятно, как это исправить. И вот это уже тревожно: что же там такое было сказано, чем нельзя поделиться с нами, простыми гражданами, ради которых всё и затевалось?

«Может возникнуть ощущение, что это всё изменения в методике и так далее, но, по сути, из всего этого и состоит в конечном счёте оценка того, как мы работаем, её точность и оценка эффективности шагов по исправлению ситуации там, где это необходимо», – витиевато подвёл Дмитрий Медведев итоги открытой части заседания.

Если честно, то именно такое ощущение у нас и возникло. Нацпроекты с треском проваливаются, причём не где-то в «отстающих» регионах, которым можно было бы поставить на вид, а по всей стране. И управлять этим невозможно, потому что для управления нужно хотя бы иметь перед собой объективную общую картину, а её нет и, видимо, не предвидится. А как же двигаться без компаса? Так что единственное, что под силу нынешним рулевым, это либо эффектно свалить всё на взявшихся ниоткуда «чёрных лебедей», либо раздать всем розовые очки, то есть придумать метод измерения, при котором картина будет выглядеть не столь удручающе.

Обратила на себя внимание фраза Сергея Собянина, которая, как нам кажется, выразила всеобщую боль и безысходность. «Указами определены национальные цели, они амбициозные, сложные, сложнодостижимые, над ними мы работаем, – сказал московский мэр. – Мне кажется, они уже и так настолько амбициозны, что дальше их усложнять уже не стоит».

И правда, отстали бы уже от людей с этими показателями, что ли. Толку всё равно никакого, а от работы отвлекают. От той, о которой судят не по объёму освоенных средств (всё-таки странный критерий, правда?), а по реальному результату. 

Фото: пресс-служба правительства РФ.

 

 

 

 

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10377#ixzz658tNkt6w

Картина дня

наверх