На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как Литву и Польшу рассорил... Бандера

Отношения Польши и Литвы, и без того в последние годы не радужные, в начале августа ухудшились ещё больше. Литовцы обвиняют поляков в презрительном отношении к своему северо-восточному соседу, и недавно у них появились свежие поводы для обид. В свою очередь, Варшава продолжает небезосновательно уличать Вильнюс в попытках ассимиляции проживающих в Литве польских соотечественников.

Шумиха из-за паспортов

На днях острое недовольство Литвы вызвали польские паспорта нового образца – на них решили изобразить вильнюсские «Святые ворота» (Aušros vartų, или так называемая «Острая брама»). Отметим, что для жителей Польши они являются одним из самых важных исторических и религиозных символов. Поэтому, когда был объявлен конкурс на дизайн новых для паспортов, «Святые ворота» вошли в число тринадцати изображений для голосования – интернет-пользователи поставили их на 4-е место. Как известно, исторически район Вильно (Вильнюса) не принадлежал Литовской Республике: до 1917 г. он входил в состав Российской империи, с 1920 г. по 1939 г. – Польши. Позже эти земли были включены в состав Литовской ССР по решению Сталина. Усатого вождя принято в Литве ненавидеть, но расставаться с его наследием литовцы не торопятся. В свою очередь, многочисленные польские реваншисты никак не могут забыть о некогда принадлежавших им, но позднее отнятых землях.

«Святые ворота»

Намерение соседнего государства отобразить «Святые ворота» на своих паспортах возмутило Литву. МИД республики передал на этот счёт ноту послу Польши. Министр иностранных дел Линас Линкявичюс предупредил, что «такого не должно быть». Он рассказал, что МИД будет ждать дальнейшего развития ситуации, но министра возмутило отсутствие публикаций по этой проблеме в СМИ Польши. «Ненормально, когда используют фотографии других стран, тем более зная, что в нашей истории были разные страницы. Что касается Вильнюса, судьбы этого края, это ещё болезненнее. Поэтому нужно учитывать данные обстоятельства», – возмущается Линкявичюс.

Он подчеркнул, что схожая ситуация связана не только с Вильнюсом, но и с Украиной. «Насколько мы знаем, позиция украинцев похожая. Будем следить за развитием событий, о нашем отношении мы уже проинформировали поляков», – отметил министр. Он высказал мнение, что «для демонстрации уважения к государству лучше всё-таки изображать символы своей страны».

Действительно, Киев тоже выражает недовольство новыми польскими паспортами – на них, помимо прочего, предложили изобразить и расположенный на Лычаковском кладбище во Львове мемориал так называемым львовским орлятам. Так прозвали в своё время польских защитников города, сражавшихся за него в 1918-1919 гг. против националистов из Украинской Галицкой армии. 7 августа в Киеве вручили ноту польскому послу, заявив о «недружественном шаге, негативно влияющем на развитие стратегического украинско-польского партнерства». Как известно, раньше между двумя этими странами разгорелся скандал из-за поощряемого на Украине культа националиста-убийцы Степана Бандеры.

Возвращаясь к отношениям Вильнюса и Варшавы, следует добавить, что на днях литовцам пришлось огорчаться из-за поляков дважды. Второй повод появился, когда польский новостной канал tvp.info опубликовал фрагменты частных разговоров бывшего министра иностранных дел страны Радослава Сикорского и экс-руководителя нефтеперерабатывающей компании PKN Orlen Яцека Кравеца. Эта беседа была записана во время их частной встречи в ресторане «Сова и друзья» в Варшаве в феврале 2014 г. В ходе беседы, в частности, обсуждалась ситуация, сложившаяся вокруг нефтяной компании «Orlen Мажейкяй» – литовского филиала PKN Orlen. Бывший руководитель польской дипломатии называл литовцев «ворами и мошенниками» и заявлял, что намерен их «воспитать», дабы они поняли, что «нельзя на Польшу гадить бесплатно». При описании самой Литвы Сикорский использовал прилагательное «малюсенькая страна». В ответ Я. Кравец вызывался повлиять на прибалтийскую республику, так как, по его словам, фактически «финансирует её».

Мажейкяйское яблоко раздора

Эта история заслуживает, чтобы о ней напомнили. В 2006-м Orlen купил нефтеперерабатывающий завод в литовском Мажейкяе. Некогда тот же самый завод хотели приобрести россияне, но в 1998 г. предприятие продали американской компании Williams. Данное решение пролоббировали тогдашний президент республики Валдас Адамкус и спикер сейма Витаутас Ландсбергис, развернувшие в литовских СМИ настоящую информационную войну против российских нефтяных компаний. Выступавший за контракт с ЛУКОЙЛом и экспорт на НПЗ сибирской нефти премьер-министр Роландас Паксас был обличён как «агент Москвы» и вынужден подать в отставку. Однако американцы не сдержали своего обещания превратить НПЗ в Мажейкяе в «концерн мирового класса», вместо этого они довели НПЗ до плачевного состояния. Приблизительный ущерб от приватизации завода был оценен в 1,5 млрд. литов.

«Избранный президентом в том числе на фоне этого скандала Роландас Паксас назвал сделку с американцами "вредительством национального масштаба" (за что вскорости был подвергнут импичменту). Далее за предприятие в Мажейкяе боролись "Роснефть" и ЛУКОЙЛ, однако литовские власти в 2006 году предпочли им польскую компанию Orlen, купившую НПЗ за 2,8 млрд. долларов, – напоминает политолог Александр Носович. – И снова в той грандиозной политической кампании, которую развернули литовские правые, требовавшие во что бы то ни стало не допустить продажи Мажейкяйского НПЗ россиянам, не было ни одного экономического аргумента – сплошь политические. "Литве в отношении и политической, и национальной безопасности нужно не допустить, чтобы Mazeikiu nafta досталась российским компаниям, то есть возрождаемой и расширяемой российской энергетическо-политической империи", – заявлял в 2006 году "отец литовской демократии" Витаутас Ландсбергис».

Так или иначе, завод достался польской компании. На то время это была крупнейшая польская иностранная инвестиция. Однако к 2014 г. НПЗ вновь оказался на грани банкротства. В своих неудачах руководство компании винило литовские власти. Так, «Литовские железные дороги» произвели демонтаж железнодорожного полотна на одном из ответственных участков, что существенно усложнило экспорт нефтепродуктов в Латвию и Эстонию. Кроме того, литовские железнодорожники заломили полякам высокие тарифы на перевозку (белорусским конкурентам, например, ЛЖД предоставляли тарифы на 30% ниже). Неудивительно, что Сикорский и Кравец отзывались о властях Литвы в столь уничижительных тонах! Позже, впрочем, обеим странам удалось достигнуть договора, уладившего проблемы НПЗ в Мажейкяе, и сейчас завод приносит прибыль.

Тем не менее публикация разговора Сикорского и Кравеца вызвала в Литве бурю негодования. Не осталась в стороне даже президент Даля Грибаускайте. Она заявила, что взаимоотношения двух государств должны строиться на двустороннем сотрудничестве и принципе равенства, а не на экономических угрозах. «Мы стараемся сохранить чистосердечные и конструктивные отношения с Польшей. Того же ждём и от них. Требования "купить дружбу", какой бы страной они ни выдвигались, Литва считает неприемлемыми», – негодует Д. Грибаускайте.

Степан Бандера как повод для ссоры между Литвой и Польшей

Польское меньшинство в Литве составляет около 212 тыс. (6,3% населения). Поляки компактно проживают в городах и сёлах в основном на востоке страны. Все последнее время их старались ассимилировать, закрывая польские школы и пытаясь перевести учебу в образовательных учреждениях нацменьшинств на государственный язык. Варшава многократно проявляла своё недовольство по этому поводу, а недавно между двумя странами вспыхнула новая искра взаимного раздражения. Литовцев рассердили заявления главы польского МИД Витольда Ващиковского о том, что Варшава может заблокировать вступление Украины в Евросоюз. «Наше послание очень чёткое: с Бандерой в Европу вы не войдете», – предупредил глава польского МИД. Политические элиты Литвы восприняли это как оскорбление и обвинили польское руководство в «имперскости» и «высокомерии» по отношению к соседям.

«Ващиковский также затронул тему болезненных литовско-польских отношений. По его словам, официальная Варшава не совершит с Украиной ошибок, которые были сделаны на заре независимости с Литвой. Тогда государство фактически бросило на произвол судьбы представителей большой польской общины. Вильнюс же проводил планомерную политику ассимиляции, нарушая права местных поляков. В Литве до сих пор не могут решить вопрос c написанием польских фамилий с использованием латинских букв (w, x, q). Литовские консервативные силы уверены, что, если узаконить такое решение, основы государственности пошатнутся, а страна станет чуть ли не вассалом Варшавы», – пишет публицист калининградского портала RuBaltic.ru Денис Лепский.

По его словам, на протяжении последних десяти лет официальный Вильнюс пытается «перезагрузить» отношения с Польшей, но ничего не получается. «Власть в стране меняется каждые четыре года, но курс по отношению к польскому меньшинству остаётся неизменным. При этом почти все литовские партии в своей избирательной программе обещают улучшить отношения с Польшей, но, как только власть переходит в их руки, об этом сразу забывают. Вильнюс хочет стать стратегическим союзником Варшавы, но польские власти выдвигают определенные требования: Литва обязана перестать нарушать права местных поляков, перестать относиться к ним с пренебрежением и враждебностью, перестать закрывать школы. Главное требование Польши – прекратить ущемление польского языка. В этом вопросе Вильнюс уже более десятка лет на компромисс не идет», – отмечает эксперт.

Все годы независимости в Литве идет процесс ущемления польского населения

После критики Ващиковского в адрес Литвы и Украины все стремления Вильнюса «улучшить отношения» вновь сошли на нет. Депутат сейма, бывший министр иностранных дел Аудронюс Ажубалис («Союз отечества – Христианские демократы Литвы») жёстко заявил: «Польша не должна разрешать себе делать заявления, основанные на эмоциях, а не фактах, – если она ещё хочет стать лидером Центральной и Восточной Европы». По его словам, Польша «слишком много о себе возомнила», хотя не имеет права вмешиваться во внутриполитические дела Литвы. А. Ажубалис сравнил «имперскость» Варшавы с «агрессией» Кремля, который якобы тоже стремится доминировать на постсоветском пространстве.

Не стал молчать и бывший премьер-министр, однопартиец Ажубалиса Андрюс Кубилюс, более того, он вступился за украинских националистов. «Когда польские власти смеют угрожать воюющей с Россией Украине из-за взаимных болезненных исторических вопросов, когда они грозят заблокировать вхождение Украины в ЕС, остается лишь спросить: будет ли для Польши более предпочтительна не европейская Украина, а Украина, управляемая Москвой? Нужно проехаться на велосипеде по западным украинским городам и деревням, в каждой из которых стоят памятники Степану Бандере. Даже зная о военных трагедиях Второй мировой войны в Волыни, нужно понимать, что такие ультиматумы украинцам из-за Бандеры – это прямое заявление о том, что, мол, мы, поляки, не поддержим ваши европейские геополитические заявления, так как украинцы от памяти Бандеры не откажутся», – считает А. Кубилюс.

Тут стоит напомнить, что у Литвы был свой аналог украинских бандеровцев – послевоенные «лесные братья», терроризировавшие мирное население, лояльное к советским властям. Сейчас в Литве они на официальном уровне считаются героями. Как же после этого Вильнюсу было не вступиться за бандеровцев?

Роман ХОЛОДОВ

Источник: https://www.ritmeurasia.org/news--2017-08-14--kak-litvu-i-polshu-rassoril-bandera-31812

Картина дня

наверх