На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Референдум в Каталонии: испанская коррида с элементами гопака на граблях

Картинки по запросу Твиттер

Состоявшийся 1 октября 2017 г. референдум о независимости Каталонии хотя и не был юридически признан международным сообществом, однако закономерно повлек за собой дальнейшее углубление политического раскола между Барселоной и Мадридом из-за репрессивных действий со стороны центральных властей.

Вместо того чтобы чисто правовыми методами заблокировать плебисцит, как это уже было в ходе предыдущего референдума 9 ноября 2014 г., правительство Испании решило устроить в мятежной провинции «мини-АТО» в стиле киевских майданщиков, собственноручно создав ареол мучениковучастникам голосования и тем самым потерпев моральное поражение перед сторонниками независимости Каталонии.

После того как Конституционный суд Испании приостановил действие принятых правительством и парламентом Каталонии нормативных актов по вопросу проведения референдума, официальный Мадрид отправил в регион из других частей страны на трех паромах порядка десяти тысяч сотрудников Гражданской гвардии, поскольку местные правоохранители отказались выполнять приказы из центра.

Высадившийся на берегах мятежной провинции «морской десант», чьей основной специализацией является подавление протестов и борьба с экстремизмом, развернул кампанию репрессий в отношении сторонников плебисцита: испанские силовики арестовали четырнадцать каталонских чиновников разного уровня, однако позже они были отпущены на свободу из-за массовых акций протеста местных жителей, вышедших на улицы под лозунгами «Долой оккупантов!» и «Они не пройдут!» («No Pasaran!» - знаменитый лозунг испанских антифашистов времен Гражданской войны 1936-1939 гг.).

Помимо этого правительственные структуры заблокировали официальный сайт референдума и конфисковали девять миллионов отпечатанных бюллетеней, в результате чего местные власти призвали жителей самим распечатывать бюллетени для голосования, а также установили контроль над финансами Каталонии, заблокировав 1,4 млрд. евро налоговых поступлений из мятежной автономии.

Но своего апогея противостояние между испанскими силовиками и каталонскими избирателями достигло в день референдума, когда правоохранители принялись громить избирательные участки, при этом применяя резиновые пули, слезоточивый газ и дубинки против безоружных участников плебисцита и вступая в конфликт с каталонскими пожарными частями, выступившими на стороне демонстрантов в поддержку независимости региона.

Как сообщили в Департаменте здравоохранения Каталонии, в день референдума за медицинской помощью обратились 893человека из-за травм, полученных во время столкновений с полицией. Вместе с тем, как заявили в МВД Испании, каталонские избиратели оказывали силовое сопротивление правоохранителям: по данным ведомства, в ходе голосования травмы получили 431офицер полиции и Гражданской гвардии.

В подтверждение своих слов в МВД Испании опубликовали видео нападения сторонников референдума на сотрудников Гражданской гвардии: на видеозаписи видно, как несколько правоохранителей убегают от толпы людей, которые забрасывают их камнями. Сотрудников Гражданской гвардии дожидались два внедорожника, они сели в один из них. Когда автомобили уезжали, толпа продолжала забрасывать их камнями.

Действия испанских силовиков подверг острой критике ФК «Барселона»: в своем официальном заявлении титулованный футбольный клуб осудил события, «в ходе которых сегодня во многих частях Каталонии гражданам мешают использовать их демократическое право на волеизъявление».

В свою очередь официальный представитель регионального правительства Каталонии Жорди Турул обвинил Мадрид в возврате к практике политического террора времен фашистской диктатуры генерала Франсиско Франко, потребовав отставки центрального правительства и пригрозив Испании международными судами из-за насилия во время референдума.

«Мы требуем немедленной отставки представителя испанского правительства Энрика Мильо, он несет ответственность за репрессии и насилие государства, которые напоминают меры времен франкизма», - заявил он. «Испания скомпрометировала сама себя и будет отвечать (за это) в международных судах», - добавил представитель каталонского правительства.

Требование об отставке премьер-министра страны, председателя Народной партии Марияно Рахоя из-за волны насилия в ходе проведения каталонского референдума поддержала и испанская оппозиция: политические оппоненты правящей власти заявили, что непропорциональная силовая реакция центрального правительства разрушает государство, после чего в Twitter быстро набрал популярность хештэг #RajoyDimision (Рахоя в отставку).

«Чтобы реализовать новый сценарий диалога и сосуществования, необходимо отправить Народную партию и «Граждан» (правящая право-либеральная коалиция, - Прим.) в оппозицию. Если что-то и развалит Испанию, то это случится из-за того, что Народная партия и те, кто ее поддерживают в парламенте, продолжат разрушать демократию», - заявил лидер левой партии «Подемос» Пабло Иглесиас.

Осудили репрессивные меры испанских правоохранителей против каталонских избирателей и лидеры нескольких европейских партий: глава Лейбористской партии Великобритании Джереми Корбин, член немецкой партии «Левые» Габриэла Циммер, глава итальянской партии «Лига Севера» Маттео Сальвини, представители правящей партии Греции СИРИЗА. С осуждением действий испанских властей также выступили правозащитники из Human Rights Watch и основатель Wikileaks Джулиан Ассанж, призвавший Еврокомиссию заморозить членство Испании в ЕС.

Тем не менее, развязанная испанскими силовиками кампания террора против каталонских избирателей способствовала консолидации местного населения: по данным правительства автономии, в референдуме приняли участие 2,2 млн. из 5,3 млн. человек или около 42% избирателей, проживающих в провинции и имеющих право голоса. Из них 2 020 144 человека или 90% от общего числа участников голосования положительно ответили на вопрос референдума: «Хотите ли вы, чтобы Каталония была независимым государством в форме республики?».

Согласно действующему каталонскому законодательству, если граждане проголосуют на референдуме за отделение от Испании, в течение 48 часов будет провозглашена независимость Каталонии. В шестимесячный период после референдума планируется распустить местный парламент и провести досрочные выборы. После этого будет принята новая Конституция, гарантирующая гражданам республики право на собственные Вооруженные силы, Верховный суд, Центральный банк. Вместе с тем, выйдя из состава Испании, Каталония стремится сохранить членство в Евросоюзе.

Для справки: в проведенном 9 ноября 2014 г. опросе о политическом будущем Каталонии, который стал альтернативой заблокированному Конституционным судом Испании полномасштабному референдуму о независимости региона, приняли участие 2,3 млн. из 5,49 млн. человек или 37% избирателей, проживающих в провинции и имеющих право голоса. Из них 1 861 753 человека или 80,76%от общего числа участников голосования положительно ответили на вопросы референдума: «Хотите ли вы, чтобы Каталония стала государством?» и «Хотите ли вы, чтобы это государство было независимым?».

Таким образом, с момента проведения предыдущего опроса и до момента проведения нынешнего референдума количество сторонников обретения независимости Каталонией от Испании увеличилось почти на 160 тыс. избирателей, однако такая динамика никак не повлияла на позицию Мадрида и Брюсселя.

Сразу же после закрытия участков для голосования премьер Испании М. Рахой заявил, что никакого референдума о независимости не было вообще: по его словам, большинство каталонцев проигнорировали голосование, поскольку они знали о том, что «этот референдум незаконен, неправомерен и неконституционен».

Более того, министр юстиции Испании Рафаэль Катала пообещал отменить автономию Каталонии в случае провозглашения мятежной провинцией независимости: как заявил чиновник, Мадрид может временно отменить права автономии у региона согласно статьи 155 Конституции Испании.

В свою очередь, комментируя итоги плебисцита, Еврокомиссия признала незаконным референдум о независимости Каталонии: согласно заявлению, голосование прошло в разрез с испанским законодательством и его результаты не могут быть признаны Брюсселем, при этом Каталония как самостоятельное государственное образование не сможет рассчитывать на членство в Евросоюзе.

Безусловно, первопричины стремления жителей самого богатого региона Испании к независимости следует искать в экономической плоскости: на долю Каталонии, как «испанского Донбасса», приходится более 20% ВВП государства.

В регионе развиты химическая и автомобильная промышленность, сельское хозяйство и туристическая отрасль: по итогам 2016 г. Каталонию посетило 18 млн. туристов или около 25% от общего числа прибывших в Испанию путешественников.

Каталония является крупнейшим логистическим центром: морские порты Барселоны обеспечивают движение товарных потоков из Южной Европы, Латиноамериканского континента и стран Магриба.

В то же время воздушная гавань Барселоны является крупным пересадочным узлом: по итогам 2016 г. аэропортобслужил 44 млн. пассажиров.

Благодаря этому в Каталонии менее остро, чем в остальной Испании, стоит вопрос с безработицей, уровень которой в регионе составляет 13,2% против 17,2% в целом по стране.

Однако при этом Каталония фактически дотирует за собственный счет другие менее экономически развитые регионы страны: по данным Министерства финансов Испании, автономия получает на 9,9 млрд. евро меньше, чем отдает в общенациональную казну, в то время как по расчетам правительства Каталонии ежегодные финансовые потери провинции в действительности составляют 16 млрд. евро.

Вместе с тем непропорционально жесткая реакция мадридского правительства на действия каталонских властей закономерно вызвала в народной памяти мрачные времена фашистской диктатуры: после победы в Гражданской войне, в 1939 г. генерал Франко ликвидирует автономию Каталонии и запрещает каталонский язык.

Вслед за этим испанские фалангисты объявили охоту на вынужденных уехать в эмиграцию каталонских политиков: 15 февраля 1940 г. президент довоенного Женералитата (правительства Каталонии) Льюис Кумпаньш был схвачен Гестапо и расстрелян возле Замка Монжуик в Барселоне режимом Франко.

Для сравнения: референдуму о независимости Каталонии предшествовал аналогичный плебисцит в Иракском Курдистане, состоявшийся 25 сентября 2017 г., в ходе которого 92,73% избирателей положительно ответили на вопрос референдума: «Хотите ли вы, чтобы Курдистанский регион и курдские земли за пределами региона стали независимым государством?».

При этом центральное правительство в Багдаде, заранее уведомив о непризнании итогов предстоящего референдума, тем не менее, не стало отправлять в автономию силовиков для насильственного срыва плебисцита, ограничившись принятием решения о введении блокады мятежной провинции посредством закрытия обоих международных аэропортов - в Эрбиле и Сулеймание.

Собственно говоря, именно исторической памятью о Гражданской войне 1936-1939 гг. и обусловлено отношение каталонского населения к откомандированным в регион со всей Испании силовикам как к «оккупантам», чьи действия напоминают «меры времен франкизма» и которым следует оказывать сопротивление под антифашистским лозунгом «Они не пройдут!» («No Pasaran!»).

Поэтому как бы ни развивались дальнейшие события, очевидно одно: именно мадридское правительство, которое превратило организованный каталонскими властями плебисцит в референдум под дулами автоматов, должно нести ответственность за пролитую кровь участников голосования, которая в перспективе вполне даже может стать семенем независимости Каталонии.

Ведь даже если Каталония и согласится на расширение Испанией собственных политических и экономических полномочий в рамках уже существующего автономного статуса, то в любом случае над Барселоной и Мадридом будет довлеть тень «уличной войны» 2017 г., ставшей следствием действий центральных властей, повторивших ошибку майданного режима 2014 г., сделавшего ставку на силовое разрешение конфликта на Донбассе вместо поиска политического компромисса.

Политический обозреватель пресс-службы ПСПУ Виктор СИЛЕНКО



Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх