На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Среднее профобразование: от теории – к практике

C 15 по 19 мая в Краснодаре пройдёт финал V национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскилс Россия»). Этому событию была посвящена пресс-конференция в МИА «Россия сегодня». Разговор шёл о будущем отечественной системы среднего профессионального образования (СПО), ведь именно конкурентоспособность системы образования является основой подготовки востребованных рабочих кадров. О том, как Минобрнауки реализует приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий» и какую роль в этой работе играет движение «Ворлдскиллс Россия», – в материале profiok.com.

СПО: цифры и факты

В 2016 году министерство образования впервые за последние пять лет проанализировало состояние среднего образования в стране. Дело в том, что в 2012 году организации среднего профессионального образования были переданы в управление субъектам РФ. После этого регионы делали что хотели – оптимизировали, сливали, перепрофилировали колледжи и техникумы. Через несколько лет в министерстве вспомнили о важном управленческом принципе: не измеряешь – значит, не контролируешь. «Тут и для нас новая информация», – с этими словами замминистра Людмила Огородова рассказала журналистам об итогах мониторинга, пообещав, что отныне такой анализ будет проводиться ежегодно. Отрадно, что дальнейшие действия ведомства будут, по всей видимости, основываться на результатах некой аналитики, а не на общих соображениях.

Среднее профобразование: от теории – к практикеПо данным Минобрнауки, в стране насчитывается 3900 учреждений СПО, в них учатся 2,85 млн молодых людей. Пятая часть этих организаций готовит экономистов, юристов и специалистов для сферы услуг – например, поваров или парикмахеров. Наборы в эти учреждения хорошие, с трудоустройством выпускников, как правило, нет никаких проблем. Примерно столько же учреждений СПО относятся к сферам культуры, образования и здравоохранения. С ними тоже нет особых проблем, кроме того факта, что многие из них подотчётны соответствующим ведомствам: это значит, за соблюдением стандартов нужно будет следить особым образом. Третья группа образовательных организаций самая большая – 61 процент. Это большие многопрофильные организации, где готовят специалистов инженерно-технического направления. В одном таком учебном заведении могут одновременно обучаться до 4000 человек. Именно к этим организациям, по словам Огородовой, сейчас приковано внимание Минобрнауки, поскольку подготовка кадров в этих учреждениях будет способствовать движению в направлении приоритетов технологического развития нашей страны.

В целом с сентября 2017 года более тысячи российских колледжей в 73 субъектах РФ – это 32 процента, то есть почти треть – начнут обучение по новым образовательным стандартам. Подготовленные специалисты будут обладать компетенциями на уровне международных стандартов WorldSkills.

Больше, чем профессия

Среднее профобразование: от теории – к практикеВ ходе мониторинга учреждений СПО Минобрнауки обнаружило устойчивую тенденцию, связанную с предпочтениями студентов. Как известно, среднее профессиональное образование бывает начальным и средним. Начальное – это техникумы, где готовят узких специалистов, как правило, по конкретным рабочим специальностям. Среднее – это колледжи, где уровень образования выше, а обучение более длительное. Тенденция налицо: всё больше желающих стать так называемыми «специалистами», то есть закончить колледж, и всё меньше желающих поскорее получить конкретную узкую специальность.

Людмила Огородова напомнила, что система начального профессионального образования в СССР выполняла, в основном, социальную функцию, давая возможность человеку из малообеспеченной семьи быстро получить профессию. Сейчас такой задачи нет, и Минобрнауки намерено компенсировать в образовательных программах средних профессиональных учебных заведений отсутствие законченного общего среднего образования. В частности, упор будет делаться на так называемую функциональную грамотность – наличие знаний, необходимых в повседневной жизни, и умение применить их на практике. «Мы отвечаем за то, чтобы население было функционально грамотным на международном уровне, – сказала Людмила Огородова. – Наша задача, чтобы это были полноценные люди с высоким качеством жизни, а не просто с высокотехнологичным местом».

Кроме того, учеников средних профессиональных учебных заведений планируется массово обучать английскому языку, чтобы они могли спокойно работать с инструкциями к оборудованию. Наконец, в учебные программы войдёт так называемый «предпринимательский пакет» – информация о том, как открыть своё дело, умение хотя бы в первом приближении анализировать рынок и так далее.

В вуз в обход ЕГЭ?

По словам Огородовой, 40 процентов выпускников учреждений СПО поступают в вузы. Немало экспертов уверены, что колледж – порой самый простой путь, чтобы поступить в вуз минуя процедуру ЕГЭ, а значит, многие исключительно с этой целью поступают в колледжи. На первый взгляд, тенденция негативная – стоит ли вкладывать время и средства в подготовку специалиста, который не собирается работать по специальности? Тут Минобрнауки демонстрирует знакомство с ещё одним известным управленческим принципом: не можешь противостоять – возглавь.

Ведомство, по словам Людмилы Огородовой, тенденцию видит и «не содействует тому, чтобы её поддерживать». Но если уж процесс есть, его решено по возможности регулировать. «Для нас важно, чтобы ребёнок остался в профессии», – пояснила Огородова. Понятно, что напрямую запретить вузам принимать тех или иных абитуриентов Минобрнауки не может, однако ведомство «указывает» университетам, что не стоит принимать на юридические или экономические специальности выпускников технических колледжей. Если же студент, обучившийся по профессии механика, идёт в соответствующий вуз, то ведомство не видит в этом трагедии. Кроме того, для многих студентов актуален вопрос частичной подработки во время обучения, а у выпускника колледжа уже есть готовая востребованная специальность. Наконец, совместно с «Ворлдскиллз Россия» запланирован межвузовский чемпионат профессий, чтобы студенты вузов могли поддержать свою профессию или задуматься о том, чтобы в ней остаться.

Новые ФГОСы: кого готовим?

Среднее профобразование: от теории – к практикеОдно из приоритетных направления деятельности Минобрнауки в сфере СПО – внедрение новых требований к качеству образования через введение новых ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). «Поручение президента о подготовке топ-50 профессий по стандартам WorldSkills выполнено по срокам и по объёмам, новые ФГОСы уже разработаны и внедряются», – доложила Людмила Огородова.

Напомним, что к 2020 году 50 процентов выпускников колледжей и техникумов должны иметь квалификацию мирового уровня, и начать по понятным причинам было предложено с так называемых «50 наиболее перспективным и востребованным на рынке труда профессиям и специальностям». Этот перечень долго и мучительно готовило министерство труда, о чём регулярно рассказывалось в публикациях profiok.com. Когда список всё-таки подготовили, выяснилось, что он, как, в общем, и любая статистическая выборка, отражает «среднюю температуру по больнице» и не во всём устраивает конкретные регионы.

В министерстве образования подошли к заданию творчески: составили свои перечни профессий, которые востребованы в конкретных регионах или необходимы для решения социальных задач. Сводный перечень из 100 позиций дополнил основной список профессий, и уже по этому дополненному списку разрабатываются новые образовательные стандарты. Так, к федеральному списку «топ-50» добавились специалисты по механизации сельского хозяйства, преподаватели начальных классов и педагоги дошкольного образования и другие важные для регионов профессии.

Заметим, что, судя по всему, работу над составлением перечней такого рода полностью доверять субъектам РФ всё-таки нельзя. Например, ни один регион не будет в этом году вводить новые ФГОСы для специалистов в сфере производства и эксплуатации оптических и оптико-электронных приборов и систем. Видимо, регионы решают текущие задачи и пока не готовы заглядывать далеко вперёд. «Это востребованная профессия. Мы видим через Национальную технологическую инициативу, что это сектор экономики, который имеет большие перспективы», – объяснила Людмила Огородова. Словом, несмотря на то, что поручение президента выполнено, за перечнем специальностей, по которым идёт подготовка в системе СПО, нужно пристально следить, преодолевая инерцию, присущую системе профессионального образования. К сожалению, по некоторым прогнозам профессии, по которым сейчас готовят специалистов в сфере СПО, могут исчезнуть в обозримом будущем. А те, которые не исчезнут, нужно будет наполнить новым содержанием.

Новые ФГОСы: чему и как учим?

Новые образовательные стандарты предъявляют новые требования к содержанию учебных программ, материально-технической базе и преподавательскому составу колледжей.

Среднее профобразование: от теории – к практикеВ последние десятилетия подготовка в колледжах была, в основном, теоретической, а практические занятия проводились на устаревшем оборудовании. Однако работодатели, естественно, заинтересованы в специалистах, имеющих опыт практической работы. Обновление материально-технической базы колледжей – важная, но ресурсоёмкая задача: к примеру, современный токарно-фрезерный станок стоит около 12 млн рублей. Конечно, проект финансируется из федерального бюджета (около 7 млрд рублей за 2012-2016 гг.), но этих средств хватает, как правило, только на содержание учебных заведений и зарплаты преподавателей. В финансировании учреждений СПО участвуют и регионы (в целом чуть менее 30 млрд рублей за тот же период). Но на полноценное обновление материально-технической базы этих средств тоже мало. Людмила Огородова сообщила, что не видит другой возможности решить эту задачу, кроме привлечения реального сектора экономики. «Постановка задачи на подготовку кадров совмещается с ответственностью реального сектора экономики в предоставлении технологических условий», – сказала Огородова, сославшись на зарубежный опыт.

Генеральный директор «Ворлдскиллс Россия» Роберт Уразов считает, что вложение бизнеса в переоснащение колледжей вполне может стать окупаемым проектом, особенно если образовательное учреждение пройдёт аккредитацию и подтвердит уровень подготовки своих студентов. Но предусматриваются и системные меры по вовлечению предприятий в подготовку кадров. По словам Огородовой, Минэкономразвития сейчас продумывает меры налогового стимулирования производств, которые создают базовые кафедры и подразделения на своих площадях для проведения проектно-ориентированных образовательных программ.

Среднее профобразование: от теории – к практикеПомимо МТБ, новые стандарты подразумевают новые требования к преподавателям. Людмила Огородова отметила, что вопрос о подготовке мастеров производственного обучения поднят впервые за 20 лет. Частично задачу помогает решать движение «Ворлдскиллс», поскольку эксперты WorldSkills – это, по сути, и есть мастера производственного обучения. Правда, по словам Огородовой, этих экспертов из учреждений СПО «забирает рынок», и это «большая беда». Выход – опять же в участии партнёров из реального сектора, которые инвестируют средства в поддержку мастеров.

Приоритетный проект Минобрнауки «Рабочие кадры для передовых технологий» предполагает, что в межрегиональных центрах компетенций на базе организаций профессионального образования будут повышать квалификацию 5000 преподавателей в год. Также планируется готовить 5000 новых экспертов WorldSkills – мастеров производственного обучения. Роберт Уразов рассказал, что в прошлом году в рамках пилотного проекта в академии WorldSkills уже прошли переподготовку 780 мастеров производственного обучения из российских колледжей. У каждого десятого из них не было мобильного телефона, почти у половины – электронной почты. Конечно, таким людям трудно будет научить молодёжь чему-то новому, какие уж тут станки с ЧПУ или робототехника. Так что выход Уразов видит в том, чтобы «разбавлять» педагогические коллективы экспертами WorldSkills, «доучив» этих экспертов педагогическим навыкам. «Вложение в преподавателя – одно из наиболее эффективных, – убеждён Роберт Уразов. – Успехи возникают неспроста: за талантливым ребёнком всегда стоит сильный преподаватель».

Новые ФГОСы: как оценить профессионализм?

На чемпионатах WorldSkills всегда легко понять, что человек может сделать, а чего не может. Эти наработки были использованы при подготовке и введении государственной итоговой аттестации – демонстрационного экзамена, который будут сдавать выпускники колледжей. В этом году экзамен прошли уже более 2000 человек, до конца года эта цифра вырастет до 15 тысяч. Результаты такого экзамена понятны и мастерам производственного обучения, и работодателям, и, что не менее важно, самим студентам: какой уровень допуска обеспечивает специалист при изготовлении детали, какой у него процент брака, соблюдает ли технику безопасности и так далее. «Чтобы сдать экзамен, надо уметь грамотно работать», – говорит Уразов. Однако это не означает, что подобный подход вычёркивает из системы теоретическую подготовку: не имея теоретического багажа, продемонстрировать умение попросту невозможно. Важно, что оценка навыков студентов будет проводиться не учебными заведениями, где они учились, а независимыми центрами. Это позволит избежать конфликта интересов.

Так называемый паспорт компетенции, Skills-паспорт, который будут получать студенты после прохождения экзамена, – это своеобразная «профессиограмма» специалиста, которая поможет работодателю принять решение о выборе сотрудника исходя из потребностей компании. В любой профессии есть множество параметров, которые оцениваются, отражая полную картину компетенций и мотивируя молодых людей к «доучиванию». На сегодня такие паспорта признаны некоторыми сообществами работодателей, а в 2019 году, когда Россия примет международные состязания WorldSkills в Казани, планируется добиться международного признания этих документов.

WorldSkills: инструмент развития

В нашей стране движение WorldSkills у многих ассоциируется исключительно с проведением чемпионатов по профессиям. Здесь важно понимать, что чемпионаты WolrdSkills – это не спорт высших достижений, участники выполняют обычные производственные задания, вопрос только в профессионализме, скорости и качестве.

Чемпионатное движение играет большую роль в сфере профориентации, позволяет привлекать в систему СПО молодёжь, повышает авторитет прикладных профессий, связанных с созданием конечного продукта, создаёт моду на современные профессии и профессионализм. Статистика говорит о том, что все, кто добился успехов на чемпионатах WorldSkills, не имеют проблем с трудоустройством. Это хороший пример для школьников, раздумывающих о выборе будущей профессии, и их родителей.

Среднее профобразование: от теории – к практикеКроме того, это важный инструмент вовлечения в систему СПО реальной экономики и бизнеса. Таким образом, среднее специальное образование начинает развиваться за счёт реального сектора и в его интересах. Здесь характерен пример Краснодарского края, где на этой неделе пройдёт V национальный чемпионат WorldSkills. Для проведения состязаний пришлось оснастить пять павильонов по последнему слову техники: по 113 компетенциям будут соревноваться более 1000 студентов колледжей и 300 школьников. После окончания чемпионата всё это оборудование будет распределено по образовательным учреждениям региона, что позволит произвести полное переоснащение организаций системы СПО.

Наконец, эксперты WorldSkills участвуют в разработке образовательных стандартов. Важно понимать, как нужно учить студента, чтобы на выходе был обеспечен международный стандарт компетенций. Именно поэтому Россия выставляет такую многочисленную сборную на международные соревнования. «Вопрос медального плана не стоит. Нам важно не место, которое мы займём, а технологии, которые позволят готовить ребят лучше, чем конкуренты», – говорит Роберт Уразов. Глава «Ворлдскиллс Россия» отметил, что если судить по результатам недавнего европейского чемпионата, такие технологии в России уже появились, но публично рассказывать о них пока рано.

«Когда система образования имеет современные технологии и работает качественно, она задаёт вектор развития для рынка труда и тренды для создания новых технологий», – подчеркнула Людмила Огородова. Правда, вскоре она добавила, что вообще-то рынком труда в нашей стране занимается министерство труда.

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«Когда несколько лет назад мы проводили совещания с руководителями предприятий ОПК по поводу дефицита квалифицированных кадров, казалось, что проблему в ближайшем будущем решить не получится, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Запросы предприятий были малоинтересны министерствам и ведомствам, деятельность этих ведомств непонятна предприятиям, а о комплексном подходе и масштабной межведомственной работе речь вообще не шла. Но вода, как известно, камень точит: кадровый голод заставил предприятия снова и снова озвучивать проблему, предлагать пути решения, нарабатывать собственный опыт, обмениваться этими наработками. Министерства и ведомства получили некий импульс не только от работодателей, но и «сверху», в виде поручений президента. Медленно, мучительно, но система, похоже, наконец, начала меняться. И самое главное, что то же министерство образования явно понимает, что и зачем делает, а не просто соблюдает сроки при выполнении поручений главы государства.

Немного обидно, что, как это всегда бывает при работе с большими числами и статистическими данными, за бортом остался весь «неформат». Конечно, движению WorldSkills интереснее роботы и станки с ЧПУ, чем аналоговые технологии. Однако они есть и будут использоваться на производствах, например, при разработке аппаратуры, а студенты ими не интересуются, поскольку это «не модно». Стране нужны социальные работники, преподаватели для сферы дополнительного образования, и не только в инженерно-технической сфере. Не хотелось бы, чтобы в погоне за перспективными кадрами для светлого будущего забывали о подготовке специалистов, которые нужны сегодня и сейчас. До вступления в должность министра образования Ольги Васильевой на сайте Минобрнауки красовалась надпись: «Министерство будущего». Сейчас она исчезла. Это хороший знак: думая о будущем, нельзя терять ощущение реальности и забывать о проблемах сегодняшнего дня».

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4342#ixzz4h8H8wsoN

Картина дня

наверх