На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачи

8 декабря 2017 года в Москве прошёл III Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России». Более тысячи представителей органов федеральной государственной власти и субъектов РФ, профессиональных сообществ, объединений работодателей, крупных компаний, советов по профессиональным квалификациям обсудили различные аспекты развития Национальной системы квалификаций в нашей стране. Портал profiok.com рассказывает о вопросах, которые были затронуты на форуме, а также о вызовах, на которые предстоит ответить в ближайшее время.

Не терять темп!

Многие из выступавших начинали с того, что Национальная система квалификаций в целом создана, хотя это и не означает, что задач на этом пути стало меньше.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиОткрывая пленарное заседание форума, зампред правительства РФ Ольга Голодец отметила, что за прошедшие годы «удалось создать самообновляющуюся систему, запустить механизм, когда работодатель сам сподвигает рынок к пересмотру квалификаций». По признанию вице-премьера, поначалу работа «сбоила», потому что работодатели никак не могли сформировать требования к той или иной профессии или квалификации. Ещё сложнее было добиться унификации этих требований в масштабе страны. Сейчас, наконец, удалось добиться глубокой вовлечённости работодателей, представляющих различные отрасли, в систему квалификаций.

«Качественное изменение того, как сегодня происходит формирование требований к профессии, это самый главный итог прошедшего периода», – подчеркнула Голодец.

«Идеология заключается в том, чтобы не чиновники формировали подходы к квалификациям, а чтобы партнёры – работодатели, профессиональные сообщества – договаривались и сами описывали требования, которые они предполагают предъявлять к работникам», – так объяснил суть создания Национальной системы квалификаций глава Минтруда Максим Топилин.

На сегодняшний день утверждено 1087 профессиональных стандартов и более 1100 квалификаций. При этом важно, что профессиональное сообщество заинтересовано в актуализации этих профстандартов: например, когда зашла речь об инклюзивном образовании, педагоги сами инициировали изменения в профстандарте.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиСформированные профессиональные стандарты начали автоматически транслироваться в образовательные стандарты. Как заметил один из представителей системы среднего профессионального образования, работодатели впервые за много лет не могут упрекнуть учебные заведения в том, что они «учат не тому», поскольку требования к учебным программам формируют сами работодатели. Другое дело, что по понятным причинам между формированием требований и выпуском необходимых специалистов на рынок труда проходит несколько лет. Иными словами, молодого специалиста всё равно придётся доучивать.

«Как показывает международная практика, дообучение на месте работы неизбежно, – пояснила замминистра труда и социальной защиты РФ Любовь Ельцова, – но мы стремимся к тому, чтобы минимизировать разрыв между требованиями работодателей и качеством подготовки специалистов».

По мнению Ельцовой, профессиональная общественная аккредитация образовательных программ, то есть признание их качества работодателями, должна «что-то значить» для образовательной организации – «по крайней мере, если она работает за бюджетные деньги».

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиМаксим Топилин призвал к активности Советы по профессиональным квалификациям. С одной стороны, уже утверждено 1087 профстандартов, с другой – есть сферы, которые до сих пор недостаточно представлены в системе оценки квалификации. По мнению министра, Советы по профессиональным квалификациям (СПК) должны не просто «одобрять, когда кто-то что-то написал», а ставить перед собой конкретные задачи по формированию необходимых профессиональных стандартов. «Если СПК не ставят перед собой цели, значит, им надо придавать ускорение различными методами, например, льготами или субсидиями», – считает министр.

«Не терять темп! Если мы его потеряем, то мы не будем успевать за изменениями в экономике», – заключил Максим Топилин.

Независимая оценка квалификаций: откуда возьмётся доверие?

Как известно, с 1 января 2017 года вступил в силу закон о независимой оценке квалификации.

На 1 декабря 2017 года утверждена 1121 квалификация на основе 329 профессиональных стандартов, работают 156 центров оценки квалификаций (ЦОК). Продолжается разработка так называемых комплексов оценочных средств (КОС) – тех самых тестов, по результатам прохождения которых люди смогут получать сертификаты, подтверждающие ту или иную квалификацию.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиКак отметил гендиректор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович, количество ЦОК – не слишком показательная цифра, поскольку многие Советы по квалификациям пошли по пути не создания системы ЦОК, а формирования большого количества экзаменационных площадок в рамках каждого ЦОК. Таких площадок на сегодня создано 211, и именно эта цифра, по мнению Лейбовича, характеризует доступность процедуры подтверждения квалификаций для населения.

Распределены Центры оценки квалификаций, как и следовало ожидать, весьма неравномерно. Наибольшее количество сформировано в Центральном федеральном округе – 40 центров, из них 31 в Москве и 14 в Санкт-Петербурге. Если называть конкретные профессии, то больше всего ЦОК оценивают квалификацию сварщиков, строителей, работников ЖКХ и сферы обслуживания.

Работники, сдавшие экзамен, получают свидетельство. Результаты экзамена сохраняются в специальном реестре – правда, пока у работодателей и служб занятости нет доступа к этому реестру, вопрос о формах предоставления такого доступа ещё обсуждается: нужно учесть все требования законодательства, в том числе с учётом требований к хранению персональных данных.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиСтоит сказать, что экзамен сдают не все. Сейчас в реестр включено 3129 человек, из них 2922 человека получили свидетельства, а 217 не смогли подтвердить квалификацию, им выданы заключения о прохождении экзамена.

«Было бы неожиданно и неприятно, если бы экзамен сдавали все, кто пришёл в ЦОК, – прокомментировала эти данные Любовь Ельцова. – Многие думают, что раз процедура платная, то свидетельства получат все. Это не так. Работодатели выстраивают систему, которой они будут доверять».

«У нас же нет сегодня проблемы научиться водить машину и получить права? Аналогично должно быть по всем профессиям, которые сегодня распространены в обществе и востребованы», – таким примером проиллюстрировала задачу доступности ЦОК Ольга Голодец. Видимо, вице-премьер не в курсе, каким путём получают водительские удостоверения многие автолюбители в нашей стране. В системе независимой оценки квалификации акцент делается как раз на беспристрастности и объективности оценки. Зачем работодателям обманывать самих себя? Какой смысл в оценке, если в системе не будет защиты от желающих «купить корочку»?

Ольга Голодец считает также, что «человек может подтвердить квалификацию независимо от того, где он её получил, как он учился и у кого». На деле оказывается не совсем так. Многие профессиональные стандарты требуют наличия высшего или среднего специального образования, что, по мнению экспертов, вполне справедливо, так как образовательные программы содержат не только специальные знания, но и, например, сведения по безопасности.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиЗампред СПК в машиностроении и первый заместитель исполнительного директора Союза машиностроителей России Артём Ажгиревич рассказал о проблеме, с которой столкнулись машиностроительные ЦОК. На российских заводах работают станочники, которым сейчас по 50-60 лет, у них высокие разряды, но нет среднего профессионального образования. Не допускать их к экзаменам по формальным признакам было бы несправедливо, считает Ажгиревич. Аналогичная проблема с ИТР: на инженерных должностях нередко работают выпускники советских техникумов 1980-х годов, а сегодня для получения квалификации инженера необходимо высшее образование. Конечно, изменять профстандарты и понижать образовательный ценз нецелесообразно. Но в случае, когда человек пришёл не «с улицы» и имеет подтверждённый опыт работы, можно сделать исключение, пояснил позицию Союза машиностроителей Артём Ажгиревич.

Но самая серьёзная проблема на сегодняшний день состоит в том, что сами работодатели пока не очень заинтересованы в применении системы независимой оценки квалификации.

«Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить её пить», – напомнил залу известную мудрость председатель совета директоров корпорации «Баркли» (строительство элитного жилья – profiok.com) Леонид Казинец. Эксперт пояснил, что в строительной отрасли конкуренция между компаниями основывается, к сожалению, не на квалификации, а совсем на других параметрах. В строительных компаниях востребованы специалисты, которые умеют договариваться с банками и госструктурами, находить дешёвые кредиты, быстро проходить процедуры согласования. Какая при этом квалификация у рабочих – вопрос явно не первого уровня. По мнению спикера, выход – в максимальном отстранении государства от бизнеса. Пока государство остаётся главным заказчиком и главным регулятором, повышение квалификации специалистов не станет первоочередной задачей, пояснил Казинец.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиКое-какие сдвиги уже намечены. Например, предполагается, что будут внесены поправки в законодательство, позволяющие компаниям относить расходы, связанные с независимой оценкой квалификации, к себестоимости. Пока же, по данным главы Федерации независимых профсоюзов РФ Михаила Шмакова, расходы работодателя на прохождение работником независимой оценки квалификации составляют в среднем 70 тысяч рублей. «Так ли нужна независимая оценка работодателям, чтобы они тратили огромные суммы?» – задался вопросом профсоюзный лидер. И правда, если уж взяли работника, лучше тратить средства на его обучение, чем на сертификаты.

Кроме того, независимая оценка не генерирует у работника никаких новых знаний и умений – в отличие, скажем, от системы дополнительного образования, повышения квалификации и так далее.

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачи«Пока нам не удалось сформировать систему, которая вызывает доверие, – констатировал зампред правления РОСНАНО, член Национального совета при президенте РФ по профессиональным квалификациям Андрей Свинаренко. – Все друг друга в чём-то подозревают: образование подозревает профессиональные стандарты, бизнес подозревает образование, договориться не можем».

Однако следует понимать, что со временем изменение требований к квалификациям должно повлиять на изменение структуры ВВП, на уровень производительности труда. В обществе должны постепенно поменяться ценности: важным должно быть не занять ту или иную должность, а нарастить компетенции и обеспечить личностный рост. Правда, пока подтверждённая квалификация не даёт специалистам никакого преимущества. Но ситуация будет меняться.

«Как поднять доверие к системе? Ничего не трогать! – считает гендиректор НПО по переработке пластмасс имени «Комсомольской правды» Сергей Цыбуков. – Сейчас сообщество должно само решить, куда двигаться. Нужны позитивные примеры, и как можно больше!»

О планах на 2018 год

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиВ планах Национального агентства развития квалификаций и Нацсовета по профессиональным квалификациям на ближайшее время – ускорение и оптимизация всех процессов Национальной системы квалификаций. Сейчас путь от возникновения потребности рынка труда до подготовки кадров и оценки их квалификации занимает слишком много времени. Многие вещи можно упростить: например, перейти к «пакетной» разработке и обсуждению профессиональных стандартов, нормативных актов и комплектов оценочных материалов (в настоящее время всё это происходит последовательно). Можно упростить процедуру экспертизы при внесении изменений во ФГОС – тем более, что и инициатором изменений, и экспертом нередко выступает одна и та же организация, например, СоюзМаш или Роскосмос.

Участники форума отмечали также важность проведения информационной, разъяснительной работы с работодателями и обычными гражданами. Министерство труда разработало множество информационных ресурсов и методических комплексов, изданы сборники методических документов, однако вопросов от компаний и граждан меньше не становится (подробную инструкцию о том, как создать ЦОК, как подтвердить квалификацию или проверить квалификацию сотрудника, читайте на портале profiok.com на следующей неделе).

Национальная система квалификаций: смыслы, достижения, задачиСайты советов по профессиональным квалификациям будут унифицированы и сделаны более удобными для граждан, то же касается информационных ресурсов центров оценки квалификации. Кстати, о советах по профквалификациям. Сейчас их 28, при этом, по словам главы НАРК Александра Лейбовича, пока нет понимания, сколько советов и в каких отраслях должно появиться.

СПК будут и далее координировать разработку и актуализацию профессиональных стандартов, разрабатывать комплексы оценочных средств, аттестовывать центры оценки квалификаций.

«28 советов по профессиональным квалификациям – это не 28 удельных княжеств», – напомнил Андрей Свинаренко. По его мнению, отраслевая экономика в привычном понимании закончилась. С приходом «цифры» границы между отраслями размываются. «Взаимодействие между советами, доверие между ними, включение ряда технологических блоков в традиционные отрасли и наоборот, включение цифровых моментов в деятельность всех СПК, то есть межотраслевое и межпредметное взаимодействие СПК – одна из задач следующего года», – уверен Свинаренко.

В планах на ближайшее будущее – формирование предложений по стимулированию работодателей к разработке профстандартов и оборудованию ЦОК, завершение формирования региональной структуры Национальной системы квалификаций, интеграция со странами СНГ и ЕАЭС.

Глава Минтруда Максим Топилин считает, что нужно увязать Национальную систему квалификаций с государственной программой повышения производительности труда.

Вице-премьер Ольга Голодец (удивительно, что только она! – profiok.com) подняла вопрос о роли оплаты труда в системе регулирования рынка труда. Она заметила, что существует «очень точная корреляция» между уровнем оплаты труда в той или иной отрасли и притоком желающих в ней работать. «Серьёзные перекосы внутри рынка труда по уровню оплаты, высокая доля неквалифицированных рабочих мест, которым не место на нашем рынке труда, должны быть предметом особой заботы РСПП и работодателей», – подчеркнула вице-премьер.

Юрий Смыслов«Конечно, внедрение профессиональных стандартов, использование системы независимой оценки квалификации напрямую никак не связаны с повышением производительности труда или структурных сдвигов в экономике, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и квалификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Развитие в России Национальной системы квалификаций говорит о том, что в экономике начались качественные изменения: впервые за много десятков лет создаются механизмы, благодаря которым работодатели могут напрямую взаимодействовать с системой образования, а те и другие – с чиновниками. Понятно, что выстраивать одну систему, не меняя другие, невозможно. Понятно, что Национальная система квалификаций – не единственная система, которую предстоит выстроить, прежде чем наша экономика выйдет на новый уровень развития. Возможно, те, кто тратит на развитие этой системы силы и средства, не сразу почувствуют результат. Но если ничего не делать, ничего не поменяется. Ещё несколько лет назад никто не верил, что у профессиональных стандартов есть будущее, а сегодня многие из них уже используются в образовательных программах. Думаю, через какое-то время обретёт вес и ценность и сертификат, подтверждающий квалификацию. Наверное, когда-нибудь законодательно будет закреплена ответственность ЦОК за сертификат, который он выдаёт. И работодатель, принявший на работу слесаря с сертификатом и без нужных навыков, сможет потребовать от этого ЦОК компенсации. Словом, важно либо добиться доверия друг к другу со стороны всех заинтересованных сторон, либо выстроить механизмы, нивелирующие риски».


История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5485#ixzz50w0dmiJK

Картина дня

наверх