На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись «Офицеры России» и СоюзМаш

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по безопасности, председатель организации «Офицеры России» Антон Цветков считает, что в сфере поддержки молодёжного научно-технического творчества государство явно недорабатывает. Решение проблемы эксперт видит не в конфронтации энтузиастов с чиновниками, а в их совместных конструктивных действиях.

О том, как нужно организовать подготовку высококвалифицированных молодых специалистов для отечественной промышленности и науки, говорилось на конференции «Развитие детского и молодежного технического творчества в России: проблемы и пути решения». Мероприятие, организованное комиссией ОП РФ по безопасности и общероссийской организацией «Офицеры России», прошло в Общественной палате РФ 7 февраля. Подробности – в материале profiok.com.

Хорошо забытое старое

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашПрактически все выступавшие на конференции так или иначе затрагивали опыт Советского Союза в развитии научно-технического творчества детей и молодёжи. И сравнение, к сожалению, было далеко не в пользу современной России. Почётный гость конференции Наталья Сергеевна Королёва, дочь знаменитого советского конструктора С.П. Королёва, напомнила о том, что во времена СССР во всех дворцах пионеров существовали бесплатные кружки, связанные с моделизмом и техническим творчеством. Наталья Королёва рассказала, что её отец со школьных лет занимался моделизмом и планеризмом. «Если бы не эти кружки и общества, может быть, не все наши авиаторы и конструкторы пошли по этому пути, – заключила эксперт. – Это увлечение нужно прививать нашей молодёжи с детских лет, и тогда у нас будут великие конструкторы, которые продвинут российскую технику, авиацию, космос далеко вперёд». По мнению Королёвой, важно восстановить в российских школах уроки труда, «чтобы мальчики умели хотя бы гвозди забивать, а девочки – готовить и шить». При этом необходима государственная поддержка, поскольку «сейчас всё держится, в основном, на энтузиазме».

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашЧлен-корреспондент РАН Олег Алифанов тоже начал с того, что подготовка инженеров в Советском Союзе была лучшей в мире. Учёный рассказал, как группа экспертов NASA, посетившая МАИ в 1989 году, заключила, что советская система образования менее демократична, чем в США, но значительно более эффективна. Алифанов напомнил, что важно не только пробудить у молодёжи интерес к техническому творчеству, но и сформировать у молодых людей желание выбрать инженерную профессию и сделать её делом всей жизни. По его мнению, к решению задачи нужно подходить системно, чтобы обеспечить «сращивание детского творчества с переходом в профессиональную деятельность».

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашПрофессор МАИ Владимир Брусов рассказал, что в советские времена в стране насчитывалось более полутора миллионов авиамоделистов разного уровня, и ежегодно 120-150 из них пополняли ряды студентов МАИ. «В 2016 году мы приняли троих. Это трагедия!» – воскликнул учёный.

Однако эксперты считают, что восстановить кружки и станции юных техников в том виде, в котором они существовали в СССР, недостаточно. Прошло много времени, и стране нужны специалисты нового типа. Это значит, что опираясь на опыт Советского Союза, нужно выстраивать новую систему стимулирования научно-технического творчества, главными чертами которой эксперты назвали массовость, географическую доступность и бесплатность.

Есть прогресс?

Было бы не совсем правильно заявлять, что в сфере развития научно-технического творчества молодёжи в России ничего не делается. Есть немало блестящих государственных и частных проектов и программ, о многих из которых говорилось на конференции.

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашПредседатель координационного совета по развитию детского и молодёжного научно-технического творчества СоюзМаш РФ, руководитель международного фестиваля «От винта!», член президиума организации «Офицеры России» Виктория Соболева рассказала об опыте работы с талантливыми детьми. Фестиваль «От винта!» проводится с 2005 года и постоянно расширяется. Так, в текущем году в отборочный тур включены не только такие направления, как авиация и космонавтика, но и судостроение, сельское хозяйство, транспорт и техническое творчество в экологии. Соболева отметила помощь Минпромторга в организации и проведении фестиваля: «С министром и всем коллективом легко работать». Благодаря усилиям Минпромторга выставки фестиваля «От винта!» проходят не только на МАКСе, но и в Госдуме, на площадках WorldSkills и крупных промышленных выставках. Антон Цветков также поблагодарил за помощь и поддержку депутата Госдумы РФ, первого вице-президента СоюзМаш Росиии, председателя оргкомитета фестиваля «От винта!» Владимира Гутенёва, назвав его «другом, товарищем и сподвижником». Цветков добавил, что выставку лауреатов фестиваля «От винта!» на МАКСе всегда посещает президент России Владимир Путин, что, безусловно, становится для ребят дополнительным стимулом. Виктория Соболева добавила, что фестиваль набирает обороты. В нём принимают участие всё больше юных талантов, а работы, представленные на конкурс, становятся всё интереснее. Этой осенью авторы лучших проектов по инициативе Минпромторга поедут на выставку в Китай. У наших ребят есть что там показать, пояснила Виктория Соболева.

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашДепутат Мосгордумы Ирина Ильичёва заметила, что Москва не просто поддерживает детское и молодёжное техническое творчество, а делает всё необходимое, чтобы быть в авангарде этого движения. В последние годы был сделан большой рывок в плане технического оснащения школ и развития городской образовательной среды. В разных частях города открываются технопарки и музеи, в школах при участии технических вузов создаются инженерные классы.

Профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана Виктория Майорова рассказала об инженерной олимпиаде «Шаг в будущее», которую Бауманка проводит уже 26 лет. По словам Майоровой, университет ставит своей задачей «не только дать фундаментальное образование, а воспитать новых Королёвых и Гагариных». За время существования олимпиады более четырёх тысяч школьников поступили в МГТУ на ракетно-космические специальности. «Если собрать всех этих ребят, получится огромное полноценное КБ, среди них есть технологи, проектировщики, баллистики, прочнисты и испытатели», – похвасталась Майорова.

Отметим парадокс. С одной стороны, налицо заинтересованность государства в подготовке квалифицированных кадров. Утверждаются государственные программы, открываются кружки и технопарки, выделяются средства и разрабатываются дорожные карты. С другой стороны, представители предприятий и НИИ в один голос говорят о нехватке молодых специалистов и снижении качества их подготовки. Более того, есть и третья сторона – энтузиасты, которые готовы заниматься с талантливыми ребятами. Они жалуются на отсутствие средств, помещений и материалов. Что-то явно идёт не так. Но что?

В чём «недорабатывает» государство?

Несогласованные действия и отсутствие координации. Основная проблема, которую отмечали практически все выступавшие на конференции, характерна для всех сегментов современной российской действительности: правая рука не знает, что делает левая. Примеры несогласованных действий различных органов и структур можно приводить бесконечно. В 2008 году выходит указ президента о создании наукограда в городе Жуковском – и в том же году в том же городе закрывается клуб юного техника. Звучат призывы к развитию научно-технического творчества – и прекращаются соревнования по техническим видам спорта (авиамодельный спорт, радиоспорт и т.д. – profiok.com). Минобороны создаёт научные роты, а в созданной этим же ведомством Юнармии технического направления нет.

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашРазрозненно существуют детские и молодёжные научно-технические организации: какие-то из них относятся к сфере образования, другие – к спорту, науке или даже культуре. Понятно, что никакой координации их деятельности в таком случае быть не может. Директор НП «Лифт в будущее» (БФ «Система») Юлия Селюкова огласила результаты проведённого исследования. Оказывается, среди всех детей, охваченных дополнительным образованием, только 10 процентов занимаются научно-техническим творчеством, остальные – «поют, пляшут и играют на фортепиано». Более того, как сообщил Антон Цветков, единых данных о секциях и организациях, занимающихся работой с подростками, нет вообще. «В Москве нет единого перечня секций и организаций, работающих с молодёжью, причём не только в сфере моделирования. Сколько военно-патриотических клубов в Москве? Никто не знает. А как с ними работать? Значит, не работают», – заключил Цветков.

Нехватка преподавателей. По словам Юлии Селюковой, «школьный учитель не может заниматься с ребёнком в кружке, поскольку он не знает практических вещей». Логично было бы дать возможность работать с детьми практикам, как это было в СССР: в советское время все заводы и фабрики имели подшефные школы. Селюкова заметила, что многие представители бизнеса и корпораций, которые уже достигли определённых профессиональных и карьерных высот, начинают испытывать потребность делиться своими знаниями с подрастающим поколением, причём часто бесплатно, на волонтёрских началах. Но соответствующих механизмов не существует: от преподавателей в кружках требуют наличия педагогического образования, заставляют их собирать бесчисленные документы и медицинские справки. Конечно, замечательно, если инженер, работающий на промышленном предприятии и желающий позаниматься с детишками, будет заодно педагогом и психологом, но таких специалистов сначала надо подготовить, а потом уже требовать необходимые справки.

Информационная недостаточность. Министр образования Фурсенко собирался растить компетентных потребителей, министр Ливанов – специалистов, способных адаптировать заимствованные где-то технологии. Нынешнее руководство Минобрнауки, вроде бы, ставит иные задачи, но в практическую плоскость в сфере научно-технического образования действия ведомства ещё не перешли. Да и проблема, вообще говоря, шире сферы деятельности Минобрнауки: мало дать детям возможность заниматься техническим творчеством, важно, чтобы они хотели связать свою жизнь с наукой и техникой. И дело даже не в уровне оплаты труда и социальных гарантиях современного инженера. Дети должны мечтать! Участники конференции вспоминали, как в тяжёлые послевоенные годы в стране находились средства на производство Союзмультфильмом мультиков о полёте не Луну. Книги Перельмана и Циолковского стояли на книжных полках в каждой семье. На телевидении, в газетах и журналах, в интернете о великих инженерах и учёных говорят редко и мало. Как может ребёнок хотеть стать учёным или инженером, если он ежедневно слышит о совсем других «героях»? «Лев Лещенко – прекрасный певец, но его 75-летие несколько дней показывали по телевидению. А вы видели по телевизору хоть что-то, например, о столетии Бабакина?!» – возмущался Владимир Брусов (Георгий Бабакин (1914-1971) – выдающийся советский инженер, главный конструктор КБ им. Лавочкина – profiok.com).

Что делать и с чего начать

Как вырастить новых Королёвых? За дело взялись Офицеры России и СоюзМашНа конференции несколько раз прозвучало предложение написать письмо президенту России Владимиру Путину. К сожалению, большинство проблем в нашей стране можно решить только личным распоряжением главы государства. Однако Антон Цветков предостерёг коллег: в данном случае это не поможет, письмо просто «утонет», спускаясь по бюрократической вертикали. Проблема системная, она охватывает слишком много управленческих слоёв и распространена по всей стране. По мнению Цветкова, острые вопросы нужно отрабатывать со всеми профильными министерствами и ведомствами, последовательно выстраивать диалог с федеральными органами исполнительной власти и региональными властями. Помещения для клубов, площадки для состязаний и выставок, поиск преподавателей – всё это зона ответственности региональных властей, напомнил Антон Цветков.

С другой стороны, нужна инициатива, исходящая от энтузиастов, от клубов и организаций. Префекты, главы управ часто просто не знают о существующих проблемах – например, помещения для проведения досуга сейчас есть в распоряжении всех районных администраций. «Нужно встречаться с руководителями и отрабатывать конкретные вопросы в прикладной плоскости», – сказал Цветков.

Однако это не значит, что «Офицеры России» и Комиссия ОП по безопасности не будут ставить проблему на уровне государства. К примеру, на базе всех предложений, прозвучавших во время конференции, будет сформирована резолюция, которую передадут для изучения во все заинтересованные органы. При этом чёткая формулировка проблем, в которых «государство недорабатывает», по словам Цветкова, не путь к конфронтации, а способ довести информацию до руководителей.

Антон Цветков в очередной раз поблагодарил Минпромторг за готовность к конструктивному диалогу и посетовал, что руководство Минобрнауки не нашло возможности посетить конференцию, хотя прислало сотрудников. «Надеемся, что новый министр вникнет и в эту проблему», – выразил Цветков общее пожелание в адрес Минобрнауки. (Нежелание вступать в диалог – характерная черта Минобрнауки. ЦЭРС ИНЭС многократно и безуспешно приглашал представителей Минобрнауки на встречи руководителей предприятий ОПК, посвящённые подготовке кадров, но никакого интереса к мнению предприятий чиновники не проявили. Возможно, с приходом нового министра что-то изменится – profiok.com).

По мнению Антона Цветкова, для эффективного решения задач развития молодёжного научно-технического творчества нужны согласованные действия и со стороны чиновников, и «снизу». «Если мероприятие прошло, а люди, которые должны этими вопросами заниматься, не в курсе, то это проблема организаторов мероприятия. Проводить «междусобойчики» не нужно. Но чиновники, получающие зарплату за работу с клубами, тоже не должны сидеть и ждать, когда клубы к ним придут. Дорога должна быть с двусторонним движением», – заключил Цветков.

Закрывая конференцию, глава «Офицеров России» отметил, что созданная для подготовки резолюции рабочая группа продолжит работу в постоянном режиме. По словам Цветкова, основная задача этой группы – «выйти на конкретную дорожную карту с чёткими прикладными целями». Начать решили с малого: создать реестр организаций, занимающихся научно-техническим творчеством, и экспертов в этой области.

Как бы то ни было, очень важно, что на конференцию в Общественной палате собрались неравнодушные люди, знакомые с проблемами развития детского научно-технического творчества со всех сторон и готовые совместными усилиями двигаться в сторону их решения. Значит, светофор на «дороге с двусторонним движением» вот-вот переключится на зелёный сигнал.

Фото: пресс-служба ЦЭРС. 

 

 

 

 

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3980#ixzz4YaVI3DdQ

Картина дня

наверх