На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущее

В Доме правительства 23 мая прошла, как выразился Максим Орешкин, «самая быстрая» коллегия в истории Минэкономразвития.

О том, чем МЭР займётся, когда закончит подготовку стратегических документов, какой проект, по мнению Дмитрия Медведева, ведомство Орешкина выполнило «с блеском» и для чего чиновникам необходимо ездить в регионы, рассказывает портал profiok.com.

Коротко, но на высоком уровне

«В этом году мы решили провести самую быструю коллегию в истории Минэкономразвития. В нашей работе мы стараемся отходить от стандартных шаблонов и действовать неординарно», – сообщил залу глава МЭР Максим Орешкин.

Задумка удалась. Обсуждение итогов работы министерства за прошедший год, анализ недоработок, постановка задач на будущее, поиск путей повышения эффективности и даже вручение сотрудникам министерства государственных и правительственных наград – всё это уложилось в сорок две минуты.

Заседание проходило в Доме правительства, что, как отметил Дмитрий Медведев, «повышает уровень работы». В отсутствие Вячеслава Володина, имеющего к Орешкину, да и вообще к правительству, конкретные и глубокие вопросы, мероприятие прошло как по маслу. Медведев хвалил министерство за работу, Орешкин Медведева – за поддержку «самых смелых инициатив», включая переезд Минэкономразвития в Москва-сити.

«Вообще-то обычно, когда мы проводим коллегию, всё-таки всегда присутствует другой вице-премьер, который курирует экономику, – немного замялся в финале Дмитрий Медведев. – Отсутствие Антона Германовича Силуанова не означает, что между министрами плохие отношения, как это иногда бывает в жизни». По словам Медведева, Антон Силуанов в этот момент получал государственную награду. Может быть, он имел в виду проходившую в тот же день торжественную церемонию в Кремле. Правда, в официальном списке награждённых фамилии Силуанова нет. Ну да ладно, глава правительства врать не будет. Не пришёл – значит, не смог, да и справились без него на отлично.

Самым весомым достижением МЭР за прошедший период оказался, как ни странно, переезд ведомства в Москва-сити. По крайней мере, времени на его обсуждение ушло едва ли не столько же, сколько на другие вопросы.

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущее«Стоит отметить, что от получения вашего одобрения до въезда в новые отремонтированные помещения прошло всего полтора года, – обратил внимание главы кабмина Максим Орешкин. – Будем стараться, чтобы все поставленные вами задачи мы решали так же чётко, быстро и эффективно».

«Переезд в новое здание – это проект, который с блеском удался министерству, – откликнулся Медведев. – Действительно, мы вправе рассчитывать на то, что и другие проекты будут столь же успешными».

Почему переезд потребовал такого чудовищного по современным меркам времени, присутствующим не пояснили. Даже если предположить, что из Москва-сити тянули кабели спецсвязи в Кремль и в Горки, что офисное пространство распределяли особым образом, а для этого пересматривали схемы взаимодействия подразделений, что мебель делали по спецзаказу где-то очень далеко, даже если принять во внимание, что чиновникам без отрыва от основной работы пришлось разобрать свои кабинеты и увезти домой личные вещи, потому что в новом офисе вместо объёмных шкафов полагается лишь тумбочка, всё равно сложно понять, отчего на всё это потребовалось полтора года и почему этот срок должен вызывать радость и восхищение. А жаль, что не пояснили. Возможно, ответ на этот вопрос пролил бы свет на философию МЭР в целом, а заодно и на грядущие успехи в решении стоящих перед министерством задач.

Рост есть, а модели нет

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущееВесь прошедший год Минэкономразвития занималось подготовкой стратегических документов (например, Основных направлений деятельности правительства), а также разработкой различных проектов и программ.

Всё это, а также дальнейшие действия ведомства, должно быть направлено на решение задач национального развития. Прежде всего – на увеличение темпов роста экономики России и вхождение её в пятерку мировых лидеров.

Дмитрий Медведев отметил существенное изменение тона в дискуссиях об экономическом развитии нашей страны. Если ещё несколько лет назад выступления чиновников и аналитиков, финансистов и учёных-экономистов не обходились без слова «кризис», то сейчас о кризисе практически не вспоминают. Вместо этого на первый план вышло обсуждение условий, необходимых для устойчивого экономического роста.

«Базовые макроэкономические условия для этого созданы, – заявил Медведев. – И я считаю, что это прямой результат нашей общей работы, и хороший результат». По словам премьер-министра, инфляция в стране возвращается к целевому уровню, безработица – рекордно низкая. Всё это можно считать предпосылками к росту, считает глава правительства. Собственно, и рост наметился: два с небольшим процента по итогам 2018 года. Правда, для вхождения в пятёрку крупнейших экономик мира нужно добиться роста более трёх процентов в год.

«База неплохая, – подытожил Медведев. – Но в том, что делать и как делать, есть самые разные тренды».

Дальше глава правительства долго перечислял направления работы Минэкономразвития на ближайшую перспективу. Магистральные направления давно известны: повышение инвестиционной активности, развитие государственно-частного партнёрства, поддержка занятости, повышение производительности труда, улучшение делового климата, регуляторная гильотина, интеграция в мировую торговлю.

«Среди этих задач нет ни одной второстепенной!» – подчеркнул Медведев, напомнив, что необходимо выстроить эффективную систему мониторинга достижения национальных целей развития, а также пересмотреть систему ключевых показателей эффективности, которые заложены в различных госпрограммах. Кроме того, до 1 июня должна быть разработана методика оценки эффективности губернаторов.

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущее«Модель экономического роста, которая может обеспечить показатель на уровне трёх процентов в год и выше, пока ещё окончательно не сформирована», – признал Максим Орешкин.

По словам министра, в первом квартале текущего года наметившийся рост ожидаемо замедлился на фоне повышения НДС. Но дело не только в этом: спрос падает, население погрязло в кредитах, инвестиционная активность растёт слабо, а основная прибыль сосредоточена вовсе не в тех секторах экономики, где нужен активный рост инвестиций.

Но Орешкина это не смущает. «Есть проблема, что ряд мероприятий исполнители пытаются выполнить формально, – прокомментировал он подготовленный план по повышению инвестиционной активности. – Поэтому здесь мы продолжаем активный контроль».

«К сожалению, и сам Орешкин норовит подойти к решению задач формально, – пояснил порталу profiok.com директор Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Например, отчётливо понимая, что производительность труда повышается за счёт модернизации производства и инвестиций в развитие, министр всё же не удерживается от соблазна продемонстрировать руководству страны рост производительности, который достигнут на ряде предприятий принципиально иным путём. Кайдзен, бережливое производство – всё это стоит относить, скорее, к управленческой культуре, чем к модели экономического роста. Действительно, если заставить сотрудников навести порядок на рабочих местах, оптимизировать производственные потоки и отладить логистику, это даст рост производительности, причём в первый момент весьма существенный. И поначалу можно будет показывать начальству красивые отчёты. Но этот путь нельзя рассматривать как основной: это то, что и так давно надо было внедрять. Понятно, что ухоженный автомобиль надёжнее проржавевшей развалюхи, но для участия в «Формуле 1», как ни крути, нужна машина определённого класса. Откуда она возьмётся, на мой взгляд, в МЭР до сих пор толком не представляют».

Развитие страны – это развитие регионов

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущееПо словам Дмитрия Медведева, задачи по улучшению деловой среды и росту инвестиционной активности должны решаться прежде всего в регионах, при этом федеральная власть должна не просто наблюдать, а обеспечивать механизмы регионального развития.

– Первый замминистра проехал 1500 километров по Республике Тыва, – похвастался Максим Орешкин.

– Вернулся? – перебил Дмитрий Медведев и радостно засмеялся, довольный удачной шуткой.

Как следовало из сообщения Орешкина, делегация Минэкономразвития не только вернулась из Тувы, но и привезла из этой поездки два важных вывода. «Развитие страны – это развитие регионов, – поделился с залом министр. – Развитие начинается с микроуровня, который затем складывается в макро, а никак не наоборот». Второй вывод не менее свеж: «Для решения глобальных задач всегда важно глубоко, до деталей изучить проблематику на местности».

С этим новым знанием Минэкономразвития будет строить региональную политику, опираясь на ранее предложенный Медведевым механизм кураторства. Министр подчеркнул, что важно не просто ставить регионам задачи, а вместе с ними вырабатывать пути их достижения. «Работа с регионами имеет для нас решающее значение», – заверил министр, пообещав индивидуально подходить к развитию каждого конкретного региона.

Злополучная статистика

Модель роста пока не сформирована. На коллегии МЭР обсудили планы на будущееСтратегические решения, прогнозные оценки, контроль и мониторинг текущих задач – всё это требует качественной аналитики, а она, в свою очередь, опирается на статистические данные. Соответственно, если со статистикой есть проблемы, решения, принятые на основе искажённых данных заведомо не будут отвечать поставленным целям.

«Сегодня нам нужны принципиально другие подходы к сбору статистической информации, – подчеркнул Дмитрий Медведев. – Тем более что современные технологии – все это отлично знают – позволяют это сделать гораздо более надёжно и оперативно, чем было раньше. Надо расширить охват статистическим наблюдением различных сфер экономики – и традиционной, и цифровой. Всё это нужно сделать в самое ближайшее время».

Орешкин в ходе коллегии эту тему никак не затронул, однако в тот же день появился его комментарий ТАСС относительно недавней ошибки Росстата. Напомним, что накануне Росстат выпустил данные о рекордном росте промышленного производства в апреле.

Ошибка произошла из-за неверных данных, предоставленных одной из газодобывающих компаний. Конечно, сбор данных происходит автоматически и проверить вручную каждую строчку в отчёте невозможно. Но всё-таки странно, что никто из аналитиков Росстата не обратил внимания на цифры, отличающиеся от реальных в 4,5 раза.

«Это не слагает обязанностей с Росстата внимательно проверять все данные, – считает Максим Орешкин. – И главная задача – это независимая, качественная и объективная статистика и ее доступность для широких кругов». По мнению Орешкина, такие ошибки недопустимы, а значит, Росстат должен наказать виновных. Пока ведомство просто отозвало ошибочные данные.

Этот эпизод – далеко не единственный скандал со статистикой за последнее время. В январе 2019 года Росстат обнаружил рекордный рост строительства в России в 2018 году. И хотя до этого статистические данные на протяжении пары лет ни на какой рост не намекали, внезапный прорыв никого не смутил. Максим Орешкин даже успел сообщить на форуме в Давосе, что ВВП России в 2018 году вырос на 2 процента, обогнав прогнозные 1,8 процента. Позже в Росстате объяснили расхождение в цифрах ошибкой при учёте объёма строительства в ЯНАО, однако окончательные цифры до конца так и не сошлись.

Роланд Шарифов«Руководители оборонных предприятий, с которыми мы работаем, часто жалуются на качество подготовки инженеров: молодые люди умеют проектировать изделия в компьютерных программах, но так привыкли доверять технике, что совершенно не видят ошибки «на глаз», – объясняет Роланд Шарифов. – Я считаю, что проблема не столько в подходах к работе со статистическими данными, сколько в квалификации управленцев, которые с ними работают. Если руководителю не режут глаз очевидные нестыковки в отчётах, нужно ставить под вопрос не только квалификацию специалистов, готовивших отчёт, но и его собственную профпригодность. Впрочем, оценка профпригодности руководителей, стремящихся омолодить науку, а не сделать её прорывной, или решающих провести «самую быструю» коллегию, а не самую содержательную, – дело заведомо неблагодарное». 

 

 

 

 

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=9010#ixzz5p7Xn6avI

 

 

Картина дня

наверх