На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

История отважных комсомольцев-подпольщиков: как двадцатилетние ребята плюнули в лицо фашистам

В 1942 году небольшой городок Гатчина, расположенный в 40 км от Ленинграда, оккупировали фашисты. Ему присвоили имя Линденманнштадт и установили режим. Люди смирились. В городе разместили небольшой концентрационный лагерь, везде развевались флаги с фашистской символикой, а на Коннетабль – самый высокий обелиск Гатчины – водрузили свастику.

Но нашлись те, кто решил противостоять фрицам. Их было 25. Группа местных комсомольцев решилась и организовала настоящее подполье. Сначала оно было маленьким, но позднее разрослось, и в нем состояли даже советские пленные, вынужденные работать на предприятиях и в госпитале под управлением фашистов.

Сохранять все в тайне было очень тяжело, потому что Гатчина считалась у фашистов важнейшим стратегическим пунктом. Гитлеровцы организовали в городе огромный аппарат разведывательных и карательных подразделений – зондеркоманды, гестапо, разведшколы…

Гатчина погрузилась в фашистскую пропаганду – город наводнили листовки, газеты, литература и фильмы о непобедимости Рейха. Появлялись и завербованные гитлеровцами агенты. Из тихого пасторального городка Гатчина стала пустынной, грязной и пропитанной фашистским духом. Чего стоит только «Дулаг-154» - огромный концлагерь.

Но гатчинцы не сдавались. Они организовали сопротивление. В марте 1942 года убили главного палача – бригаденфюрера СС Шталекера. Фашисты тогда озверели, но и русские давали им отпор.

Тогда и появилась группа из 25 комсомольцев-подпольщиков. Наша подписчица рассказала нам историю своей бабушки – Валентины Дмитриевой. Она примкнула к Александре Дрынкиной, чья комната на улице Радищева стала настоящим штабом сопротивления.

Валентине Дмитриевой на тот момент было всего 22 года, проживала она в Сиверской. До войны работала на заводе «Красный гвоздильщик». Её отец Михаил Федорович Дмитриев сразу же пошел в партизаны, когда немцы оккупировали Гатчину. Фашисты узнали об этом, поэтому Евдокия Кондратьевна, которую подписчица называла бабой Дуней, ушла с Валей и другими детьми в Гатчину. Валя стала работать в госпитале.

Что делали подпольщики? Они тайно добывали хлеб и передавали его гибнущим от голода узникам концлагеря, передавали через радиограммы информацию красноармейцам, собирали сведения о том, как передвигаются фашисты. Была и работа, направленная против пропаганды фрицев. Листовки и газеты помогали гатчинцам не сдаваться и верить в победу над немцами.

Но все испортила воровка Вера Воронцова – предательница, завербованная фашистами. Её поймали за кражу пальто, и она согласилась быть тайным агентом гитлеровцев, лишь бы не попасть в тюрьму. Она и рассказала о Наде Федоровой, Шуре Дрынкиной, Вале Дмитриевой и других отважных подпольщиках.

Белой июньской ночью для них все закончилось. Но не закончилось для Советского союза. В парке Сильвия ребят расстреляли. В Гатчине на этом месте ныне стоит памятник 25 комсомольцам-подпольщикам – ребятам, не побоявшимся сражаться с главным злом 20 века.

Картина дня

наверх