На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPF

Россия ставит перед собой задачу добиться устойчивого роста экономики. Для этого, в частности, необходимо повысить эффективность и качество труда, причём делать это нужно системно и во всех сферах от производства до управления. По оценкам экспертов, производительность труда в России в среднем примерно в три раза ниже, чем в ведущих странах мира. Однако правительство собирается добиться кардинальных сдвигов в увеличении производительности труда на основе современных передовых технологий, роста квалификаций и новых компетенций.

О том, что эксперты вкладывают в понятие «эффективность», какие отрасли в российской экономике лидируют по показателям, связанным с производительностью, и может ли государство помочь отечественным предприятиям повысить конкурентоспособность, шла речь на пленарной сессии Международного форума производительности (International Productivity Forum) под названием «Эффективность – драйвер устойчивого развития экономики».

На IPF, который проходил 26-27 ноября в Сколково, собрались сотни экспертов, представителей компаний, лидирующих в сфере производительности, и предприятий, участвующих в нацпроекте «Производительность труда и поддержка занятости». Подробности – в материале profiok.com.

Какие отрасли в России работают эффективнее всего?

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFЭтим вопросом модератор сессии – председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп, казалось, поставил спикеров в тупик. Замминистра промышленности и торговли Василий Осьмаков отшутился: никому ведь не приходит в голову сравнивать среднюю температуру по больнице в государственных и частных клиниках.

В нашей стране многоукладная экономика, поэтому внутри каждой отрасли можно найти и современные предприятия, и абсолютно переразмеренные, недозагруженные, не модернизировавшиеся в течение десятков лет.

«В ряде отраслей в России есть самые современные в мире предприятия», – отметил Василий Осьмаков, давая понять, что вопрос поставлен некорректно.

Впрочем, если брать в общем и целом, некоторые закономерности всё же можно выделить. Как отметил Осьмаков, наиболее эффективными и производительными сегодня оказываются те сектора промышленности, которых до недавнего времени в нашей стране просто не существовало.

«Когда строится с нуля завод с современным уровнем технологий и современными процессами, и при этом есть загрузка, получается предприятие, которое можно назвать современным на глобальном уровне», – пояснил замминистра. Пример – современная российская фармацевтика, которой пару десятилетий назад просто не было. Надо сказать, пример этот яркий, но не единственный: в нашей стране самый быстрый интернет, высокий уровень развития сотовой связи, неплохо развивается сектор услуг. По словам Осьмакова, это всё создавалось с нуля, новыми людьми и на новых стандартах, а значит, не несёт на себе бремени прошлого.

Кстати, многие зарубежные компании, построившие предприятия в России, показывают в отчётах именно эти заводы как самые современные. Это происходит потому, что эти заводы строились недавно, и в организации производственных процессов учтён весь опыт компании.

По мнению президента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, если оценивать производительность в разных отраслях по десятибалльной шкале, то оценки разных предприятий будут разбросаны в диапазоне от 3 до 9. Однако важно понимать, что на предприятиях накопились колоссальные резервы для повышения эффективности. И даже если на «отстающих» предприятиях ничего не вкладывать в модернизацию технологий самого производства, за счёт резервов роста вполне можно существенно повысить производительность до уровня передовых компаний.

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFПомимо «хронологического» фактора, в силу которого компании оказываются более или менее эффективными, Василий Осьмаков выделил другой не менее важный фактор – административное давление. Часто говорят, что малый бизнес быстрее реагирует на изменения, легче принимает решения, более подвижен и гибок. По мнению Осьмакова, дело в том, что административные барьеры начинают появляться на пути бизнеса именно по мере его роста. Пока предприятие небольшое, оно работает быстро и эффективно, но вслед за ростом неминуемо растёт и количество различных бумаг и необходимых разрешений. Например, как только компания решает начать работать на экспорт, ей приходится образовывать целые подразделения по взаимодействию с таможней.

На административные барьеры жалуются и зарубежные компании, которые строят в России заводы и стараются локализовать производство. Как заметил гендиректор ООО «Фольксваген Груп Рус» Маркус Озегович, в отличие от производства, где руководитель предприятия сам решает, что и когда он хочет сделать, административная среда – это просто та реальность, в которой приходится работать.

Чем может помочь государство?

Как подчеркнул Александр Шохин, главной формой поддержки бизнеса со стороны государства должна быть стабильность и предсказуемость среды, в первую очередь регуляторной. Для этих целей разработан, к примеру, недавно внесённый в Госдуму проект закона о защите инвестиций.

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPF«Любому инвестору должна быть предоставлена стабильность и неизменность условий ведения бизнеса на весь период реализации инвестиций и окупаемости проекта, – объяснил глава РСПП суть документа. – Для любого хозяйствующего субъекта стабильность должна обеспечиваться отсрочкой введения норм, ухудшающих условия ведения бизнеса, как минимум на три года».

Кстати, Александр Шохин вовсе не уверен, что закон удастся принять в варианте, который подготовил РСПП. «Скорее всего, будем искать компромиссы с правительством и депутатами», – обрисовал спикер будущее законопроекта.

Впрочем, по мнению Шохина, стабильность вовсе не означает, что в регуляторике не нужно ничего актуализировать и улучшать. Напротив, многие регуляторные нормы давно устарели и должны быть отменены. Именно на это направлены действия правительства в отношении так называемой регуляторной гильотины. «Гильотина потому так и называется, что многое можно отрезать и оставить в прошлом», – объяснил Александр Шохин.

Что касается инструментария государственной поддержки промышленных компаний, то его спектр достаточно широк. Александр Шохин даже заметил, что меры поддержки переформатируются так часто, что предприятия с трудом успевают к ним адаптироваться. По мнению эксперта, стоит отталкиваться от тех мер и механизмов, которые уже работают и успешно себя зарекомендовали. К таким механизмам спикер отнёс Фонд развития промышленности (ФРП) и СПИК 2.0, который вот-вот получит необходимое нормативное обеспечение.

Напомним, что СПИК 2.0 (специнвестконтракт) – это по сути предоставление налоговых преференций в обмен на трансфер и создание технологий в России. Вторая версия контракта сделала СПИК более прозрачным, увеличила его продолжительность до 20 лет и сняла ограничения по минимальному объёму инвестиций. Действительно, если компания создаёт в России новую технологию, нет принципиальной разницы, сколько она в это собирается вложить. По словам Василия Осьмакова, до конца текущего года все необходимые нормативно-правовые акты будут приняты, и с первого квартала 2020 года механизм СПИК 2.0 заработает в полную силу.

Должно ли государство вмешиваться в экономику?

Как показал опыт 1990-х, суровая рука рынка порой обходится с экономикой неоправданно грубо. В современной России государство методично наращивает своё присутствие в экономике, однако далеко не все эксперты считают такой подход правильным.

«К сожалению, государство слишком активно идёт в экономику как хозяйствующий субъект, – посетовал Александр Шохин. – Доля государства в экономике постоянно растёт, будь то банковский или промышленный сектор. И хотя ФГУПы и МУПы акционируются, но многие компании с государственным участием, являясь акционерными обществами, мечтают получить статус государственных корпораций, поскольку в этом режиме работать гораздо проще».

По мнению Шохина, государство должно сохранять своё присутствие в экономике только как регулятор, да и то после проведения регуляторной гильотины.

Представители зарубежных компаний, выступавшие на сессии в роли спикеров, высказались практически в унисон. По их мнению, российской экономике нужна конкуренция, а государство её только разрушает.

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFТак, Маркус Озегович напомнил, что «Фольксваген», вложивший в российскую экономику уже более двух миллиардов евро, долго не подписывал СПИК, не будучи уверенным в его прозрачности. «Эффективность должна создаваться компаниями и конкурентной средой на рынке», – считает эксперт. Он также заметил, что российские законы во многом снижают продуктивность работы предприятий. Например, иностранцы никак не могут взять в толк, с какой целью их обязывают предоставлять план отпусков на год вперёд или почему все более или менее важные документы на предприятии должен подписывать генеральный директор, в то время как это спокойно могут сделать другие люди. Всё это отнимает у компании много времени, пожаловался Озегович, добавив, что в идеале компания должна играть в конкурентной среде на рынке, а не следовать указаниям правительства.

Эксперт выразил сомнение, что предприятия, которые будет поддерживать государство, будут мотивированы к эффективной работе. Всё-таки конкуренция – это основной драйвер на пути повышения эффективности, считают представители зарубежных компаний (умалчивая, правда, о том, что и во многих «успешных» странах государство предоставляет своим компаниям значительные преференции – прим. profiok.com).

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFМаттиас Шепп и вовсе заявил, что в идеальной экономике и на свободном рынке не нужны никакие СПИКи. Правда, по его словам, Россия пока находится в переходном периоде и поэтому использования «инструментов Госплана», по всей видимости, в ближайшие годы не избежать.

Впрочем, вопросы госрегулирования сейчас всерьёз обсуждаются и в Германии, представители которой так вдохновенно прославляли здоровую конкуренцию. Как рассказал управляющий партнёр Байтен Буркхардт Фальк Тишендорф, китайские компании, лидеры внедрения технологий искусственного интеллекта, стремительно завоёвывают рынок Германии. Поэтому сейчас на политическом уровне решается непростой вопрос: то ли сохранить нетронутыми рыночные механизмы, то ли поддержать своих производителей, которые на протяжении многих лет успешно вели бизнес в своей стране.

Чтобы получилось, надо захотеть

Итак, государство намерено решительно избавляться от административных барьеров и избыточного регулирования, а также обеспечивать логичность и прозрачность процессов.

В частности, как заявил Василий Осьмаков, будут пересмотрена и часть устаревших норм и правил, которая касается отношений компании и сотрудников. Однако до исполнения мечты любого бизнесмена о возможности спокойно уволить непродуктивного сотрудника пока далеко: согласно Конституции, Россия – социальное государство, и законодательство сильно смещено в сторону интересов работника. «Моя золотая мечта – иметь возможность уволить в министерстве того, кто мне не нравится, но это сложно», – признался замминистра, сорвав бурные аплодисменты зала. Видимо, вопрос на самом деле наболевший.

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFЧто же касается эффективности, то, как заметил Фальк Тишендорф, нужно для начала определиться, о чём именно идёт речь. В немецком языке есть два слова, обозначающие эффективность: Effektivitaet, означающее соответствие результата затраченным усилиям, и Effizienz, то есть действенность и результативность в принципе. По словам эксперта, второе значение ближе к тому, на что следует обращать внимание.

Кстати, иностранные компании очень и очень заинтересованы в развитии российских предприятий. Дело в том, что многие из них столкнулись с неразрешимой проблемой: им нужно локализовать производство, а поставщиков с необходимой продукцией они найти не могут.

Именно поэтому, как пояснил Василий Осьмаков, меры поддержки рассчитаны не только на крупные предприятия, но и на малый и средний бизнес. «Залог эффективности крупных предприятий – эффективная система поставщиков», – считает замминистра.

Для роста эффективности нужна стабильность и мотивация – эксперты IPFСтратегия методичного повышения производительности труда на российских предприятиях уже сформирована Минэкономразвития. Суть её в том, что эксперты Федерального центра компетенций «десантируются» на предприятие и оптимизируют процессы на основе лучших мировых практик. Идея вполне здравая, если бы не одно «но»: предприятия должны быть мотивированы к повышению своей эффективности, и мотивация эта должна возникнуть изнутри, а не в виде майского указа президента.

Как показал Международный форум производительности, желающих пока не так уж и много: 800 участников форума на огромную страну – конечно, капля в море. С другой стороны, надо же с чего-то начинать. Возможно, опыт успешных компаний и правда кого-то воодушевит. Как заметил руководитель Федерального центра компетенций Николай Соломон, культуру бережливого производства нужно прочувствовать, и сделать это по книгам попросту невозможно. Нужно пробовать.

Фото: пресс-служба ЦЭРС. 

 

 

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10526#ixzz678CDGs6p

Картина дня

наверх