На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Дмитрий Рогозин: «Корабелы – люди особой породы»

В начале сентября вице-премьер Дмитрий Рогозин дал развёрнутое интервью каналу «Россия 24», посвящённое настоящему и будущему отечественного военного и гражданского судостроения, а чуть позже сделал несколько заявлений в ходе визита в Приморье.

О том, какие корабли могут сходить с российский верфей, почему российским судостроителям не нужно догонять США и Европу, зачем России сверхмощный ледокол и как правительство заставит компании покупать российские суда, читайте в материале profiok.com, подготовленном на основе этих публикаций.

Делать дёшево и эффективно

В мае 2017 года в состав ВМФ США был введён атомный авианосец «Джеральд Р. Форд». Этот корабль обошёлся американскому бюджету в 13 миллиардов долларов. «Триллион рублей на авианосец – это густовато», – считает Дмитрий Рогозин. Поскольку Россия в силу экономических причин не может позволить себе столь объёмные затраты, нам нужно двигаться другим путём. Вице-премьер уверен, что «нам не надо тягаться, мы должны делать дёшево, эффективно и давать асимметричные ответы».

Отечественное военное кораблестроение развивается именно по этому принципу. Как объяснил Дмитрий Рогозин, отечественные конструкторы научились размещать на кораблях меньшего водоизмещения больше оружия, чем на американских и европейских. На выходе получаются, по выражению вице-премьера, «головорезы»: корвет по вооружению ничуть не уступает фрегату, малый ракетный корабль – корвету.

Кстати, это один из факторов, повлиявший на интерес к нашим кораблям небольшого водоизмещения на международном рынке. К тому же у мирового сообщества была возможность оценить боевые качества российских кораблей во время антитеррористической операции в Сирии: особенно всех впечатлили пуски крылатых ракет «Калибр» с дизель-электрических подводных лодок проекта 636, сделанных на «Адмиралтейских верфях». Интерес к российским боевым кораблям проявляют Индия, Египет, Алжир и множество других стран.

Изготовим корабли любого класса

Дмитрий Рогозин: Корабелы – люди особой породыЗа прошедшие несколько лет российские корабелы значительно расширили компетенции и приобрели новый опыт. Вкупе с модернизацией кораблестроительных предприятий это позволяет однозначно утверждать, что наша промышленность может производить корабли любого класса. Вопрос только в наличии заказов. В случае с военной техникой необходимость производства и постановки на вооружение кораблей того или иного типа определяет Минобороны.

Например, из авианосца «Адмирал Горшков» на Севмаше сделали великолепный авианесущий крейсер «Викрамадитья» для индийского ВМФ. Корабль глубоко модернизировали, заменив практически всю «начинку». Сейчас это гордость и флагман индийского флота. До этого авианосцев в России не делали: в советские времена корабли этого класса производились на Николаевских верфях, сейчас это территория Украины.

Нужны ли России собственные авианосцы? Вопрос пока остаётся открытым. Но если возникнет такая необходимость, наши корабелы с задачей справятся. Более того, после завершения в 2020 году строительства сухого дока в Большом Камне станет возможным изготовление авианосца вдвое большего водоизмещения. Добавим, что на форуме «Армия – 2017» представители Минобороны утверждали, что в проекте новой госпрограммы вооружений заложено начало строительства нового авианосца для российского ВМФ в 2025 году.

Примерно такая же ситуация с производством вертолётоносцев. Все ресурсы для производства универсальных десантных кораблей в России есть. Есть проекты таких кораблей и есть вертолёт Ка-52К «Катран» – «корабельная» версия знаменитого «Аллигатора» К-52. Если производство таких кораблей будет включено в новую госпрограмму вооружений (которая будет принята в конце текущего года – profiok.com), никаких проблем с их изготовлением не возникнет.

Дмитрий Рогозин: Корабелы – люди особой породы8 сентября президент РФ Владимир Путин посетил судостроительный комплекс «Звезда», строительство которого развернулось в городе Большой Камень (Приморский край). Глава государства уже посещал предприятие год назад и отметил положительные сдвиги. В день посещения Путин принял участие в церемонии закладки четырёх судов снабжения усиленного ледового класса, которые будут строиться на «Звезде» по заказу «Роснефти». Президент закрепил памятную табличку на закладной секции судна «Владимир Мономах», порадовался, что сформирован план загрузки предприятия до 2035 года, и выразил надежду, что «Звезда» максимально быстро начнёт выпуск полноценной линейки средне- и крупнотоннажных судов. «Звезда» обязательно войдёт в число ведущих судостроительных верфей России и мира», – выразил уверенность Владимир Путин. Сейчас на предприятии закончен монтаж козловых кранов-великанов типа «Голиаф» и строится сухой док шириной 114 метров. «Это позволяет нам видеть перспективы в производстве танкеров на 350 тыс. тонн или арктических газовозов на 250 тыс. тонн. Сегодня это делает только Южная Корея, теперь сможем делать и мы», – рассказал Дмитрий Рогозин.

Заметим, что в части гражданского судостроения у России уже есть серьёзное конкурентное преимущество и масса наработанных ноу-хау в сфере производства атомных ледоколов. Но эта тема заслуживает отдельного разговора.

Арктика – это всерьёз

Дмитрий Рогозин: Корабелы – люди особой породыТак уж вышло, что наша страна имеет большую территорию, омываемую морями и океанами. Естественно, хочется использовать возможности, которые предоставляет соседство с океаном. Например, сейчас идёт речь о том, чтобы сделать Северный морской путь (СМП) круглогодичным, что значительно сократит время прохождения транзитных грузов.

Но если так называемое «западное плечо» СМП – от Сабетты до Европы – требует наличия ледоколов, взламывающих три метра ледового покрытия, то «восточное плечо» – это лёд пятиметровой толщины. 60-мегаваттные ледоколы, которые производят российские предприятия, с таким не справятся. Поэтому в Крыловском научном центре (входит в ОСК) разработали проект 120-мегаваттного ледокола «Лидер», способного взламывать льды такой толщины. Этот ледокол позволит пользоваться Северным морским путём в любое время года, включая зиму и весну, когда льды особенно непредсказуемы.

Ожидается, что «Лидер» потребуется уже в 2024-2025 году, когда будет достигнут высокий уровень добычи углеводородов на Ямале. Возможно, потребуется даже не один сверхмощный ледокол, а целых три. Нужно будет синхронизировать планы по производству «Лидера» с добывающими мощностями компаний, а также продумать схему финансирования производства этого ледокола, объяснил Дмитрий Рогозин. По его словам, финансирование будет не чисто бюджетным, а частно-государственным.

Несмотря на то, что заказа на изготовление «Лидера» ещё нет, между судостроительными предприятиями развернулась серьёзная конкурентная борьба (что говорит о том, что в России есть несколько верфей, готовых производить сверхледоколы! – profiok.com). На заказ претендуют Балтийский завод (которому этот заказ пообещал Владимир Путин во время июньской «Прямой линии» - profiok.com), «Северная верфь», керченский «Залив» и «Звезда» в Большом Камне. По предварительным данным, длина «Лидера» составит более двухсот метров, ширина – около пятидесяти. Напомним, что в Большом Камне уже начато строительство сухого дока шириной 114 и длиной 500 метров, которое планируется закончить в 2019 году.

Россия – единственная страна в мире, имеющая собственный атомный ледокольный флот. Сейчас в производстве находится тройка 60-мегаваттных ледоколов. Они будут сданы соответственно в 2019, 2020 и 2021 году и придут на смену ледоколам, сделанным ещё в советское время – отличным, но выработавшим свой ресурс.

Отдельный проект – 60-мегаваттный плавучий энергоблок «Академик Ломоносов», созданный совместно с Росатомом. По сути – этакая «ядерная батарейка на воде», которая сможет отапливать и обеспечивать электроэнергией целые города.

Дмитрий Рогозин: Корабелы – люди особой породыСтоит сказать, что действия властей и компаний по освоению Арктики в некотором роде упорядочиваются. В конце августа правительством был одобрен проект госпрограммы по социально-экономическому развитию арктической зоны нашей страны на период до 2025 года. «Важно, что теперь финансовые мероприятия по развитию арктической зоны России не будут «размазаны» по различным программам», – отмечает Дмитрий Рогозин. Разумеется, централизованное распределение ресурсов, в том числе финансовых, станет более эффективным.

Во время визита в Большой Камень вице-премьер также заявил журналистам, что развитие Арктики сейчас контролируется специально созданной госкомиссией, но так решать вопросы невозможно. По мнению Рогозина, нужно либо поручить этот вопрос одной из госкомпаний или какому-то федеральному органу исполнительной власти, либо создать специальную госкомпанию с нуля. Вице-премьер пообещал, что решение должно «созреть к середине осени».

Делай в России!

В сфере военного кораблестроения проблем с импортозамещением практически нет, говорит Рогозин. Из соображений безопасности в военной морской технике нет импортных деталей. Другое дело, что приходится решать новые конструкторские задачи или осваивать новые компетенции, модернизировать предприятия. Эти процессы идут. Например, после разрыва отношений с Украиной было потеряно морское газотурбостроение: до этого морские турбины поставлял в Россию николаевский завод «Зоря-Машпроект». Однако отечественные двигателестроители справились с проблемой в рекордные сроки – за 2,5 года. Сейчас производство морских газотурбин развёрнуто в Рыбинске на заводе «Сатурн».

«Что касается гражданского судостроения, то там проблем много, ещё работать и работать», – признался Дмитрий Рогозин, добавив, что самые острые проблемы касаются оборудования, которое устанавливается на кораблях.

Поэтому было принято решение: конструктор обязан при формировании технического облика судна выяснить, существует ли необходимое оборудование российского производства и если да, то использовать его. Даже если поначалу будут всплывать какие-то недочёты, за счёт серийности заказов они будут быстро исправляться.

Дмитрий Рогозин: Корабелы – люди особой породыЕсть и другой аспект проблемы. После запуска первой очереди «Звезды» выяснилось, что российские компании не торопятся размещать заказы на отечественных верфях. «На примере «Звезды» ясно, что дело не в наличии или отсутствии в России нужного производства, а в отсутствии поддержанных законодательством стимулов «Делай в России». Надеюсь на оперативную поддержку Федеральным Собранием наших законодательных инициатив», – написал в сети Facebook Дмитрий Рогозин. Речь идёт о законопроекте, который уже передан в Госдуму и рассматривается думским комитетом по экономической политике. Суть законопроекта в следующем: правительству (в лице комиссии по импортозамещению) будет предоставлено право запретить покупать суда и самолёты за рубежом, если сумма контракта превысит порог, зафиксированный в законе. Размещение заказов на закупку морской техники на сумму свыше двух миллионов рублей нужно будет согласовывать с правительством (сейчас законодательно прописанный порог для инвестиционного проекта, закупки по которому надо согласовывать, составляет 10 млрд рублей). Таким образом, правительство сможет регулировать размещение заказов на зарубежных верфях. Изменения коснутся государственных компаний, компаний с госучастием, где доля государства превышает 50 процентов, а также компаний, пользующихся господдержкой. «Думаю, закон выйдет до конца года, и с 1 января уже будет новый режим, – поделился с журналистами Дмитрий Рогозин. – Со следующего года правительство сможет не просто просить или договариваться, а требовать».

Но это – про заказчиков. Что касается исполнителей, то есть судостроительных предприятий, то они и сами стремятся максимально оперативно решать вопросы импортозамещения. «У нас люди мотивированные, – улыбается Рогозин. – Корабелы – люди особой породы».

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«Как мы видим, большинство существующих проблем оборонки – не столько экономические, сколько управленческие. Мы всё чаще слышим в совершенно разных контекстах слово «эффективность», – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Оптимизация, планирование, координация действий, централизация, системный подход, – это не пережитки советской эпохи, а необходимые составляющие грамотного управления. Об этом, кстати, говорил Владимир Путин 19 сентября на заседании Военно-промышленной комиссии. Оказывается, у нас до сих пор нет единой базы НИОКР, проводимых на различных предприятиях ОПК и КБ! Выходит, кто-то где-то прямо сейчас занят изобретением велосипеда – при том, что наработки на соседнем предприятии уже есть?

Что удешевляет производство? Оптимизация мощностей и закупок, внедрение ресурсосберегающих технологий, эффективное проведение НИОКР, в том числе фундаментальных исследований, своевременное внедрение новых технологий, ориентация на серийное производство и унификация различных деталей и агрегатов, постоянное повышение квалификации сотрудников. Казалось бы, азбучные истины. Но получается это только там, где руководители предприятий и КБ мыслят именно в этих категориях и думают об эффективности, а не о том, как урвать госзаказ.

Конечно, изменения в такой масштабной отрасли не могут проходить одномоментно, а положительные сдвиги уже заметны, как говорится, невооружённым глазом. Но работы предстоит ещё очень и очень много, в том числе в судостроении. Например, для загрузки заводов неплохо было бы наладить сервисное обслуживание судов, находящихся в эксплуатации в нашей стране, в том числе иностранных. Никто же не ездит за границу проводить техобслуживание иномарок? Вот и судовладельцам стоило бы присмотреться к отечественным судоремонтным заводам – конечно, когда заводы будут к этому готовы. Впрочем, думаю, у Военно-промышленной комиссии дойдут руки и до этого. Главное – ставить и решать вопросы системно. Если так же системно и в той же парадигме будут мыслить руководители предприятий ОПК, а в идеале – и их заказчики, если лидеры компаний начнут сверять свои действия не только с требованиями ГОЗ, но и с происходящим в стране, дело быстро пойдёт на лад. Собственно, уже идёт».

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4890#ixzz4tCd7TAEr

Картина дня

наверх