На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

МНЕНИЕ. Трудности перевода, или Новоуренгойские школьники в бундестаге: что это было?

В последние дни все поголовно будто с ума посходили: на всех уровнях, во всех СМИ только и говорят о выступлении в немецком парламенте школьника Николая Десятниченко из Нового Уренгоя.

Отчего история с публичным проявлением сострадания к оккупантам выглядит странной? Почему всё внимание обращено на мальчика Николая, в то время как вслед за ним точно так же выступили российские девочки из той же гимназии? О чём говорили в бундестаге немецкие школьники? На эти и другие вопросы отвечает портал profiok.com.

Война и люди

Об этом не принято говорить публично, но даже на войне есть макро- и микромиры. Воюют государства или сторонники разных идеологий. Но есть и другой угол зрения: воюют люди – со своими страхами, принципами (или их отсутствием), надеждами… Не секрет, что среди советских крестьян, переживших оккупацию, находились те, кто рассказывал о «своих» немцах как о «нормальных»: повезло, не расстреляли, не избили до смерти, не сожгли дом, даже не всю еду отобрали, в отличие от тех нелюдей, что разместились у соседей. «Стокгольмский синдром!» – воскликнет просвещённый читатель. Отнюдь. Просто в какие-то моменты макромир отходит на второй план и обретают несоизмеримо большую важность чувства и поступки конкретного человека в конкретной ситуации.

Допустимо ли очеловечивать врага? На агитплакатах, в кинофильмах, в официальных сводках, конечно же, нет. Но это – абстрактный враг, собирательный образ, некое усреднённое чудовище, с которым следует биться не на жизнь, а на смерть. Но сложность в том, что в конкретных ситуациях взаимодействуют как раз люди, а не модели.

Вспоминается удивительный эпизод из истории Великой Отечественной войны, о котором у нас говорят нечасто. Речь пойдёт о концлагере Маутхаузен, находившемся на территории Австрии, в округе Мюльфиртель. Именно в этом концлагере фашисты превратили в ледяную глыбу генерала Карбышева. В ночь на 3 февраля 1945 года нескольким сотням заключённых удалось совершить побег (в отличие от побега из Собибора, на свободе оказалась лишь часть узников одного из блоков, конкретно блока №20, где содержались «смертники» – в основном, советские офицеры). Кого-то застрелили сразу, кто-то смог продержаться на морозе только считанные часы, поскольку беглецы были сильно истощены и практически лишены обуви и одежды. Тем не менее, около трёхсот человек, разделившись на группы, разбежались по окрестностям.

К поиску беглецов привлекли местное население. Операция получила название «Мюльфиртельская охота на зайцев»: местным жителям велели убивать беглецов на месте. За каждого было обещано вознаграждение. Комендант лагеря говорил, что охотиться на людей куда веселее, чем на зайцев. Как оказалось, не так уж ошибался, судя по поведению добропорядочных австрийских крестьян, с азартом подключившихся к охоте. Беглецов находили в стогах сена, в подвалах и сараях и забивали насмерть вилами и топорами. Кто-то делал это ради корысти, кто-то для развлечения, кто-то из страха за себя и свою семью. Люди – такие разные… Через неделю фашисты пересчитали трупы: недосчитались лишь нескольких человек.

Двоих «счастливчиков» укрыла в своём доме одна из местных жительниц, Мария Лангталер. Четверо сыновей этой женщины в это время воевали на стороне вермахта. Что ею двигало? Ведь беглецов могли обнаружить фашисты, могли заметить соседи, мог проговориться или чем-то выдать себя кто-то из домашних. Для Марии и всей её семьи любой из вариантов означал бы верную смерть. Как рассказывала позже её дочь Анна Хакль, в ту пору четырнадцатилетняя девочка, Мария объясняла свой поступок надеждой: мол, раз бог послал ей этих людей, может быть, он оставит в живых её сыновей. Сыновья, кстати, вернулись домой, все четверо. Но это было уже после того, как русские офицеры, прожив на чердаке в доме Марии Лангталер 92 дня, дождались Победы.

А вот другой эпизод, описанный в воспоминаниях народного артиста СССР Владимира Этуша: «Я хотел только одного – где-нибудь поспать. Зашёл в соседнюю избу в нашем лагере и обомлел: в жарко натопленном помещении спали немецкие пленные вперемешку с нашими командирами! На железной кровати храпели двое немцев, у них в ногах поперек кровати спал наш начальник химслужбы, на полу рядом, ничком – начальник полковой разведки, а на его, простите, ягодицах покоилась голова ещё одного пленного гитлеровца, тоже спящего. Картину довершал караульный, который дремал, сидя на табуретке и прислонив автомат к одному из спящих немцев… Словно и не было войны, врагов и противников. Спали вповалку измученные, смертельно усталые люди» (см. нашу публикацию «Фронтовые роли советских актёров» – profiok.com).

История, рассказанная народом«Для книги «История, рассказанная народом» мы собираем воспоминания фронтовиков и тружеников тыла, теперь уже в пересказе их потомков, – рассказывает директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – В их рассказах война выглядит совсем не такой, как, скажем в фильме «28 панфиловцев». Такова правда жизни: люди не были 24 часа в сутки озабочены тем, как бы поскорее вышвырнуть с нашей земли фашистскую нечисть. В перерывах между боями они мечтали помыться в бане, избавиться от вшей, хотели есть и спать, выясняли отношения, любили, волновались за будущее своих близких и не могли дождаться конца этой изматывающей войны. Может быть, поэтому многие ветераны не любили вспоминать о войне и смотреть фильмы на эту тему: киношники по понятным причинам следуют законам жанра, это вовсе не плохо, они решают свои задачи, но созданные ими образы, как правило, серьёзно отличаются от того, что было в реальности. А вот вам реальный случай, описанный в нашей книге: солдат Александр Харин однажды присел под кустик по нужде. Поднялся, глядь – а за кустом тем же самым занят молодой немец, оружие в сторонке валяется. Наш солдат потянулся было к автомату, а потом в глаза этому парню глянул, сплюнул, да и пошёл не оборачиваясь. Немец-то этот по возрасту ему чуть ли не в сыновья годился, и солдат наш почему-то уверен был, что тот ему в спину не выстрелит. Так что на войне всякое бывает, в том числе и «человеческое».

И ещё о «человеческом». Цитируем президента РФ Владимира Путина (это отрывок из его колонки в журнале «Русский пионер» от 20 апреля 2015 года): «И не было же семьи, где бы кто-то не погиб. И, конечно, горе, беда, трагедия. Но у них не было ненависти к врагу, вот что удивительно. Я до сих пор не могу, честно говоря, этого до конца понять. Мама вообще была у меня человек очень мягкий, добрый… И она говорила: «Ну какая к этим солдатам может быть ненависть? Они простые люди и тоже погибали на войне». Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у неё этого почему-то совсем не было. И её слова я очень хорошо запомнил: «Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт».

Слово и место

Возвращаясь к выступлениям российских школьников в бундестаге, хочется заметить, что дипломатия – наука сложная. То, что говорится дома, не всегда стоит повторять с высоких трибун, тем более, там, где речь идёт о большой политике. Очень хорошо, что школьники понимают и чувствуют «человеческие» грани войны, но и где и как об этом рассуждать – вопрос, как выяснилось, немаловажный.

Известно, что мероприятие в бундестаге было приурочено к Всенародному Дню скорби, который отмечается в Германии ещё со времён Первой мировой войны. В этот день принято говорить о смерти и вечности и вспоминать жертв государственного насилия и войн. В этом году организаторы пригласили школьников, которые должны были рассказать о солдатах, погибших во время Второй мировой войны. Немецкие школьники – о советских, наши – о немецких. Возможно, затея не самая удачная, если учитывать, что боль, связанная с Великой Отечественной войной, ещё не утихла с обеих сторон. Тем важнее в таких случаях точная работа со словом и ювелирная расстановка акцентов.

Вот, к примеру, цитата из годичной давности выступления Владимира Путина перед немецкими школьниками: «Конечно, каждая человеческая жизнь бесценна, это целый мир, но потери, о которых я сейчас сказал, – они просто не укладываются в голове. Наши народы – народ Германии, народ Советского Союза – понесли самые колоссальные потери. И конечно, помнить об этом обязательно нужно, для того чтобы ничего подобного в истории человечества в будущем не произошло». Попробуйте-ка, придеритесь! Не получится: речь идеально продумана вплоть до каждого звука, до каждого знака препинания.

Текст доклада Николая ДесятниченкоВроде бы, примерно это же пытался сказать школьник из ЯНАО Коля Десятниченко. Собственно, было бы странно, если бы в предлагаемых условиях российский школьник вдруг принялся обличать нацизм или отдавать дань победам Советской армии. Условие было поставлено чётко: рассказ о немецком солдате, погибшем на территории СССР. Другое дело, что доклад Николая был составлен так, что многие заявления прозвучали весьма двусмысленно. И тут уже вопрос к тем взрослым и якобы умным педагогам, кто видел этот доклад заранее (Николай читал текст по бумажке): неужели никому не резали глаз «невинно погибшие» солдаты вермахта, которые «сражались» под Сталинградом и погибли в «так называемом» Сталинградском котле?

Заметим, что на выступление Николая все обратили внимание ещё и потому, что его слова на русском языке ясно слышны на видеозаписи: переводчик задумался и не успел вступить вовремя. Выступления двух российских девушек довольно сильно заглушает немецкий перевод, но расслышать их слова при желании можно. А говорили они ровно то же самое, что и Николай.

Так, Валерия Агеева рассказала о судьбе немецкого солдата Юлиуса Дитриха, тосковавшего на фронте по жене и детям, попавшего в советский плен и «нашедшего последний приют» под Сталинградом. Десятиклассница Ирина Кокорина изучила биографию Юлиуса Фогта, также погибшего в советском плену. На территории нашей страны, по словам девочки, этот человек «служил». Более того, Ирина провела неожиданную параллель: «Судьба Юлиуса тесно переплетается с судьбой моего прадедушки. Он попал в 1942 году в плен, из которого ему помог сбежать немецкий полковник Ганс».

Школьники в бундестаге: что это было?А что же рассказывали в бундестаге немецкие школьники из гимназии им. Фридриха (город Кассель)? Запись и перевод их выступлений есть в редакции profiok.com. Девушка по имени Летиция напомнила о советских гражданах, угнанных в Германию на принудительные работы и умерших в северном Гессене, а также о жителях Касселя, погибших во время бомбардировок. «Память – необходимое условие примирения», – заключила Летиция. Выступавший за ней Йонес Хаупель поведал о судьбе советского офицера Ивана Андреевича Гусева, попавшего в плен в 1942 году, заболевшего в лагере туберкулёзом и освобождённого весной 1945 года. «У нас, подростков, много желаний, целей и надежд на будущее. У Ивана Гусева всё это было отнято», – посетовал молодой человек. Ученик той же гимназии Рафаэль Вайз пересказал биографию 17-летней Нади Труфановой, угнанной в Германию для работы на текстильной фабрике и умершей от болезни и непосильного труда. «Её судьба нас глубоко тронула, – признался молодой человек. – Ей было столько же лет, сколько нам сейчас. О таких невинных жертвах нужно помнить, чтобы навсегда сохранить мир».

Понятно, что каждое выступление заканчивалось призывами к миру и памяти об ужасах войны: иное в современных реалиях совершенно недопустимо. Смущает другое: все шесть выступлений выглядят вышедшими из-под одного пера, написанными буквально калькой по одной и той же схеме. Даже выражения одни и те же. «Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать», – рассказывает о посещении захоронения немецких солдат Николай Десятниченко. «Я была опечалена увиденным, так как погибло очень много невинных людей, которые хотели мирно жить», – делится с залом Ирина Кокорина. Знающие немецкий язык обращают внимание на то, что выступления немецких школьников написаны витиеватым, «книжным» языком, которым в обычной жизни никто не говорит. Но ведь и российские дети произносили странные для современной молодёжи слова. Многие ли из ваших знакомых в нормальной жизни могут сказать, что немецкий офицер «попал в плен к русским солдатам», что они «были опечалены», что у них «возникло желание», что какая-то информация «не оставила их равнодушными» или «глубоко тронула»?

Школьники в бундестаге: что это было?Выходит, школьники просто читали по бумажке тексты, которые для них кто-то написал. Кто и зачем? Повторимся: замечательно, что молодые люди соотносят темы войны и человеческого достоинства, понимают, что смерть и страдания одинаково тяжелы и страшны как для победителей, так и для побеждённых. Но всему есть мера, а перфоманс в бундестаге явно вышел за грань разумного.

Особенно впечатлили лица слушателей, явно скорбящих по «безвинно погибшим» под Сталинградом солдатам вермахта и столь же явно удовлетворённых наличием этой скорби в речах потомков советских солдат. Нужные слова прозвучали в нужном месте? Заинтересованные лица удовлетворённо потирают руки…

«К сожалению, из неверных заявлений слишком легко сделать неверные, но далеко идущие выводы, – считает Роланд Шарифов. – Из выступлений школьников выходит, что нет никакой разницы между советскими людьми, угнанными в концлагеря, и немецкими оккупантами, погибшими на нашей земле. Так сложились обстоятельства, печально пожимают плечами юные любители истории. Если сводить Вторую мировую войну исключительно к столкновению двух тоталитарных систем, то недалеко и до пересмотра государственных границ: раз виноваты все, то и виноватых-то, выходит, нет.

Коле Десятниченко, ровеснику многих сражавшихся и погибших в той войне, следовало бы понимать, что как только он надел костюм и галстук и начал вещать что-то с высокой трибуны, за слова придётся отвечать. Тут два варианта: либо он в принципе не чувствует коннотаций, которые несёт, например, слово «сражаться», а потому не дрогнув относит его к фашистским захватчикам, либо перед нами этакий Плохиш, готовый прочитать с трибуны что угодно за банку варенья и корзину печенья.

Школьники в бундестаге: что это было?В первом случае появляются вопросы к министерству образования, которое, впрочем, и без того планирует всё больше внимания уделять развитию у школьников навыков устной речи. Во втором – всё сложнее. Допустим, тексты готовила немецкая сторона. Но неужели школьникам из Нового Уренгоя так хотелось прокатиться в Германию, что было всё равно, какую позицию озвучивать? Вопрос, кстати, не только к детям: были же у делегации какие-то взрослые руководители, какие-то кураторы, например, от МИДа? Разве им не следовало своевременно вникнуть в детали?

Признаться, появление Николая Десятниченко в эфире телеграм-канала Mash добавило этой истории не слишком приятных оттенков. На видео молодой человек сбивчиво объясняет, что блогеры отрезали от его выступления «самое важное», а именно выражение надежды на мир без войн. При этом на нём надета майка с надписью «Россия», что превращает происходящее в фарс».

Здравый смысл и тяга к кликушеству

Школьники в бундестаге: что это было?«Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн», – этими словами закончил своё выступление в бундестаге Коля Десятниченко и именно их, по его словам, кто-то отрезал (в видео на сайте бундестага всё на месте – profiok.com). Каждое из выступлений заканчивалось примерно такими же призывами. Если бы организаторы мероприятия в бундестаге этим и ограничились, всё прошло бы тихо, мирно и незаметно. Интересно, что в выступлениях, посвящённых конкретным людям, как раз конкретики было предельно мало: о биографии упомянутых солдат не было сказано практически ничего, зато хватило времени на эпитеты и определения, возмутившие многих. Похоже, что ставилась конкретная цель, и, судя по реакции общества, она достигнута.

Наверное, добиться того, чтобы из уст школьников прозвучали нужные слова в нужном месте, было самой сложной частью операции. Дальше всё покатилось само собой.

Школьники в бундестаге: что это было?Сразу после публикации доклада с готовностью взорвались соцсети. Мальчика назвали нацистом и обвинили в том, что он оправдывает фашизм. Отечественным кликушам только дай повод: не вникая в ситуацию, общественные деятели начали строчить запросы в ФСБ и прокуратуру, СМИ кинулись за комментариями в Госдуму, администрацию президента и министерство образования, а раздухарившиеся пользователи соцсетей засыпали горе-докладчика обвинениями и даже угрозами.

Вслед за оголтелыми «ура-патриотами» поднялось и либеральное сообщество: ещё бы, ребёнок сказал, что война – это плохо, а ему инкриминируют искажение истории и симпатию к нацистам, погибшим в советском плену. Чем не дровишки в огонь антироссийской истерии? И возразить нечего, «патриоты» постарались от души.

Роланд Шарифов«Ни у тех, ни у других, нет тормозов и чувства меры, – говорит Роланд Шарифов. – Это печально, поскольку свидетельствует о том, насколько накалена обстановка в нашем обществе, насколько мы склонны к истерикам и охоте на ведьм. Если кем-то и делается попытка незаметно приоткрыть окно Овертона (об окнах Овертона см. публикацию profiok.com «Патриотические чувства: границы допустимого»), то лучшей реакцией была бы спокойная и продуманная информационная политика. К счастью, и у представителей администрации президента, и у министра образования Ольги Васильевой хватило мудрости сделать акцент на недопустимости травли десятиклассника, сморозившего глупость.

Николаю и его одноклассницам остаётся пожелать умения извлекать уроки из своих ошибок. Искренне советую им съездить в Волгоград, постоять на Мамаевом кургане, побольше почитать о Сталинградской битве. Думаю, в следующий раз у них хватит аргументов и внутреннего достоинства, чтобы отказаться от странных предложений «друзей» с Запада, даже если на первый взгляд они выглядят безобидно и заманчиво. «Эх, прокачусь по Европе бесплатно!!!» – такие мысли, наверное, витают в головах охотников за грантами. Всегда стоит призадуматься: бесплатно ли...»


История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5298#ixzz4zFLFX7NC

Картина дня

наверх