На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег Бочкарёв

Существующая система государственного регулирования ГОЗ осложняет развитие российской промышленности и является препятствием на пути к прорыву. Об этом говорится в статье заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарёва и его коллег, опубликованной в журнале «Экономические стратегии». По мнению авторов статьи, необходим переход к мотивационному регулированию. Подробности – в материале profiok.com.

Зачем оборонщикам хозяйственная самостоятельность?

Предприятиям ОПК приходится развиваться в условиях санкций со стороны Запада, учитывать вызовы, которые диктует научно-технологический прогресс, осуществлять диверсификацию производства, осваивать высокотехнологичные гражданские рынки и одновременно обеспечивать обороноспособность и суверенитет нашей страны.

Оборонный комплекс не напрасно считают локомотивом российской экономики. Здесь сосредоточены технологии, компетенции и ресурсы. Однако, как замечают авторы статьи, баланс эффективного исполнения государственного оборонного заказа, производства продукции гражданского назначения и наращивания экспорта высокотехнологичной продукции, – это всего лишь условия для сохранения экономического паритета.

Поскольку президент ставит перед экономикой задачу прорывного и опережающего развития, необходимы и другие условия. В статье отмечается, что предприятиям «требуется пространство для манёвра и большей хозяйственной самостоятельности», чтобы иметь возможность быстро принимать экономически обоснованные эффективные решения и получать целевые эффекты при минимальных затратах времени и ресурсов.

Для этого, как считают Олег Бочкарёв и его соавторы, нужно обеспечить хозяйственную самостоятельность предприятий, то есть автономность при формировании собственного бюджета в рамках централизованно заданных правил, методик и целевых параметров. А для этого, в свою очередь, необходимо комплексное управление ресурсами, эффективное на всём жизненном цикле заказа (как это можно связать с тем, что практически всю оборонку вобрали в себя корпорации? – прим. profiok.com).

Почему фискальные подходы тормозят развитие?

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег БочкарёвВ настоящее время деятельность любого промышленного предприятия регулируется избыточным количеством правил и норм, которые к тому же нередко противоречат друг другу.

В части государственного регулирования ГОЗ всё ещё сложнее. За разные области в сфере регулирования гособоронзаказа отвечают разные органы, и выпускаемые ими нормативные акты зачастую никак не связаны между собой. Стараясь соблюдать все эти требования, предприятия несут избыточные расходы. Авторы приводят в пример организацию – участницу ГОЗ, у которой в 2015 году, до изменений в Законе № 275-ФЗ, было 15 счетов, а сейчас стало 150 обособленных банковских счетов и 180 лицевых, в сумме –  330 счетов. Несложные вычисления показывают, что временные затраты и трудоёмкость при обслуживании счетов компании выросли в 22 раза.

Но дело не только в издержках. Как говорится в статье, «оборачиваемость средств добросовестного исполнителя, минимизирующего риски и принявшего политику всецелого соблюдения норм законодательства, замедлилась в 5 раз».

Авторы публикации отмечают, что «контроль является эффективным, объективным и некоррупционным при наличии систематизированных правил, заданных на межведомственном уровне». Если таких механизмов нет, нет и условий для повышения эффективности.

«Система государственного регулирования ГОЗ не преобразуется в действенную и стимулирующую среду развития российской промышленности», – говорится в статье. В практике ОПК усиливается распространение экономики фискального типа (от лат. fiscus — «государственная казна»), направленной на пополнение государственного бюджета.

«Фискальная экономика – следствие несогласованности правил и норм систематизации управления оборонно-промышленным комплексом», – пишет Олег Бочкарёв.

Само по себе изъятие ресурсов из промышленного сектора в виде налогов и различных отчислений для пополнения государственного бюджета – вполне обоснованный и необходимый процесс, соглашается Олег Бочкарёв. Но дело в том, что из-за несовершенства механизмов регулирования деятельности оборонных предприятий «ресурсы экономики предприятий ОПК не пополняют государственный бюджет здесь и сейчас, а временно задерживаются в банковском секторе» (видимо, поэтому предприятия, выполнившие ГОЗ, не могут дождаться оплаты за его выполнение, в том числе от Минобороны? – прим. profiok.com).

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег БочкарёвИ пока банкиры радуются «финансовому звездопаду» в виде аккумулированных на спецсчетах денежных средств, составляющих прибыль исполнителей ГОЗ, эти самые предприятия мечутся в поисках ресурсов на следующие опережающие закупки или пополнение оборотными средствами выполняемого в данный момент контракта.

Не имея оборотных средств, предприятия вынуждены брать кредиты. Как отмечал вице-премьер Юрий Борисов, упущенная экономическая выгода предприятий ОПК в виде начисленных и уплаченных процентов по кредитам составляет около 135 млрд рублей ежегодно.

«Происходит отток средств из промышленного сектора ОПК в банковскую систему и снижение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, – говорится в статье. –Экономические потери, связанные с перераспределением общественных финансов, предназначенных для обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации и её граждан, в среднесрочной перспективе – это ослабление технической и технологической мощи из-за системного несовершенства регуляторной системы хозяйствования государственного сектора экономики».

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег БочкарёвВ статье рассматриваются последствия влияния «немотивирующего подхода» на жизненный цикл предприятий ОПК. Среди них – «запаздывающее» планирование, «заведомые» штрафные санкции, повышение налоговой нагрузки, нормативно зарегламентированная фискальность дефицита оборотных средств, жизненно необходимых для обеспечения прорыва, увеличение массы кредитной нагрузки вследствие введения «однозначной идентификации средств заказа», снижение прибыли реального сектора экономики и как следствие снижение потенциала организаций ОПК для диверсификации и совершения прорыва.

Авторы отмечают, что циклы финансирования госзаказа часто не соотнесены с необходимыми циклами создания изделия, а циклы создания изделия – со сроками исполнения контрактов. Делается вывод, что неурегулированность циклов и фискальность подходов порождают потерю рентабельности для государства как собственника активов.

«Рассогласованность нормативно-регуляторных правил, отсутствие экономико-математических расчётов результатов их применения и постановка заведомо недостижимых целевых параметров – это вызов, требующий совершенствования государственного регулирования сферы хозяйствования», – заключают Олег Бочкарёв и его соавторы.

Как перейти к мотивационной системе?

В статье подчёркивается, что предельная централизация ресурсов требует предельной компетентности. Специалистам, формирующим нормативно-правовое поле в сфере ОПК, следует учитывать реальные факторы жизненного цикла заказа, а не отталкиваться только от финансовых циклов бюджета РФ.

Авторы считают, что при трудоустройстве в органы государственной власти «жизненно необходимо» наличие стажа не менее 10–15 лет в соответствующей отрасли народного хозяйства, а в программу высшего образования специальностей инженерно-экономического профиля необходимо вернуть выпуск профессионально обученных организаторов промышленного производства.

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег БочкарёвКроме того, необходимо наращивать финансовую и инвестиционную компетентность. Только её наличие позволит, по мнению авторов статьи, перейти к новой эффективной модели деятельности промышленных предприятий – к мотивационной экономике, направленной не только на достижение целей, но и на опережение.

В статье утверждается, что для перехода в режим мотивационной экономики предприятия ОПК должны знать целевое состояние, образы и мотивы будущих макро- и микроэкономических моделей, миссию и стратегию государственной политики в области управления высокотехнологичными предприятиями.

Предприятия ОПК при выполнении ГОЗ, экспорте вооружений и военной техники, при диверсификации и выполнении государственного гражданского заказа должны быть мотивированы за счёт согласованности интересов акционеров с интересами каждого государственного заказчика, каждого ведомства и межведомственными интересами.

По мнению авторов, необходим единый, согласованный всеми ведомствами процесс целеполагания с использованием централизованно распределённого инструментария взаимодействия и гармонизации отношений по типу «единого окна ОПК», реализованного на базе создаваемых платформ цифровой экономики.

Для этого предлагается создать единый межведомственный документ с условным названием «Доктрина (Кодекс) финансово-хозяйственной деятельности ОПК», концептуально охватывающий все базисные параметры финансово-хозяйственной деятельности (ФХД) и исключающий ведомственные противоречия и многозначную трактовку норм, а также единую платформу ФХД. Правила и нормы, которые попадут в сводный документ, должны быть связанными друг с другом, непротиворечивыми, в том числе в части алгоритмов и терминологии, и обязательными к исполнению.

«Единый интегральный критерий эффективности экономической деятельности предприятий ОПК и рациональный взгляд на вопросы государственного регулирования ГОЗ позволят повысить качество государственного регулирования путём приведения нескольких параллельных ведомственных подходов к единому знаменателю», – говорится в статье. Например, максимально уравновесить интересы участников исполнения гособоронзаказа на долгосрочный период могла бы модель «рамочной контрактации».

«С финансово-экономической точки зрения необходим переход от фискальной модели экономики к инвестиционной, от изъятия средств к инвестированию в стратегически устойчивое долгосрочное развитие предприятий, – говорится в статье. – Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития».

Авторы публикации утверждают, что для достижения стратегических целей опережающего развития организациям оборонно-промышленного комплекса необходимо:

    • обладать достаточным уровнем хозяйственной самостоятельности, а также качественными и компетентными ресурсами;
    • иметь возможность выявлять и решать проблемы быстрее, чем меняются условия деятельности организаций, для чего функционально-организационные структуры должны быть максимально гибкими;
    • обладать решениями и инструментами, в том числе цифровыми, для построения высокоэффективных кооперационных цепей поставок, чтобы иметь возможность формировать технологические заделы;
    • действовать в едином «умном» нормативно-правовом поле, объединяющем законодательные нормы различных уровней и создающем исполняемые правила экономического развития и корпоративной культуры;
    • соотносить собственные цели с целями и показателями различных ведомств в части госрегулирования ОПК за счёт межведомственной и межотраслевой связанности правил и подходов.

Предприятия ОПК должны иметь не только права, но и ресурсы на проекты развития – Олег БочкарёвВозможность реализации перечисленных выше условий напрямую зависит от уровня зрелости системы регулирования деятельности ОПК, говорится в статье. Нужно добиваться как минимум однозначного разделения ответственности между федеральными органами исполнительной власти по вопросам мотивационной экономики ОПК, а также стабильности права, регулирующего работу оборонки.

Предприятиям ОПК авторы публикации рекомендуют сосредоточиться, в частности, на следующем:

    • повышать уровень ответственности и исполнительности;
    • наращивать инструментарий управления компетенциями и мотивации сотрудников;
    • изменять парадигму управления с режима «тушения пожаров» на методы управления, упреждающие вероятные ошибки, учитывать при анализе и контроле параметры всего жизненного цикла деятельности;
    • обеспечивать необходимое качество деятельности и продукции, в том числе за счёт организационно-технических решений;
    • учиться проектировать гибкие и адаптивные организационные структуры, а также формировать решения, позволяющие извлекать максимальную ценность из информационных потоков.

По мнению Олега Бочкарёва и его соавторов, для прорывной экономики нужна система управления, которая будет основана на принципах здоровых и сбалансированных общественно-производственных отношений, способных к самодиагностированию и саморегулированию. В таком случае государственное регулирование будет представлять собой не максимизацию функции контроля и надзора за исполнением действий предприятий, а приведение в соответствие целей предприятий со стратегическими целями государства.

В заключение авторы статьи заявляют, что залогом успешного перехода от фискальной к мотивационной модели экономики организаций ОПК может стать планомерное встраивание в систему научно обоснованных и технически поддерживаемых организационных изменений. Для этого необходимо создать постоянную площадку для диалога между органами власти и представителями ОПК по вопросам формирования единой политики государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности оборонных предприятий и организаций.

 


 

Полностью статья заместителя председателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олега Бочкарёва, гендиректора АО «Российские космические системы» Андрея Тюлина и директора по программно-целевому планированию АО «Российские космические системы» Елены Асановой опубликована в журнале «Экономические стратегии» №7 за 2019 год под заголовком «Жизненный цикл деятельности организаций ОПК: от фискальной экономики к мотивационной».

P.S. Хочется вслед за вице-премьером Юрием Борисовым, постоянно повторяющим, что предприятия ОПК живут впроголодь в то время как финансовые институты получают прибыль, обратиться к Верховному главнокомандующему. Владимир Владимирович, по наблюдению аналитиков ЦЭРС ИНЭС, 2019 год был для ОПК годом кошмара. Возможен ли прорыв в условиях, когда предприятие не в состоянии планировать ничего, что связано с финансами, а действующая система, как, впрочем, и во всём мире, направлена исключительно на получение прибыли банками? 

 

 

 

 

Для полноты картины читайте публикации profiok.com:

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=10660#ixzz68LnqXiZN

 

 

Картина дня

наверх