На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?

7 февраля в рамках очередного «правительственного часа» в Госдуме выступил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Заседание прошло на удивление бурно: депутаты единодушно раскритиковали работу ведомства за отсутствие системного взгляда на развитие страны. Подробности – в материале profiok.com.

Изначально предполагалось, что доклад министра будет посвящён текущему состоянию социально-экономического развития РФ и прогнозу на период до 2020 года. Однако Максим Орешкин сразу же заявил, что «прогнозы на ближайшие годы во многом будут определяться повесткой, которая будет задана в новом политическом сроке». То есть до мартовских выборов президента Минэкономразвития ничего прогнозировать не решается (что же это у нас за экономика такая? – profiok.com).

Поэтому министр посвятил своё выступление «конкретным результатам», достигнутым Минэкономразвития за прошедший год. Точнее, положительным результатам, поскольку о том, что не сделано или сделано не до конца, Орешкин, как выяснилось в ходе обсуждения доклада, тактично промолчал.

Малый и средний бизнес: избирательная поддержка и «скелеты в шкафах»

«Главный результат 2017 года – это рост количества малых и средних компаний в стране на три процента», – похвастался Орешкин. По его словам, это следствие продуманной государственной политики, направленной на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Во-первых, запущена национальная гарантийная система. В рамках этой системы государство берёт на себя 50 процентов риска по кредитам – а значит, банки могут предоставлять кредиты на более доступных условиях. Во-вторых, малые и средние предприятия теперь допущены к закупкам крупных компаний. В-третьих, Минэкономразвития поддерживает экспорт. Для этого организованы специальные центры поддержки, с помощью которых «бизнес может понять, на какие рынки выходить».

Сейчас министерство прорабатывает другие нововведения, которых с нетерпением ждёт малый бизнес. Это замена обязательного юридического адреса, который многие предприниматели вынуждены получать и оплачивать по «серой» схеме, на почтовый ящик в банке, где открыт счёт. Кроме того, при электронной регистрации бизнеса будут обнуляться госпошлины и комиссия банка при открытии счёта, то есть открыть новое дело можно будет вообще без каких-либо затрат.

До момента, когда на трибуну поднялась зампред Счётной палаты РФ Вера Чистова, можно было думать, что уж если не с прогнозами, то с поддержкой малого и среднего бизнеса в Минэкономразвития всё хорошо. Однако аудиторы Счётной палаты выяснили, что программа господдержки охватывает совсем небольшой процент малых предприятий: в 2015 году – четыре процента, в 2016 году – всего один процент, то есть поддержку получает одно малое предприятие из ста.

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Но и это ещё не всё. По словам Веры Чистовой, поддержку год за годом получают одни и те же предприниматели. Схема проста: прямо перед предоставлением финансовой помощи регистрируется новое предприятие. Счётная палата даже выявила случай, когда поддержка предоставлялась нескольким ООО с одним и тем же учредителем. Безупречно корректная Вера Чистова назвала такой подход к распределению государственных средств недобросовестным. Председатель Госдумы Вячеслав Володин высказался более определённо: «Мы оставляем за собой право направить озвученную информацию в правоохранительные органы».

Комментируя выступление представителя Счётной палаты, Максим Орешкин пояснил, что эта история со странным распределением господдержки относится к 2016 году (министром тогда был Алексей Улюкаев – profiok.com), и в настоящее время таких нарушений, конечно же, нет, даже сама форма господдержки с тех пор изменилась. «В министерстве было много скелетов в шкафах, мы их потихонечку выгребаем и зачищаем, но сразу всё исправить невозможно», – признался Орешкин.

Прогнозы или гадания на кофейной гуще?

Обсуждение доклада Орешкина показало, что депутатов Госдумы категорически не устраивает качество прогнозов Минэкономразвития. А ведь именно на этих прогнозах строится – или должно строиться – дальнейшее планирование: приоритеты, дорожные карты, программы развития, распределение бюджетных средств и так далее.

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Заместитель председателя Счётной палаты РФ Вера Чистова напомнила, что представители ведомства, в том числе глава Счётной палаты Татьяна Голикова, не раз обращали внимание на недостаточную реалистичность предлагаемых министерством прогнозов. По словам Чистовой, Счётная палата продолжает считать показатели по увеличению темпов роста ВВП, доходов населения и инвестиций в основной капитал «слишком оптимистичными». Более того, в этом уже можно убедиться на основании полученных данных.

Представитель «Единой России» Дмитрий Сазонов отметил, что прогноз строится в зависимости от цен на нефть и курса рубля к евро и доллару, а другие факторы, влияющие на темпы роста экономики, во внимание не принимаются. «Отсюда и ошибки», – заключил парламентарий. Эту же мысль продолжила выступавшая от фракции ЕР Елена Панина. По её словам, нужно не просто рассматривать различные сценарии в зависимости от цены на нефть, а формировать приоритеты, на основе которых должна строиться стратегия развития страны.

Прогноз по росту ВВП на 2017 год составлял 2,2 процента, а по факту рост оказался на уровне 1,6 процента. При этом цена на нефть составила 52 доллара за баррель, хотя в прогноз закладывалась цена, не превышающая 40 долларов. «Это как раз и говорит о том, что есть другие факторы, которые существенно влияют на экономическое развитие страны. И их, к сожалению, Минэкономразвития не учитывает», – подытожила Панина.

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Депутаты вспомнили, что на Давосском форуме Максим Орешкин говорил, что Россия через пару лет достигнет темпов роста в 3-3,5 процента в год. «Интересно, когда вы нам в Думу даёте прогноз 2,1-2,3 процента, это более достоверно, чем то, что вы говорили на форуме?» – поинтересовалась Елена Панина. Она подчеркнула, что от Министерства экономического развития депутаты хотели бы видеть не только оптимистично поставленные цели, но и перечень мер, с помощью которых получится достичь этих целей.

Сергей Жигарев, выступавший от фракции ЛДПР, вспомнил другой форум – «Россия зовёт», на полях которого Максим Орешкин заявлял, что все прогнозы Минэкономразвития «более-менее реалистичны». Приведя несколько примеров существенного расхождения между фактическими и прогнозными значениями в предыдущих документах ведомства, Жигарев заметил, что прогноз на 2018-2020 годы также не обладает надлежащим качеством. Об этом говорит хотя бы тот факт, что прогноз строится якобы ради достижения конкретных целей, а сами эти цели никак не измеряются. То есть оценить, насколько предложенные меры будут влиять на достижение поставленных целей, попросту невозможно.

«Министерство занимается гаданием на кофейной гуще: что будет с экономикой в ближайшие годы, – констатировал Николай Арефьев (КПРФ). – Руководства экономикой нет, она плывёт по течению. Тогда зачем это министерство, которое ничем не руководит, не направляет и ни за что не отвечает?»

В ответ министр экономического развития практически дословно повторил тезис, с которого начал своё выступление. «То, как будет расти российская экономика, то, как она будет развиваться в ближайшие годы, зависит от повестки политического цикла».

Министр есть, а развитие?

Депутаты вспомнили, как однажды пошутил предшественник Максима Орешкина Алексей Улюкаев: мол, экономического развития нет, а министр перед вами. Парламентарии порадовались, что нынешний министр, по крайней мере, не отрицает, что развитие возможно, и даже уверяет, что его реально можно добиться в ближайшие годы. Правда, по словам председателя думского комитета по экономической политике Сергея Жигарева (ЛДПР), заявления о вступлении отечественной экономики в фазу полноценного роста выглядят как «попытка выдать желаемое за действительное».

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Тем временем президент РФ ставит перед страной задачу опережающего экономического роста. Для этого, согласно майским указам, нужно сформировать систему стратегического планирования, которая позволила бы направлять ресурсы на тех направлениях, которые обеспечат прорыв в развитии.

Максим Орешкин рассказал, что в течение последнего года шла подготовка «комплексного плана действий правительства». По словам Орешкина, прогноз представлен в правительство и в администрацию президента. «Я думаю, скоро сможем более детально о нём поговорить».

Конечно, обсуждать документ, который никто не видел, невозможно. Однако депутаты Госдумы напомнили Максиму Орешкину, что в информационной системе «Управление» содержатся десятки тысяч документов и сотни показателей, но никаких «сквозных» показателей, позволяющих оценивать развитие конкретной отрасли или региона, там нет. Многие из выступавших говорили о том, что нужно ставить комплексные задачи, а не формировать набор «точечных» мер по поддержке тех или иных проектов.

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Максим Орешкин посчитал избыточным предложение о создании органа по стратегическому планированию – Росплана. По его словам, создание дополнительных органов будет «маскировать проблему, а не решать». Возможно, депутатам, а уж тем более рядовым гражданам, просто не всё известно: например, Орешкин утверждает, что вопросы стратегического планирования сейчас активно прорабатываются на площадке Совбеза.

Как бы то ни было, депутаты убеждены: основная задача министерства экономического развития – добиться устойчивого экономического роста в масштабах страны. Это системная задача, поэтому «частные» успехи и достижения, как бы эффектно они ни выглядели, её не решат.

«У нас очень большая работа велась по определению экономических перспектив нашей страны на ближайшие годы, – успокоил депутатов Максим Орешкин. – Предложения подготовлены, мы уже договорились в ближайшие месяц-два их детально обсудить. Понятно, что для того, чтобы реализовывать все эти меры, нужно менять министерство. Мы активно меняемся…»

Управленческие тонкости

Минэкономразвития меняется. Эта мысль лейтмотивом проходила сквозь доклад Максима Орешкина. Он рассказывал, как в министерстве оптимизированы внутренние процедуры, как состыковывается работа с другими министерствами и ведомствами, как ранжируются приоритеты, как вводятся KPI, как развивается проектное финансирование и оптимизируются показатели госпрограмм.

Роланд ШарифовСтранно, что министр пришёл на «правительственный час» абсолютно неподготовленным, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Дело даже не в том, что депутаты не получили никаких предварительных материалов, с которыми можно было бы ознакомиться. Разве не знал министр о предписаниях, подготовленных Счётной палатой? Разве не помнил о предложениях, пожеланиях, замечаниях, высказанных депутатами в ходе «правительственного часа» полгода назад (07.07.2017 – profiok.com)?

Заявления о том, что все ответы были своевременно направлены, но часть из них «по пути потерялась», звучат как детский лепет. Уклончивые ответы на вопросы – мол, об этом вам уже писали или напишем потом – тоже выглядели странно, тем более, что вопросы накануне «правительственного часа» направлялись в Минэкономразвития, то есть в них не было никаких сюрпризов. Вариантов два: либо в недрах министерства до сих пор плодотворно работает группа саботажников, либо Максим Орешкин понапрасну расслабился, переоценив тёплую атмосферу, в которой прошёл парламентский час полгода назад, когда все делали скидку на то, что новый министр назначен недавно.

За что в Госдуме раскритиковали Орешкина?Недооценка важности тех или иных факторов – серьёзный управленческий промах. Думаю, Максим Орешкин сделает выводы: похоже, формальных отчётов «для галочки» в Госдуме больше не будет. Слишком уж важен для страны экономический рост, за который он отвечает. Вячеслав Володин заявил, что основной поток критики работы ведомства относился к периоду, когда пост министра занимал Алексей Улюкаев (создаётся впечатление, что это попросту двое из ларца – profiok.com). Но пройдёт ещё полгода, и при отсутствии ощутимых результатов искать виноватых в прошлом уже не получится».

P.S. А граждан нашей страны, надо сказать, волнует не рост отдельных отраслей, не показатели инфляции и даже не ставки по кредитам. Граждане хотят видеть рост своих собственных реальных доходов. Правда, в правительстве нет единства даже по поводу первопричин. Орешкин, например, говорит, что рост доходов – производная от роста экономики. Будет расти экономика – вырастут и доходы. Вице-премьер Ольга Голодец думает иначе: она считает, что основная задача – повысить доходы населения, а уже их рост должен подстегнуть экономику. Пока в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт. Разве что «политическая повестка» внесёт некоторую ясность.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=5863#ixzz56sb5lc7s

Картина дня

наверх