На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Если работают единомышленники, всё получается – Голикова о разделении Минобрнауки

Министерство образования и науки России отныне разделено на два ведомства – министерство просвещения и министерство науки и высшего образования. Портал profiok.com рассказывает о том, зачем это было сделано и какие задачи стоят перед новыми ведомствами.

Историческая преемственность

В 1802 году император Александр I издал манифест о создании в России Министерства просвещения в целях «воспитания юношества и распространения наук». Иными словами, впервые это словосочетание прозвучало в нашей стране более двухсот лет назад. На протяжении этого периода, разумеется, проводились реформы: образование то объединяли с культурой или наукой, то снова разъединяли эти сферы.

После развала СССР образование вновь объединили с научной сферой. Министерство образования и науки занималось и детскими садами, и вузами, и регулированием научной деятельности. Как ни выстраивай управленческую политику, сложно сформировать единую стратегию, одновременно приводящую к двум разным целям. А цели действительно разные: к примеру, высшее образование и наука охотятся за талантами, а школы и детские сады должны стремиться дать равные возможности всем.

Яркий пример – атака на ЕГЭ, предпринятая представителями РАН в конце апреля. С точки зрения чиновников, ЕГЭ – социальный лифт, возможность для человека из глубинки попасть в столичный вуз. Академики, наоборот, полагают, будто ЕГЭ убивает творческое начало: не случайно, мол, победители олимпиад не всегда хорошо сдают единый экзамен. Тот факт, что у гениев-олимпиадников не всё хорошо с ЕГЭ, Ольга Васильева тоже заметила. Правда, вывод сделала другой: видимо, что-то нечисто с этими олимпиадами, раз их победители не в состоянии ответить на элементарные вопросы по профильным предметам.

И так во всём. По мнению Ольги Васильевой, задача школы – воспитать человека и обеспечить ему качественные базовые знания независимо от того, в какой именно школе он учится. Всё остальное – расширенные учебники, дополнительные занятия, кружки и секции – возможно, но не вместо, а плюс к базовой программе. Освоил основное – расширяй знания.

Словом, под каждую из глобальных задач теперь создано отдельное ведомство. «Это позволит лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования», – своеобразно, но доходчиво объяснил президенту смысл реформы Дмитрий Медведев. Министерство просвещения займётся общим и средним профессиональным образованием, дополнительным образованием и профессиональным обучением работников всех возрастов. Министерству науки и высшего образования достались вузы, наукограды, научные центры, инновации и так далее.

Росмолодёжь и Рособрнадзор теперь подчиняются правительству напрямую. Напомним, что курирующий вице-премьер в этой сфере – Татьяна Голикова, возглавлявшая ранее Счётную палату РФ.

Вузы и наука

Если работают единомышленники, всё получается – Голикова о разделении МинобрнаукиБесконечная история с реформированием РАН показала, что с системой управления наукой у нас в стране до сих пор туго. С учётом задач, поставленных президентом, то есть необходимости технологического и научного рывка, так больше продолжаться не могло. В стране должно было появиться отдельное ведомство, которое координировало бы развитие вузовской и академической науки.

Новое министерство науки и высшего образования создано на базе ликвидированного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Должность министра отдана главе ФАНО Михаилу Котюкову. Когда создавалось ФАНО, идея была в том, чтобы развести управление имуществом и собственно научную работу. В ходе реформы РАН эти сферы разошлись так далеко, что развитие науки забуксовало. Теперь, как мы видим, делается новая попытка выстроить систему управления наукой. Примечательно, что в рамках одного ведомства оказалась связка науки и высшей школы. Это означает, что государство делает серьёзную ставку на развитие вузовской и молодёжной науки – например, аспирантуры.

В майском указе говорится, что к 2024 году наша страна должна войти в пятёрку ведущих стран мира, осуществляющих научные разработки в сферах, определяемых приоритетами научно-технологического развития. Кроме того, необходимо увеличить финансирование науки «за счёт всех источников» (то есть не только из бюджета), а также сделать работу в России привлекательной для отечественных и зарубежных исследователей и учёных. Для этого будут развиваться проекты мегасайенс, создаваться научно-образовательные центры, обновляться материально-техническая база научных организаций. Наконец, должна быть сформирована целостная система подготовки и профессионального роста научных кадров.

Глава РАН Александр Сергеев выразил удовлетворение тем фактом, что в майский указ вошли многие идеи представителей академии. После принятия поправок в закон о РАН академия наук получила полномочия по координации всей фундаментальной науки в стране, причём вне зависимости от того, где именно ведутся исследования. Хочется верить, что реформа системы управления наукой ощутимо повысит эффективность научных исследований, и измеряться эта эффективность будет в более осязаемых показателях, нежели индексы цитирования в научных журналах, которые все уже давно научились накручивать.

Просвещение

Надо сказать, судя по публичным выступлениям Ольги Васильевой, тема управления научным развитием всегда была от неё несколько дальше, чем обучение и воспитание школьников. Когда министр переключается в разговоре с мегасайенс-проектов на обучение музыке, игру в шахматы или просто произносит слово «детишки», у неё заметно меняется тембр. Наверное, правильно, что человек, работающий в должности министра, отныне будет полностью погружён в задачи, круг которых определяет не только служебный долг, но и душевная привязанность.

Согласно майскому указу от 07.05.2018, через шесть лет Россия должна войти в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Предполагается, что для этого на всех уровнях будут внедряться новые технологии и методы обучения, а также будет обеспечено качество и доступность образования.

При этом внимание будет уделяться и воспитанникам детских садов, и работающим гражданам, которые захотят обновить свои профессиональные навыки и компетенции, включая, например, «цифровые» знания и умения.

Министерство будет создавать условия для раннего развития детей до трёх лет, выявлять и развивать способности у детей и молодёжи (у всех, а не только у одарённых детей в элитных школах – прим. profiok.com), займётся профориентацией, развитием волонтёрства и наставничества. Отдельная задача – обеспечить профессиональное развитие педагогических работников: к 2024 году в систему профессионального роста должен быть вовлечён, как минимум, каждый второй учитель. Перед ведомством также стоит задача модернизации сферы профессионального образования и развёртывания системы конкурсов профессионального мастерства, которая откроет гражданам возможности для карьерного роста. Помимо этого, к задачам в сфере образования отнесено «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Глава кабмина Дмитрий Медведев поручил всем ведомствам к 29 июня 2018 года разработать динамику целевых показателей в относящихся к ним сферах, затронутых в майском указе, уточнить перечни задач, определить «вехи» (контрольные точки) и ответственных. Проекты национальных программ появятся позже – в середине августа, планы мероприятий по их реализации – к концу сентября.

Поэтому конкретики пока, конечно, нет. Но, похоже, проект «5-100», по поводу эффективности которого так радикально разошлись мнения Ольги Васильевой и вице-премьера Ольги Голодец, явным образом нигде не фигурирует. Скорее всего, это к лучшему: нам нужны не позиции в рейтингах, а достойный уровень образования в масштабе всей страны.

Если работают единомышленники, всё получается – Голикова о разделении Минобрнауки24 мая Ольга Васильева приехала на «Последний звонок» в свою родную школу. «Наша главная цель – это просвещение в России, которое затронет разные уровни образования, в том числе образование взрослых», – так она сформулировала в разговоре с педагогами основные задачи министерства просвещения, добавив, что в стратегических задачах, поставленных президентом, много внимания уделяется воспитанию.

Итак, министерство науки и высшего образования займётся подготовкой кадров для технологического рывка, а также будет создавать условия для этого самого рывка, повышая эффективность научных исследований. Основная задача министерства просвещения – формировать нацию, создавая равные условия для всех, изживая «ценности» 1990-х, приучая детей трудиться, уважать друг друга, любить свою страну и свою культуру. Это в корне разные цели, и вряд ли кто-нибудь возьмётся определить, какая их них важнее.

Межведомственное взаимодействие

Разъединение «сиамских близнецов» – операция сложная и ответственная. Реорганизация Минобрнауки продлится до конца финансового года, и с января 2019 года каждое из новых министерств заживёт собственной самостоятельной жизнью. Но разделить сферы влияния и ответственности не так-то просто. К какому ведомству, например, будут относиться педагогические институты? Наверное, логично было бы отдать их министерству просвещения, раз уж оно занимается учителями, но тогда они могут со временем «выпасть» из российской системы высшего образования.

Есть вопросы и к ЕГЭ. До сих пор усилиями предыдущих руководителей Минобрнауки учёба в школе воспринималась исключительно как подготовка к поступлению в вуз. Сейчас ситуация меняется, и получение рабочей профессии, как и обучение в колледже или техникуме вместо института, уже не выглядят крахом карьеры на самом её старте. Может быть, пришло время пересмотреть подход к ЕГЭ и не заставлять сдавать его тех, кто не собирается продолжать учёбу в университете?

С другой стороны, профориентация сейчас начинается, как правило, со школьных лет, если не с детского сада. Во многих школах существуют профильные классы, обучение в которых гарантирует поступление в конкретный вуз.

Если работают единомышленники, всё получается – Голикова о разделении МинобрнаукиСловом, у новых ведомств есть немало точек соприкосновения, и эффективность их работы будет зависеть, в том числе, и от того, насколько быстро они смогут достичь общего видения и понимания целей и задач друг друга.

Представляя новых министров Ольгу Васильеву и Михаила Котюкова коллективам Минобрнауки и ФАНО, вице-премьер Татьяна Голикова подчеркнула, что важно работать над стратегическими задачами слаженно и сообща, а инициативы «в чувствительных сферах» необходимо обсуждать с обществом и экспертами. Оба министра в ответ заверили, что настроены на конструктивное сотрудничество.

«Я считаю, что формирование команд, дружественная среда в нашем социально-экономическом блоке – это важно, потому что если работают единомышленники, всё получается», – заключила Голикова.

Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ.

История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6400#ixzz5GV5rSAHo

Картина дня

наверх