За успехами Советского Союза постоянно пристально следили за рубежом. Стоило СССР запустить первый искусственный спутник Земли, как система подготовки специалистов в советских школах и вузах стала предметом пристального изучения западных экспертов. Аналитическая записка под названием «Подготовка научных и технических кадров в СССР» (Scientific and Technological Training and Manpower in the USSR) была подготовлена для комитета НАТО по науке. Документ, датированный 13 мая 1959 года, находится в свободном доступе на сайте Североатлантического союза. В материале profiok.com изложены основные положения этого документа (желающие могут изучить оригинал на английском или французском языке, шифр документа AC/137-D/40). Конечно, для сегодняшней России возврат к советской системе образования невозможен. Но многие подходы, описанные аналитиками НАТО, не выглядят устаревшими даже спустя почти шесть десятилетий. Может быть, стоит пристальнее изучить собственное прошлое и использовать то, что уже было налажено и работало эффективно? Хотя бы на уровне логики… ВведениеСорок лет назад, когда был образован СССР, страна столкнулась с серьёзными трудностями: голод, отсутствие энтузиазма у граждан, нерешённые социальные проблемы, низкая грамотность населения, нехватка квалифицированных специалистов. Рациональное использование территорий и благоприятные климатические условия – вот, пожалуй, все факторы, которые могли влиять на укрепление мощи страны. И тем не менее 40 лет спустя СССР оспаривает право США на мировое господство. Этому достижению в новейшей истории нет равных. Факторы, которые способствовали быстрому прорыву в научном и техническом образованииПрогрессу в СССР способствовал целый ряд факторов, и перечислить их все в одном аналитическом документе невозможно. Кроме того, здесь рассматривается только научно-техническое образование, однако многое из перечисленного ниже может быть отнесено и к другим сферам. Особое внимание в этом документе отводится отличию советского опыта от практики, принятой в западных странах.
Ступени образования в СССРОбучение в советских школах начинается с семи лет и продолжается семь лет. Стоит задача к 1960 году сделать общедоступной десятилетнюю школу. По мере выполнения этого плана там, где десятилетка стала доступной, местные законы делают её обязательной. В результате за последние пять лет число молодых людей, закончивших 10 классов, выросло с 440 тысяч до полутора миллионов в год. Юноши и девушки обучаются по одной и той же программе. Последние три года, то есть с восьмого по десятый класс, 42 процента учебного времени отводится на изучение математики, физики и химии. Выпускника советской десятилетки, конечно, не стоит сравнивать с выпускниками английских или французских гимназий с научным уклоном, но если говорить о среднем уровне в технических дисциплинах, то абсолютно у всех, кто закончил 10-летнюю школу в СССР, он выше, чем на Западе. После окончания семи классов школьник может пойти работать, но количество таких молодых людей всё время снижается. В СССР есть школы трудового резерва и техникумы при министерствах, которые дают прикладное образование по двум тысячам профессий. Здесь акцент делается уже на практическую составляющую. По статистике около 40 процентов выпускников 10-летних школ и чуть меньшая доля выпускников техникумов продолжают обучение в вузах. Ходят слухи, что эту цифру хотят довести до 70 процентов. В университетах изучают только фундаментальные дисциплины, и выпускники университетов составляют 10 процентов обученных кадров. В педагогическом институте учатся 4 года, в медицинском – 6 лет, в большинстве университетов – 5 лет (кроме физики). Технические учебные программы и подготовка физиков рассчитаны на 5,5 лет. Все студенты, кроме студентов педвузов, полгода пишут дипломную работу, которую затем публично защищают. Из каждых шести-семи выпускников вузов один продолжает образование в аспирантуре. Студенты обязательно изучают один иностранный язык, аспиранты – два, докторанты – три. В сентябре 1958 года Хрущёвым был запланирован переход от семилетнего начального образования к восьмилетнему. После этого будут введены пять траекторий дальнейшего обучения: школы трудового резерва, средние школы с неполной нагрузкой, где можно будет совмещать учёбу с работой, специализированные школы для военных, артистов, художников и так далее, технические средние школы и академические классы. Ясно, что предполагаемые изменения как минимум не снизят уровня существующих стандартов. Темпы производства и кадровые резервыДоклад сопровождается таблицами и графиками, отражающими статистику в этой области. Делается вывод, что почти все, кто получил в СССР научно-техническое образование, работает в той же сфере. Этому способствуют престиж профессии и высокие зарплаты, в особенности у преподавателей. Статистические данные показывают, что Советскому Союзу хватает специалистов для реализации государственных проектов. Более того, система не только способна без труда готовить нужное количество специалистов: при необходимости их число может быть увеличено. Отдельно отмечается, что значительную часть профессионалов в научно-технической сфере составляют женщины. Проблемы и их решениеСистема образования СССР охватывает около 35 миллионов человек. При этом за счёт централизованного контроля и планирования эта гигантская система достаточно проста. Посмотрим, как в СССР решили проблемы, знакомые западным странам. Помещения для занятий. В Советском Союзе считается нормой обучение в две или даже в три смены. Учебных классов и лабораторий не хватает, и это, пожалуй, самая серьёзная проблема советского образования. По итогам последней пятилетки программа строительства не была выполнена, и, видимо, именно это повлекло за собой изменения в структуре средней школы. Говорят, что скоро все, кто хочет получить высшее образование, должны будут до поступления два года отработать на производстве. За это время строители успеют наверстать отставание.
Дисциплины для достижения обороноспособности страны
В СССР высшая математика используется даже в «мелких» опытных разработках. И там, где западным учёным нужна серия экспериментов, советские математики легко решают задачу «на бумаге». Это позволяет опустить множество промежуточных стадий. Именно этой особенностью мы объясняем прогресс СССР в аэродинамике или химических технологиях. На Западе научные дисциплины вертикально интегированы и почти не пересекаются. В Советском Союзе математика взаимно обогащает разные дисциплины и способствует междисциплинарному обмену идеями. Занятия математикой в школах приветствуются и поощряются. Для старшеклассников проводятся конкурсы и олимпиады на всех уровнях от городского до национального. Одарённых молодых людей рано выявляют и способствуют их дальнейшему обучению.
ВыводыНапрасно об СССР на Западе говорят в экстремальных тонах. Советские люди – не отсталые, но и не обладают никакими сверхспособностями. Это обычные люди с тем же набором возможностей и качеств, что и у всех остальных. Если на Западе 210 миллионов человек начнут работать так же слаженно, с теми же общими целями и с такой же самоотдачей, как советские люди, можно будет добиться таких же успехов. Государства, которые пытаются соревноваться с СССР самостоятельно, напрасно тратят силы. Если не выходит изобрести более эффективные методы, чем использует Советский Союз, значит, нужно заимствовать и адаптировать советский опыт. Например, пересмотреть взгляды на роль женщин в техническом прогрессе, использовать для государственных нужд специалистов, подготовленных за государственный счёт, государственное регулирование рынка квалифицированных трудовых ресурсов. И главное: начинать всегда нужно с подготовки преподавателей, которые смогут готовить нужных специалистов. Это первоочередная задача для любой страны. История вопроса. Публикации profiok.com по этой теме:
|
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=4358#ixzz4hJwuMn8s
Свежие комментарии