На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Чем обусловлены высокие темпы роста ВВП Армении

Картинки по запросу crowd
 
 
16.12.2019 | Саркис МАРТИРОСЯН | 00.02
Чем обусловлены высокие темпы роста ВВП Армении

Премьер-министр Никол Пашинян сообщил 5 декабря, что, согласно официальным статистическим данным, рост ВВП страны за первые три квартала года составил 7,5%. Речь идет о самом высоком показателе не только среди стран Евразийского экономического союза. По прогнозу МВФ единственной страной в континентальной Европе, рост ВВП которой в завершающемся году превысит 6%, будет Армения. 

Чем обусловлен такой оптимизм? Напомним, что, согласно данным международных финансовых институтов, из 3 млрд долларов бюджета Армении 1 млрд разворовывался, а еще порядка 900 млн не доходило до бюджета в качестве налогов. После смены власти весной прошлого года наметилась тенденция к сокращению «теневой сферы» в экономике, и сейчас, по оценкам армянских фискальных органов и экспертов, она не превышает 22%. Прогресс существенный, но предполагается, что эта цифра могла бы быть снижена до 15-16% и даже еще ниже.

Вывод из тени части экономики сразу же увеличил приток средств в государственную казну. В результате профицит бюджета в I полугодии 2019 года составил 255,4 млн. долл., что помогло снизить степень задолженности с 59% до 53% ВВП. Отчасти это стало и результатом отклика общества на призыв Н. Пашиняна требовать «пробивать чек» при любой покупке. Но впереди еще непочатый край работы, т. к. самая большая доля теневой экономики по-прежнему приходится на сферу торговли, сельское хозяйство, автомобильные пассажирские перевозки, ритуальные услуги и пр.

Изменилась и ситуация в борьбе с коррупцией. Предположительно до конца календарного года завершится принятие парламентом полновесного законодательного пакета по борьбе с этим злом. Сформирована антикоррупционная комиссия из 5 человек (по одному от трех парламентских фракций, один от Высшего судебного совета и один от правительства), её возглавила представитель парламентской оппозиции Айкуи Арутюнян.

Говоря о росте государственного бюджета, отметим, что в январе-октябре 2019 года доходы по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличились на 20% и на 32% по сравнению с 2017 годом. Напомним, что во время акций протеста в апреле-мае 2018 года, когда Пашинян шёл к власти, он обещал за два года увеличить бюджетные доходы на 30%. Этот рубеж, по существ, у достигнут.

Основными драйверами экономической активности выступили сфера услуг (рост 15,1%), торговля и промышленный сектор (почти 9%). В сфере строительства рост замедлился до 4,5%, некоторый спад переживает энергокомплекс – на 2,7%.

Внешнеторговый оборот Армении в январе-октябре 2019 года составил $6417,9 млн с годовым ростом на 6,5%. Растёт торговля со странами ЕАЭС, и, судя по всему, страна способна и далее наращивать экспорт, прежде всего продукции сельского хозяйства и его переработки. Однако налицо коммуникационные проблемы на контрольно-пропускном пункте Верхний Ларс – Нижний Зарамаг между Россией и Грузией.

Пропускные способности Верхнего Ларса ограничены, причем не только зимой. И трассу, и точки пропуска здесь нельзя бесконечно расширять из-за горного рельефа. Поэтому, как полагают эксперты, за те 500 с лишним машин в день, которые при обычных условиях здесь проходят, нужно сказать отдельное спасибо таможенникам Грузии и России. Они делают почти невозможное. Но, кроме самого Ларса, остаются и сложные горные участки на подходе к нему в Грузии. И, как полагают грузинские эксперты, даже если модернизируют дорогу между Коби и Гудаури и проложат новые тоннели, все равно возможности трассы будут ограничены.

В сложившейся ситуации руководство Армении вынуждено искать альтернативные способы доставки грузов на рынок ЕАЭС, и прежде всего России. Министр территориального управления и инфраструктур Армении Сурен Папикян заявил, что власти страны ведут переговоры с Россией о покупке двух паромов. С их помощью можно будет торговать с РФ морем, в обход горного перевала Верхний Ларс, который часто закрывается зимой из-за сильных снегопадов. Судя по всему, переговоры касаются паромов, которые ранее ходили через Керченский пролив, а теперь, после строительства Крымского моста, остались без загрузки.

В принципе такой вариант возможен, но тогда у администрации черноморских портов Грузии и России нужно будет запрашивать скидки на обслуживание, хотя бы на первый год. Положительный пример есть: в 1990-е годы паромы с Украины в Грузию на год освободили от всех портовых налогов и тарифов, и с 1995 года эта линия очень хорошо заработала.

Нынешнее правительство Армении отличается повышенным вниманием к регионам страны, прежде всего к северным. Это марзы/области Ширак, Лори и Тавуш, которые, согласно официальной статистике, дают наибольший процент миграции (прежде всего в Россию). Правительство через реализацию субвенционных программ в регионах стремится повысить качество жизни людей, которые живут за пределами Еревана. Одной из составляющей «бархатной революции» стала децентрализация, наблюдаемая сегодня и в экономической сфере, и большинство программ нацелены на модернизацию инфраструктуры. Они предусматривают ремонт и прокладку новых шоссейных дорог высокого качества, проведение и починку водопровода, газификацию, улучшение инфраструктуры образовательных и социальных учреждений.

Суть субвенционных программ в том, что их разрабатывают непосредственно местные общины, указывая, какую часть средств на реализацию тех или иных проектов они готовы оплатить сами. Как правило, речь идёт о половине заявленной суммы, в то время как другую половину оплачивает правительство, в том числе и из профицитной части бюджета. В уходящем году будет построено и модернизировано примерно 350 км шоссейных дорог, а в следующем году планируется проложить и отремонтировать 500 км дорог. Если такие темпы будут сохранены, то через 4-5 лет проблема качественных дорог в стране приблизится к своему решению.

Интересно, что нехватки средств не ощущается, однако автодорожным компаниям, которые проводят эти работы, не хватает мощностей и рабочих рук. Кстати, именно по этой причине в автодорожных работах были замечены гастарбайтеры из Узбекистана. И это, заметим, при высоком удельном весе безработицы (20,4% экономически активного населения).

5 декабря правительство утвердило новую стратегию под названием «Работай, Армения», её финансовую оценку и рамки действия. Документ направлен на развитие человеческого капитала, стимулирование занятости и повышение качества жизни путём институциональных реформ и профессиональной самореализации. Предполагается вовлечение работодателей в процессы профессионального обучения и образования, повышение конкурентоспособности выпускников вузов и расширение возможностей их самореализации и иные меры.

Возвращаясь же к позитивной динамике роста ВВП Армении на фоне стагнирующих экономик Старого Света, обратим внимание на оценки ряда рейтинговых агентств, аналитических институтов, фондов и банков.

Так, 22 ноября международное рейтинговое агентство Fitch Ratings прогнозирует, что средний рост ВВП Армении в 2020-2021 гг. будет на уровне 4,7%. На фоне общих стандартных формулировок интересным выглядит прогноз Fitch о сохранении широкой социальной и политической стабильности. Агентство не ожидает продолжительной эскалации конфликта с Азербайджаном по Нагорному Карабаху до уровня, способного на эту стабильность повлиять.

В качестве проблем эксперты отмечают отток в последние полгода из Армении денег инвесторов в виде дивидендов, что связано с рядом причин. В частности, инвесторы и собственники, действовавшие при прежней власти, чувствуют себя незащищенными и стремятся сохранить сбережения, выводя их за границу. Нет также и признаков роста прямых иностранных инвестиций, а их уровень в государственном секторе остается низким, поскольку новое правительство колеблется в вопросе реализации проектов для финансирования. Кроме того, по мнению западных экспертов, процесс инвестирования в Армении пока персонализирован, что тормозит крупные вложения.

Прогноз роста ВПП Армении по проекту бюджета на 2020 год, скорее, консервативный, но достаточно высокий для постсоветского пространства – 4,9%. Это связано с введением нового Налогового кодекса, в котором предусмотрено освобождение от налогов (кроме подоходного) микробизнеса с годовым оборотом до 24 млн драмов (48 тыс. долларов), ожидаемым повышением цен на газ с 1 апреля и рядом других факторов.

 
 

Картина дня

наверх