На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Новые газовые страдания "нэньки"

В воздухе надежды, которым дышат украинские патриоты, опять появились легкие нотки природного газа. Во-первых, выяснилось, что самые большие «тормоза» в Европе отнюдь не некогда братские эстонцы, над которыми все потешаются, а датчане. Если эстонцев никто и не спрашивал их мнение по поводу строительства по дну Балтики российского газопровода «Северный поток-2» («СП-2»), но они все равно выступили против, то с Данией все сложнее – на прокладку трубы по ее территории нужно ее же согласие. И вот в Копенгагене начались публичные слушания по поводу строительства газопровода.

В обход Украины, разумеется. Но есть надежда: типа скажут потомки викингов «нет», и строительство «СП-2» может не состояться. А значит, России опять будет нужна украинская «труба» – ее газотранспортная система (ГТС), и в руках у Киева по-прежнему останется такая мощная дубинка для шантажа и воздействия на «агрессора».

Во-вторых, соседние поляки не только анонсировали дебют в Европе американского сжиженного природного газа (СПГ), который является естественной альтернативой российскому трубному природному газу (ТПГ), но и заявили, что умудрились купить американский СПГ на 20-30% дешевле, чем российский ТПГ. Глава главной польской газовой компании PGNiG Мачей Вожняк загадочно сказал: «Я понимаю, что вы удивлены, но такой мы делаем бизнес». И сообщил, что подписал с американской компанией Venture Global LNG долгосрочный контракт на поставку 2 млн. тонн СПГ ежегодно в течение 20 лет. Это около 25 танкеров в год, а после регазификации (разжижения) – 2,7 млрд. кубометров голубого топлива. По словам этого Мачея, Польша собирается заключить новые контракты на поставку СПГ. В частности, на поставку еще 2 млн. тонн СПГ в год (или 2,7 млрд. кубов) с Port Arthur LNG, дочкой Sempra LNG & Midstream. Летом сего года PGNiG подписала меморандумы с этими двумя компаниями на поставку 4 млн. тонн в год (или 5,4 млрд. кубометров). Первый меморандум уже перерос в контракт, второй, видимо, на подходе. Поставки будут проходить по формуле Free on Board (FOB) и начнутся после 2022-2023 годов. То есть тогда, когда заканчивается долгосрочный контракт Польши с «Газпромом» на поставки ТПГ из России.

В чем тут надежда Украины? А в том, что теоретически Польша сможет полностью отказаться от российского газа. Сегодня она потребляет 19,1 млрд. кубов, из которых 11,1 млрд. кубов – российские. Остальное Польша получала из других источников и добывала 4 млрд. «кубиков» своего газа. Вот и считаем: 4 млрд. – свой газ, 5,4 млрд. – американский СПГ, остальное Варшава надеется получить по трубопроводу «Baltic Pipe», по которому газ из Норвегии через Данию должен поступать в Польшу и дать еще 5 млрд. кубов. Теоретически это бинго – всего получается 14,4 млрд. кубов, а значит, свобода от России. И даже излишки, которыми Польша при желании может поделиться с Украиной. А для нее это тоже дополнительный плюс в стремлении избавиться от зависимости от России.

Однако есть в этих надеждах и плюсах большие «но». Связанные с тем, что не всем так «везет», как Польше, и Германия с Австрией, для которых «СП-2» полностью покроет их потребности в голубом топливе, уверены, что новый трубопровод будет построен в срок, к концу 2019 года. Разрешение на его строительство уже дали все страны, которых он так или иначе касается, – Швеция и Финляндия «благословили» стройку, а в Германии он уже начал активно строиться. И Дания, в принципе, может, успокоиться – от нее строительство может и не зависеть. Реализатор проекта – компания «Nord Stream 2 AG» – уже официально заявила, что если Копенгаген заупрямится, то уже есть альтернативный маршрут «СП-2», который длиннее основного всего на 10 километров. А значит, он серьезно не удорожит строительство, а дополнительные расходы пойдут на форс-мажор.

Не все так просто и с дешевизной американского СПГ для Польши. Расчеты по формуле Free on Board (FOB) действительно предполагают, что Варшава может покупать СПГ по спотовой (на каждый день) цене на площадке «Henry Hub». И это действительно в два раза дешевле: в 2017 году на «Henry Hub» СПГ из США стоил почти 3 доллара за миллион британских термических единиц, это примерно 110 долл. за тысячу кубометров. Российский же ТПГ поляки покупают сегодня за 220 долл. за тысячу кубов.

Однако покупка по формуле FOB предполагает, что поляки становятся владельцами сырья уже при отправке, сразу после загрузки в танкеры, и сами будут указывать порт назначения. Это двоякая ситуация. Ведущий эксперт российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сказал в газете «Взгляд»: «Для американцев это самый простой и удобный вариант – поставили в порт и дальше их ничего не волнует». А вот полякам еще предстоит потратиться на транспортировку и страховку всего груза. В стоимость американского СПГ не входят ни доставка его с завода на терминал, ни затраты на сжижение, ни маржа продавца, ни стоимость аренды танкеров, ни регазификация газа в конечном пункте доставки. А вот стоимость газпромовского газа конечная, она учитывает уже все затраты. К тому же, спотовая цена на газ на «Henry Hub», как и газпромовская на свой газ для Польши, тоже зависит от цены на нефть. А какой она будет в 2022 году? Если вырастет, то полякам действительно, может быть, и выгодно отказаться от российского ТПГ. Но если упадет, то снизится и газовая цена».

Есть у поляков еще одна потенциальная выгода: они могут американский СПГ продавать где угодно. Там, где цена на газ выше, чем в Европе. Например, в Латинской Америке или в Азии, где, по словам Юшкова, «голубое топливо покупали по 350-370 долларов за тысячу кубов, и, естественно, на поставках в Азию можно было заработать больше». Выгода – 130-150 долларов на каждой тысяче кубов. Плюс выгода на сокращении маршрутов транспортировки, транспортных расходов, регазификации и т. д. А дома американский газ можно замещать норвежским.

«Но при чем тут Украина?» – вот главный вопрос. Это все польские плюсы и минусы, расчеты и прикидки, Украины они не касаются. И могут ее коснуться только тогда, когда Киев начнет покупать газ у Польши по ее ценам. Но, как говорится для Украины, где деньги, Зин? А спрос на газ в Польше растет, альтернатива газпромовскому газу пока призрачна, так как «газопровод надежды» – упомянутый выше «Baltic Pipe» из Норвегии в Польшу – это пока задумка, к реализации которой еще не приступали.

Да и удорожание американского СПГ, на который может подсесть польская экономика, сделает ее неконкурентоспособной в сравнении с той же экономикой Германии, куда из «СП-1» и «СП-2» пойдет надежный и более дешевый российский ТПГ.

И что самое противное для украинских патриотов – вряд ли получится «уесть» и нанести серьезный урон Владимиру Путину и России, отказавшись от российского газа. Замминистра энергетики России Анатолий Яновский рассказал журналистам о последствиях прекращения поставок газа в Польшу: «Если брать структуру наших доходов, то ТЭК от экспорта дает порядка 60%, из которых газ составляет примерно 12%. Получается, что сокращение поставок на эти 10-20 млрд. кубометров не сделают погоды для экономики страны». По его словам, в 2017 году Россия поставила в Западную и Центральную Европу более 192 млрд. кубов голубого топлива, на Центральную Европу (Польшу и соседей. – Авт.) пришлось более 36 млрд. кубов. А потом добавил, как гвоздь вбил в надежды патриотов: «Наш товар безальтернативен. Ни американцы, ни катарцы, ни норвежцы, ни африканцы не могут поставить такие объемы по такой низкой цене. ...Они в итоге все равно к нам вернутся, лишние деньги никто тратить не хочет».

Но вот для Украины сокращение транзитных поставок по ее «трубе» уже до меньше 45‒-50 млрд. кубометров вместо прокачанных в прошлом году 93,3 млрд. делает ГТС нерентабельной. А президент России Владимир Путин уже намекал, что речь о прекращении транзита по Украине, конечно, не идет, но Россия будет прокачивать 10, максимум 20 млрд. кубов в год. И это, как вы понимаете, совсем кирдык, как сказали бы путинские монголо-татары или буряты. Более того, тот же замминистра энергетики России Яновский допустил, что возможно и строительство трубопровода «Северный поток-3» («СП-3»). Если, по его словам, «будет дополнительный спрос в Европе». «Если процессы увеличения доли выработки электроэнергии из возобновляемых источников энергии и электрификации транспорта будут продолжаться, то Европе потребуются дополнительные мощности для производства электричества из газа. Я уже не говорю про газификацию», – скромно, но как-то очень уж издевательски для Украины сказал он...

Но ведь и это еще не все. Как ни старается украинская власть повышением цены на газ для ЖКХ «убить» интерес народа к нему и научить экономить сырье, упорные украинцы требуют газ и подло используют его на свои нужды. На тепло, на горячую воду, на производство электричества. Никакого, понимаешь, прагматичного патриотизма в отражении газовых атак «Мордора» на «нэньку». И вот, как сказал зампредседателя Киевской горадминистрации Петр Пантелеев, в Киеве возобновили работу все котельные, не работавшие длительное время из-за отсутствия природного газа. Тепло и горячая вода, конечно, людям не пошли, потому что повсеместно начали лопаться устаревшие трубы. Но факт остается фактом: подлые киевляне практически воткнули нож в спину патриотам, которые решили оставить их без газа, тепла и горячей воды, лишь бы «Путину было плохо»... Вот и как, скажите на милость, можно в таких нечеловеческих условиях украинизацию проводить? Или, наконец-то, извести этих украинцев до нужной отметки в 15-20 млн. человек, согласованной с западными кураторами? Совершенно невозможно. А вы еще говорите, что властям в Украине хорошо живется. Им же люди работать не дают...

Владимир Скачко

Источник: http://versii.com/news/385872/

Картина дня

наверх