На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людях

С 24 по 26 мая 2018 года в Москве прошла XI Международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia. Выставка объёмная, зрелищная, с насыщенной деловой программой. Однако писали о ней незаслуженно мало: в лентах новостных агентств выставку затмил международный экономический форум, состоявшийся в те же дни в Санкт-Петербурге. Между тем это самое крупное событие в сфере вертолётостроения в Европе: 246 компаний из 18 стран, 12 тысяч посетителей, десятки деловых мероприятий.

Портал profiok.com рассказывает о новинках вертолётостроения и о том, почему выставку стоило посетить не только специалистам, но и детям.

На чём полетим?

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людях«Вертолёты России» показали на выставке полноразмерный макет лёгкого многоцелевого вертолёта VRT500, который разрабатывается КБ «ВР-Технологии». Машину обещают поднять в воздух в 2019 году, а в 2021 году – запустить в серию. Производители рассчитывают, что к 2030 году модель займёт как минимум 15 процентов мирового рынка вертолётов в своём сегменте. Это компактная, экономичная, безопасная машина, которая может использоваться в городских условиях.

Ещё одна новинка – опытный образец лёгкого однодвигательного вертолёта «Касатка 505». Это разработка ОКБ Agan Aircraft Group – российского коллектива, работающего на аэродроме Большое Грызлово под Москвой. AGAN – это аббревиатура, состоящая из первых букв имён и фамилий гендиректора компании Арсена Грицкевича и главного конструктора Алексея Никифорова. «Касатка-505» может перевозить на борту троих пассажиров. Использовать эту машину можно будет для патрулирования – например, пожарными или полицейскими, для транспортировки раненых силами МЧС, а также в частной авиации или для обучения пилотированию. Интересно, что это в некотором роде ремейк: разработчики взяли за основу несущую схему популярного в середине прошлого века американского вертолёта Sikorsky S-52. Зато фюзеляж, шасси и авионика – наши, российские, самые передовые и современные. Летом 2018 года «Касатка-500» начнёт лётные испытания, в течение двух лет разработчики намерены получить сертификат на серийное производство.

Впервые в России был показан пятиместный вертолёт Bell 505 Jet Ranger X, способный преодолевать расстояния около 600 км и двигаться со скоростью более 230 километров в час. В 2016 году машину начали продавать в Канаде, в 2017 – в США, а в самое ближайшее время Bell 505 Jet Ranger X будет сертифицирован «Росавиацией».

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхЗаметим, что модернизированные вертолёты вызывают ничуть не меньший интерес, чем новые машины. Так, разработка Казанского вертолётного завода – двухдвигательный вертолёт «Ансат» дополнили новым медицинским модулем, который сделали тоже в Казани, на агрегатном заводе. Теперь на нём можно перевозить четверых пассажиров, а также загружать носилки с пациентом через задний люк. На выставке было подписано соглашение о поставке модернизированного «Ансата» в Кировскую область. Он будет работать в санитарной авиации компании «Вяткаавиа».

На выставке показали две модификации вертолётов типа Ми-8/17 – военно-транспортный Ми-171Ш, оборудованный новой несущей системой, и первый серийный Ми-171А2, который был недавно запущен в серию. Этот гражданский вертолёт будет производиться в пассажирской и транспортной версии, а также в VIP-варианте. Благодаря использованию современных технологий и разработок конструкторам удалось на 10 процентов увеличить скорость вертолёта и на четверть – его грузоподъёмность. Теперь его можно безопасно использовать в горах и над водной поверхностью, при высоких и низких температурах, в темноте или при высокой влажности. Первый серийный экземпляр Ми-171А2 произведён на авиационном заводе в Улан-Удэ. В рамках выставки его торжественно передали компании «ЮТэйр». По словам гендиректора холдинга «Вертолёты России» Андрея Богинского, это событие должно дать позитивный сигнал всему рынку вертолётных услуг.

Посетители выставки увидели также опытный образец сверхлёгкого вертолёта «Микрон» от «РД-ХЕЛИ», оснащённый новым двигателем Ми-2, а также ряд европейских и американских вертолётов.

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхХотя основной акцент на выставке был сделан на гражданском сегменте вертолётостроения, не обошлось и без обсуждения военных вертолётов. Так, специалисты ЦАГИ рассказали об исследовательских работах по созданию высокоскоростных винтокрылых летательных аппаратов, а представители холдинга «Вертолёты России» – о разработке для Минобороны перспективного скоростного боевого вертолёта, который пока так и называется – ПСБВ. В соответствии с пожеланиями военных, машина должна перемещаться со скоростью 350-400 километров в час.

Дань времени – внимание к беспилотным летательным аппаратам. В этой сфере было показано немало отечественных разработок – дрон «Сириус» от НПО «Авиакосмические технологии», способный сопровождать самолёты и суда в Арктике, авиационная платформа SKYF от ОКБ «Авиарешения», умеющая поднимать в воздух грузы до 250 кг, исследовательский квадрокоптер, разработанный в МАИ, и другие.

Вместо сердца – пламенный мотор

Стоит отметить, что вертолётостроение – это не только разработка и производство самих винтокрылых летательных аппаратов, но и создание комплектующих, силовых установок, бортового оборудования, материалов и так далее. И в каждом сегменте российским производителям есть что показать.

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхТак, в HeliRussia-2018 приняла участие делегация титановой корпорации ВСМПО-Ависма, продукция которой используется в гражданских машинах «Вертолётов России», а тульский завод «Октава» представил несколько видов гарнитур, в том числе беспроводную гарнитуру ГСШ-А-18Б, которая позволяет наземному персоналу обслуживать бортовую аппаратуру связи воздушных судов. Компания «Бортовые аэронавигационные системы» показала прототип так называемой бортовой системы ситуационной осведомлённости вертолётных экипажей. Эта система повысит безопасность полёта за счёт согласования данных мониторинга воздушной и наземной обстановки с другими системами вертолёта. Холдинг «Технодинамика» разработал топливную систему, которая не допускает воспламенения и разлива топлива после крушения вертолёта. Эта разработка также должна существенно повысить безопасность полётов.

Однако самым больным местом отечественного вертолётостроения остаётся, пожалуй, зависимость от импортных силовых установок. Впрочем, вертолётное двигателестроение в нашей стране развивается достаточно энергично, так что эта проблема постепенно уходит на второй план. Ведущая отечественная компания в этой сфере – Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК, входит в ГК Ростех).

ОДК выпускает вертолётные двигатели ВК-2500, разработанные санкт-петербургским АО «ОДК-Климов» и представляющие собой следующее поколение двигателей ТВ3-117, обогащённое новыми материалами, системой автоматического управления и различными датчиками. За счёт этих нововведений вертолёты, на которых устанавливается этот двигатель, получают совершенно новые возможности.

До появления ВК-2500 вертолётные двигатели в Россию поставлялись, в основном, из Украины. Для выпуска российских двигателей на территории ОДК-Климов была создана специальная площадка, где производство было налажено силами сразу нескольких предприятий ОДК: ПАО «ОДК-УМПО», АО «ММП имени В.В. Чернышева», АО «ОДК-СТАР» и других. Так, ОДК-УМПО выпускает девять узлов для этого двигателя: сопловые турбины компрессора, свободную турбину и другие.

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхНа HeliRussia ОДК представила новейшую модификацию двигателя – модель ВК-2500ПС. В этой модели улучшены эксплуатационные характеристики, в том числе используется современная цифровая система управления и контроля с обратной связью. Благодаря этой системе заказчики смогут управлять ресурсом двигателя в зависимости от условий его эксплуатации: при использовании в щадящем режиме сервисное обслуживание нужно будет получать реже. На этом работа по усовершенствованию ВК-2500 не останавливается. Сейчас специалисты ОПК заняты разработкой перспективного двигателя ВК-2500М, который будет обладать повышенной мощностью при сниженной массе.

ОДК-Климов предлагает эксплуатантам вертолётной техники, произведённой в России и СССР, услугу по так называемой ремоторизации, то есть по замене отслуживших своё двигателей ТВ3-117 на новые – ВК-2500 и ВК-2500ПС, а в дальнейшем – на ВК-2500М. Ремоторизация значительно улучшит лётные характеристики машины при минимальных затратах со стороны заказчика.

Стоит добавить, что это не единственное направление в сфере производства вертолётных двигателей, над которым работают конструкторы ОДК. Сейчас в компании ведутся работы по созданию перспективного двигателя для вертолётов будущего, который пока называется просто ПДВ. В нём будут использоваться аддитивные технологии, новые современные материалы, а также разработки компании, полученные в ходе создания двигателя ПД-15 для самолёта МС-21. Работы по созданию этой силовой установки должны быть завершены к 2025 году.

Человеческий фактор

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхВ ходе HeliRussia-2018 были подведены итоги корпоративного чемпионата профессионального мастерства среди работников предприятий холдинга «Вертолёты России». Рабочие и инженеры десяти компаний соревновались в работе на станках с ЧПУ, производственной сборке изделий, инженерной графике, демонстрировали свои компетенции в работе с композитными материалами и управлении жизненным циклом изделий. Среди победителей – сотрудники ААК «Прогресс», АО «Редуктор-ПМ» и Казанского вертолётного завода. Награды победителям вручил генеральный директор «Вертолётов России» Андрей Богинский. Он отметил, что работа в вертолётостроительной отрасли почётна и интересна, а задачи компаний сводятся не только к разработке новой техники, но и к завоеванию мировых рынков. Организаторы состязаний отмечают, что основная цель проведения корпоративного чемпионата – повышение интереса молодых людей к инженерным и рабочим специальностям.

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхЦелый ряд мероприятий, напрямую связанных с молодёжью и профориентацией, прошёл на площадке фестиваля детского и молодёжного научно-технического творчества «От винта!». Этот фестиваль уже много лет проводится Минпромторгом РФ, Союзом машиностроителей России, концерном ВКО «Алмаз-Антей», ОСК, ОАК, АО «Вертолёты России» и целым рядом ведущих технических вузов. Молодые изобретатели в возрасте от пяти до тридцати пяти лет представили свои проекты, связанные с авиацией и вертолётостроением. На стенде проходили викторины и интерактивные игры для юных посетителей, гостей постарше ждали лекции и мастер-классы по вертолётостроению, запуски беспилотников и моделей вертолётов, научно-популярные фильмы. С ребятами встретились авиаконструкторы, руководители предприятий отрасли, командиры экипажей воздушных судов, а также известные спортсмены и артисты.

Юрий Смыслов«HeliRussia и другие подобные мероприятия дают уникальную возможность общения заказчиков с потребителями, – пояснил порталу profiok.com заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Здесь разработчики встречаются с производителями, те и другие – с заказчиками, готовыми обрисовать свои потребности и высказать замечания. Кстати, множество иностранных компаний, принимающих участие в выставке, и гостей из-за рубежа – свидетельство некоторой внешнеполитической стабилизации. Санкции санкциями, но Россия всё равно интересна: и как рынок, и как производитель. Выставка HeliRussia традиционно отличается богатой деловой программой – здесь обсуждается широкий спектр проблем от развития сельскохозяйственной и санитарной авиации до нюансов военно-технического сотрудничества.

HeliRussia-2018: о машинах, технологиях и людяхКроме того, из года в год много внимания уделяется формированию кадрового потенциала отрасли. И «Вертолёты России», и Минпромторг, и Союзмаш прилагают немало усилий для того, чтобы молодые люди пополняли коллективы предприятий отрасли. Но когда молодёжь имеет возможность принять участие в событии такого масштаба, думаю, профориентационный эффект многократно усиливается. Увлечённые, квалифицированные и талантливые люди отрасли очень нужны. Только в рамках ГОЗ за ближайшие годы российские предприятия должны собрать более тысячи вертолётов, а есть ещё гражданская авиация, потребности которой постоянно растут. В наше время принято начинать профориентацию задолго до того, как молодой человек решит поступать в вуз. В этом смысле выставка HeliRussia – замечательный инструмент. Может быть, кто-то из мальчишек, с горящими глазами залезавших на экспозиции в кабины новеньких вертолётов, именно в эти дни принял решение стать авиастроителем?»

В 2019 году выставка HeliRussia также пройдёт в Москве, даты уже известны: с 23 по 25 мая.

Фото: HeliRussia.ru, пресс-служба Минпромторга РФ, пресс-служба ОДК (Ладислав Карпов), пресс-служба ЦЭРС.



Источник: https://profiok.com/about/news/detail.php?ID=6474#ixzz5HsCdHhEG

Картина дня

наверх