На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Марксизм по-китайски

Как китайские коммунисты адаптировали классическое учение.

Только социализм способен спасти Китай

Си Цзиньпин

Интенсивное и одновременно стабильное развитие Китая в течение последних трёх десятилетий является объектом пристального внимания экономистов, социологов, политологов, философов. По оценкам российских учёных, концептуальной основой такого развития является теория строительства социализма с китайской спецификой и её базис — китаизированный марксизм.

«Китаизация марксизма» — достаточно свежая идея. Её выдвижение — теоретическое новшество не только для Китая, но и для всего развития марксизма. Осознание сути данной идеи является ключом к пониманию курса нынешнего руководства КНР и будущего страны.

Китайскими учеными утверждается, что «в процессе практического сочетания модернизации Китая и марксизма происходит китаизация последнего». Кроме того, по их мнению, в разных странах марксизм может принимать различные формы, отражать специфику этих стран. В России марксизм приобрёл свою специфическую форму, в Китае свою.

Главный тезис: марксизм — это не мёртвая теория и не теория, оторванная от жизни, это теория, имеющая источник в практике, развивающаяся в процессе практики, методология и мировоззрение, рассматривающее мир в непрерывном развитии. Жизненная сила марксизма не в самих сочинениях Маркса и Энгельса, а в его отношении к практике.

Следует понимать, что термин «китаизация марксизма» — это принцип и требования, которых должны придерживаться в теоретической работе теоретики марксизма в Китае, а «китаизированный марксизм» — это результат, полученный в процессе китаизации марксизма.

Справка: принцип и требования, которых должны придерживаться марксисты

Принцип — «соединение марксизма с практикой Китая», в соответствии с ним нельзя абстрактно, догматически трактовать марксизм.

Требования:

  1. использование марксизма для изучения и решения проблем Китая, а также изучения и обобщения исторического опыта развития Китая и, далее, использование марксизма для изучения и обобщения закономерностей движения общественных противоречий в Китае;
  2. обобщение богатого опыта, сложившегося в Китае в практике революции и строительства, и через глубокое сравнение с опытом зарубежных стран повышение его до теоретического уровня, пополнение марксистской теоретической системы;
  3. нужно выражать марксизм в национальной форме, включая язык, «приятный на слух и радостный для глаза народа», нужно китаизировать марксизм не только по содержанию, но и по форме.

Таким образом, в соответствии с учением китайской школы марксизма, процесс «китаизации марксизма» — это не только двусторонний процесс взаимодействия марксизма с практикой Китая, но и двусторонний процесс обобщения исторического опыта под руководством марксизма и изучения практики реальных противоречий.

Становление идеологии марксизма в Китае неразрывно связано с революционной историей страны. В начале XX века в Китае получают широкое распространение буржуазные политические, философские и социологические теории.

В обстановке общего кризиса китайского общества и нарастания революционной ситуации в стране усиливалась идеологическая борьба. Прогрессивные идеи реформаторов развивал в революционно-демократическом направлении Сунь Ятсен, в основе политической доктрины которого лежали три принципа: нации, народовластия и «народного благоденствия». Под влиянием Великой Октябрьской революции в России в Китае получают распространение идеи марксизма-ленинизма, особенно после образования КПК в 1921 году.

Следует отметить, что именно марксизм стал тем идеологическим оружием, которое сплотило китайский народ и привело в дальнейшем к победе коммунистов в гражданской войне.

Вместе с тем уже на начальных этапах существования компартии Китая руководство КПК понимало, что марксизм, рождённый на Западе, основной задачей которого было разрешение противоречий между пролетариатом и буржуазией, необходимо адаптировать к условиям Китая.

Ещё до выдвижения Мао Цзэдуном идеи «китаизации марксизма» знаменитый китайский философ-марксист Ай Сици в апреле 1938 года писал: «Сейчас необходимо развернуть движение за китаизацию и реалистичность философских исследований».

Мао Цзэдун смог выдвинуть идею «китаизации марксизма» в антияпонской войне (1937–1945 гг.). Впервые официально вопрос о китаизации учения Маркса был поставлен в октябре 1938 года в ходе VI пленума ЦК КПК 6-го созыва. Выступая на нём с докладом «О новом этапе», Мао Цзэдун заявил следующее: «Не существует такого понятия, как абстрактный марксизм, существует только конкретный марксизм... Нужно применять марксизм к борьбе в конкретных условиях Китая, а не абстрактно. Если коммунисты, являющиеся частью великого китайского народа, будут трактовать марксизм в отрыве от особенностей Китая, то это будет абстрактный, выхолощенный марксизм. Поэтому китаизация марксизма означает, что во всех своих проявлениях он исходит из китайской специфики, другими словами, научиться применять марксизм в соответствии с особенностями Китая — такова задача, которую вся партия должна безотлагательно понять и решить» .

В мае 1941 года Мао Цзэдуном в статье «Перестроить нашу учёбу» были выделены следующие аспекты в содержании данного понятия:

  • убеждение в том, что теория связана с практикой, и этот основной принцип марксизма должен использоваться в качестве подхода, метода исследования китайского общества и китайской революции;
  • убеждение в том, что, используя в качестве предпосылки основные принципы марксизма, необходимо смело связать их с новой действительностью, преодолевая тем самым догматичное понимание марксизма.

После освобождения страны КПК очень редко открыто использовала формулировку «китаизация марксизма», обычно использовалась формула «соединение марксизма и практики Китая». Руководство партии, понимая, что формулировка «китаизация марксизма» может быть ошибочно расценена как националистический уклон, и остро нуждаясь после завоевания власти во всей стране в помощи Советского Союза, больше не выдвигало формулу «китаизация марксизма». Даже позже при издании «Избранных произведений Мао Цзэдуна» в тексте выступления «Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» фразу «китаизация марксизма» заменили на «применение марксизма в условиях Китая».

Дальнейший этап «китаизации марксизма» связан с «политикой реформ и открытости», когда произошёл отказ от представлений ортодоксального марксизма о социалистической экономике, рыночных отношениях, частной собственности.

На рубеже веков Дэн Сяопин выдвигает концепцию общества «Сяокан» (малое благополучие, малый достаток). В соответствии с концепцией партии народу ставились следующие основные задачи:

  • в экономике — усилить конкурентоспособность на международной арене, к 2020 г. удвоить ВВП по сравнению с 2000 г.;
  • в политической сфере — строительство социалистической демократии, совершенствование социалистического правопорядка, концепция «управления на основе закона»;
  • в культурной сфере — повышать моральные качества народа, научную культуру. В аспекте устойчивого развития ставится цель повысить эффективность использования ресурсов, стимулировать гармоничное развитие человека и природы.

В начале ХХI века КПК, руководствуясь принципом «практика — критерий истины», вновь использовала формулировки «китаизация марксизма» и «китаизированный марксизм».

В начале июля 2001 года Цзян Цзэминь (генеральный секретарь ЦК Компартии Китая с 1989 года по 2002 год и председатель КНР с 1993 года по 2003 год) в речи на праздновании 80-летия со дня основания КПК впервые за время своего правления использовал термин «китаизированный марксизм» для описания идей Мао Цзэдуна и теории Дэн Сяопина. В сентябре того же года в «Решении ЦК КПК относительно усиления и улучшения строительства стиля работы партии» было выдвинуто требование «непрерывно продвигать китаизацию марксизма». После XVI съезда КПК в 2002 году формулировка «китаизация марксизма» стала использоваться часто.

22 июня 2003 года ЦК КПК в уведомлении о необходимости изучения идей «тройного представительства» подчёркивал, что эти важные идеи являются «новейшим плодом китаизации марксизма».

Справка: концепция «трёх представительств»

Концепция «трёх представительств» — идея, сформулированная на XVI съезде КПК в докладе Цзян Цзэминя. КПК, согласно новой концепции, должна представлять интересы развития передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского населения. Таким образом, даже на идеологическом уровне Компартия Китая из партии, выражающей интересы трудового населения, стала партией, представляющей интересы «широких слоёв» трудового населения. Данная концепция открыла дорогу для вступления в Компартию представителей и средней, и крупной буржуазии.

Генеральный секретарь ЦК КПК Ху Цзинтао (2002–2012 гг.) также в своих речах неоднократно использовал формулировку «китаизация марксизма».

Следует отметить, что со времён Мао наибольшего триумфа «китаизированный марксизм» в своём развитии и влиянии на китайское общество достиг с приходом к власти нового поколения национально ориентированных политиков во главе с товарищем Си Цзиньпином. Его идеи «О социализме с китайской спецификой новой эпохи», по мнению китайских учёных, являющиеся новейшим достижением китаизации марксистской теории, включены в устав КПК и конституцию страны наравне с идеями Мао Цзэдуна.

Справка: развитие социализма с китайской спецификой

«Социализм с китайской спецификой новой эпохи» в ближайшие пять лет будет развиваться в соответствии с 14 основополагающими принципами, среди которых:

  • неизменный упор на воплощение в жизнь ключевых ценностей социализма;
  • улучшение благосостояния и повышение уровня жизни населения;
  • максимальное усиление роли партии в деле армейского строительства;
  • сохранение в неизменном виде концепции «одна страна, две системы»; активизация глобальных интеграционных процессов «для формирования человечества, связанного единой судьбой».

Подводя итог, следует отметить, что те теории, которые сложились в Китае под знаменем строительства социализма, имеют не так много общего с оригинальной теорией К. Маркса. Современная государственная политика Китая опирается и на идеи марксизма-ленинизма-сталинизма, и западной философии, и науки в целом, а также на учения традиционной китайской философии, но более всего она основывалась на реалиях китайской действительности. По сути, «китаизированный марксизм» — это теория, отвечающая за стратегическое планирование и идеологическое обоснование китайских реформ.

Дмитрий Беляков

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх