На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Экономика с точки зрения программиста. Взгляд изнутри... Часть 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Раз уж речь пойдет об экономике, следует понимать, что она из себя представляет, а для этого следует дать ей определение. Обратимся к открытым источникам – будем попутно разбираться с понятийным аппаратом. Из Википедии:

"Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος — ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения домашнего хозяйства») — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрестоматике - отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости.

Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.

Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества."

Если говорить об экономике, как о хозяйственной деятельности, в какой-то степени это можно отнести и к элементарным существам - какой-нибудь инфузории-туфельке, бактерии или же представителям любых других более сложных видов. Они тоже выполняют определенную хозяйственную деятельность - получают энергию, добывая пищу, расходуют ее на добывание следующей порции пищи (энергии) и другие нужды и тем самым обеспечивают себе возможность собственного существования, а также преемственность поколений. Но только человек из всех известных существующих живых существ может осмыслить свою деятельность, оценить ее, сорганизовать и направить в то или иное требуемое русло, управлять ею. При этом в экономике достаточно сложно определить, где у нее начало, а где она заканчивается. Я бы сказал - начинается она где-то в глубокой древности, а вектор направлен куда-то в будущее, совпадая с направлением развития всего общества, сопровождая и оказывая, а также испытывая значительное влияние, как на него, так и от него.

Поскольку мы будем говорить не о мировой экономике, а о какой-то ограниченной ее части в рамках определенной страны или государства, определимся, что мы будем понимать под термином "государство/страна". К сожалению, мне не удалось найти достаточно четкого и внятного определения, поэтому мне придется воспользоваться собственным. Обобщенно будем считать, что государство/страна - это сообщество людей, занимающее определенную территорию, со строго очерченными границами, внутренне скрепленное определенными правовыми, силовыми, культурными, историческими и др. традициями, многие из которых имеют форму законов, правил или норм – один из каркасов общества. Исходя из опыта обычного применения в разговорной речи этих двух терминов (или понятий), думаю, можно сказать, что страна - это больше географическое понятие, в котором определяющим фактором является наличие установленных границ, а государство - понятие больше организационно-правовое, в котором ключевым фактором являются люди и/или форма их самоорганизации. Страна может быть пустынной, бесплодной или безлюдной, но располагаться она будет всегда в установленных границах, а вот государство без людей и свода законов, регулирующих их взаимодействие, кажется немыслимым. Возможно, именно поэтому, скажем, Израиль - это государство, а вот Страна Басков - территория, на которой расположено несколько государств. Хотя, допускаю, что это может быть достаточно спорный пример (я не спец в этой области).

Здесь вспоминается любопытная особенность в поведении некоторых отдельных стран в плане их внешней политики. Ярая приверженность в сохранении территориальной целостности отдельных стран, установленных в какой-то момент их границ, при одновременной не всегда понятной и объяснимой с позиций здравого смысла агрессии в отношении основ государственного устройства и людей, населяющих эти страны (территории) не может не вызывать определенных вопросов, вплоть до отторжения, неприятия, неприязни и отвращения. Как пример, Югославия - государство, объединявшее когда-то в себе ряд отдельных стран - подверглось в свое время агрессии, в результате которой границы внутри этого объединения были принудительно приведены в какое-то прежнее (на кем-то определенный момент времени) состояние.

Нет, зачем это было сделано, понятно - политика "разделяй и властвуй" в самой грязной ее форме в действии очевидна и недвусмысленна. Просто хочу подчеркнуть - в данном случае и в очередной раз агрессии подверглось именно государство, а не страны, если говорить о разнице в терминах. Непонятно другое - это исторически заложенная со времен конкистадоров, крестовых походов и геноцида индейцев особенность менталитета, определяемая звериными инстинктами наживы, желаниями доминировать любой ценой, вплоть до физического уничтожения непокорных, с последующим присвоением себе всего, что представляет для них хоть какую-то ценность? Или просто циничное использование прорех в мировом праве, позволяющее им оставаться безнаказанными независимо от степени тяжести совершаемых ими преступлений против человечности и государственности для решения своих бесконечных проблем и для этого наружу выпускаются агрессивные звериные инстинкты? Пока непонятно, что ими движет, что лежит в основе такого поведения, а, главное, что может заставить их изменить сложившиеся модели и методы поведения. В любом случае, я лично не вижу в этом ни одного повода для восхищения или тем более подражания. Как бы ни казался внешне привлекательным их (западный) образ жизни, надо всегда понимать, что это жизнь исключительно за чужой относительно них счет. Зато понятно, что построение собственной внутренней экономики по подобного рода лекалам без соответствующего инструментария и логики поведения - невозможно. Вместе с тем, все попытки вести разговоры о "мире, дружбе, жвачке" будут всегда, или, как правило, сводиться к разговору маньяка и его жертвы по типу - "хочешь остаться цел - отдай это, это и это сам". Ну, или как маловероятный сейчас сценарий, разговор двух маньяков, соревнующихся, кто быстрее разделает ту или иную очередную выбранную жертву. В нашем случае, это привело к тому, что административный центр в угоду и по подобию некой своры, вечно ищущей, где бы еще поживиться, в свое время выстроил соответствующую политику в отношении своих же внутренних (так и хочется сказать - "органов") регионов.

При этом очевидно, что дальше так продолжаться больше не может. Если нельзя победить или подавить впрямую зверя, можно изолировать и посадить его в клетку, ограничивающую эти агрессивные наклонности. Можно забрать к себе, вырастить и воспитать его детей, привлечь к себе его сателлитов. Но для этого нужна собственная альтернативная стратегия и организационная структура – и теория и практика – модель устройства и логика действий. Причем они должны максимально совпадать с логикой и ходом развития, как общества, так и научно-технического прогресса. А не как сейчас – во многом противонаправленного и противоречащего им. По форме и содержанию удобная и понятная, мягко и комфортно сопровождающая каждого жителя страны в течение всей его жизни при выполнении им обычной рутинной деятельности. Она должна быть привлекательной и зовущей, романтичной и таинственной, но влекущей, притягивающей и не отпускающей.

Какой бы сложной не казалась бы, какая бы то ни было, система, в ее основе всегда будет лежать достаточно простая и понятная схема, те или иные принципы и логика. Применительно к экономике, можно сказать, что мир состоит из отдельных экономических и политических систем, а также взаимодействий и взаимоотношений, которые могут происходить как между целыми структурами, так и отдельными составными частями структур или между структурой и элементами других структур, ну, и, конечно, объединений различных структур, то есть, отдельных хозяйствующих субъектов. Это всегда люди и те или иные их объединения. Из них можно выделить следующие:

1. Люди и их небольшие объединения. Это домашние и фермерские хозяйства, сельские, гаражные, дачные, производственные, торговые кооперативы и пр. (экономика хозяйств и их объединений).

Обычные квартиры с точки зрения экономики являются наиболее примитивными и бесполезными для нее формами ведения хозяйства. Никакая производственная деятельность в них, как правило, не осуществляется. Можно, конечно, сказать, что в них делают детей. Но вопрос, а какого качества? Что дети приобретают для своего развития? Какой опыт, какие навыки они получают среди асфальта, бетона и стекла, наблюдая природу в картинках и учебниках, выезжая, в лучшем случае, изредка в санатории и курорты? Как толкаться и выживать в пробках на дороге? Как затеряться или, наоборот, не затеряться в безликой и безымянной толпе? Очень сомнительные навыки. Не говоря уже о негативном влиянии на состояние здоровья, причем, сызмальства. В городах и квартирах дети учатся существовать в созданной до них реальности – обтесываются, а должны учиться менять ее, приводить в гармоничное состояние, не разрушая ее при этом, привнося в нее свое что-то лучшее. Общество, соответственно, должно оставлять за собой право вмешиваться, корректировать или останавливать нежелательную по объективным причинам или признакам деятельность или изменения. Но следует понимать, что если люди (и дети тоже) не имеют возможности менять реальность вокруг себя, они будут менять что-то другое, зачастую вопреки (и не во благо) всему этому обществу, отдельным его членам или даже самому себе. (Последнее предложение я дописал, увидев мельком сюжет на ТВЦ под названием «Гормоны»).

Между тем, хорошо развитое, полноценное, достаточно сложное домашнее, все сельское в целом, а также лесное, хозяйства являются основой экономической системы и залогом безопасности и выживаемости всей страны. И не надо пугаться сельского образа жизни. Просто у нас этим долго никто не занимался. Применяя современные методы ведения работ, технику и технологии, развивая транспорт и логистику, строительство и инфраструктуру, образование, культуру и досуг, можно добиться высокой привлекательности подобного образа жизни. Развивая и поощряя ведение таких хозяйств, государство может добиться сразу нескольких целей. Это и обеспечение продовольственной безопасности, и вопросы здравосбережения, и роста экономики, и увеличения рождаемости и многое другое. Кроме того, закладываемые с детства навыки ведения домашнего хозяйства могли бы помочь впоследствии осваивать способы ведения более сложных экономических проектов. Если вводить в школах основы предпринимательской деятельности, получаемые знания дети могли бы обкатывать у себя дома вместе со своими родителями, а те, в свою очередь, применяя их, могли бы подсказывать учителям, какие из методов лучше, что из этого работает, а что - нет. А собираемый практический опыт учителя могли бы аккумулировать и передавать дальше - в центр - для обработки и систематизации с целью последующего использования. В современных квартирах же это будут чисто академические, не представляющие большой ценности, знания - без возможности применения их на практике.

2. Организации и предприятия и их объединения. Это холдинги, корпорации, отрасли и пр. (системы корпоративного управления, экономика предприятий и отрасли).

3. Муниципальные образования и их объединения. Это разного рода населенные пункты - поселки, деревни, села, города и агломерации (экономика города, населенного пункта, а также управление ими, вплоть до систем по типу "Умный город").

4. Регионы и их объединения (федеральные округа).

5. Страны и государства и их различные объединения. При этом страны можно рассматривать, как объединение различных регионов, а регионы, соответственно, как объединение различных сравнительно небольших территорий (экономика страны, региона, города, поселения).

Каждый отдельный субъект является логически завершенным, характеризуется тем, что занимает определенную территорию, ограниченную соответствующими рамками, живет и развивается по своим внутренним и внешним законам. Вместе с тем, любые подобные субъекты, очевидно, входят в состав субъектов более высокого уровня, и в свою очередь включают в себя (могут включать) другие субъекты более низкого уровня, т.е., являются составными образованиями.

Теоретически может быть и 6 уровень - образование общепланетарного масштаба, как цельный экономический (хозяйствующий) субъект и (чисто логически и умозрительно) - различные объединения таких субъектов.

Относительно субъектов, экономика может быть внутренней и внешней. При этом внутреннее состояние в значительной степени определяет внешнее. Внешнее в свою очередь оказывает влияние на внутреннее состояние. Переходя на личностный уровень, это как разница между больным человеком и здоровым - будет ли человек нуждаться в помощи, не в состоянии обеспечить себя, или же будет оказывать ее другим, работая во благо себе и окружающим. Внешнее здесь - это обстоятельства, окружение и условия - будет ли человек, грубо говоря, работать на износ, полностью отдавая все под внешним давящим воздействием, находясь в соответствующих условиях, или же, по мере накопления, будет работать на улучшение ситуации вокруг себя - на отдачу. Хотя в последнем случае возникают варианты. Если человек, грубо говоря, отжал у окружающих - это одно поведение. Если ему все слишком легко досталось - это другое поведение. И только если человек растет и развивается одновременно и внутри себя и снаружи - тогда можно будет сказать, что есть достаточно высокие шансы, что его взаимоотношения с внешним миром будут все более позитивными и все то, что исходит от него, будет оцениваться в более позитивном ключе.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ И КРАТКИЕ ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ

Независимо от того какой уровень рассматривать – региональный, отраслевой или уровень страны в целом, можно обнаружить и другие схожие принципы и элементы. Наши регионы развиты не слишком сильно, поэтому удобно и полнее рассмотреть приведенную вначале схему на примере экономики всей страны. Из приведенного выше определения, схематически любое государство можно представить следующим образом:

Очевидно, это минимальный и основополагающий набор элементов, без которых невозможно нормальное функционирование экономики государства/страны, между которыми как раз и возникают определенные взаимоотношения разного рода, в том числе - экономические. Нанесем их на большую схему, разнеся по краям – это базовые основы схемы.

Теперь выделим часть схемы, реализующую главную функцию экономики. Для этого немного перефразируем соответствующее определение: реализация главной функции экономики заключается в последовательном преобразовании исходного сырья посредством энергии и технических средств в те или иные блага, необходимые обществу - руками людей и умом (интеллектом) людей. Т.е., по сути, это люди посредством интеллектуального труда и физических усилий и энергии техническими или иными средствами последовательно и поэтапно преобразуют сырье в тот или иной вид продукции, при этом физический и умственный труд по мере развития и усложнения экономики все больше заменяется (или должен заменяться) техническими средствами. При этом сами технические средства также получаются путем преобразования сырья посредством энергии. Отсюда получаем основные искомые элементы – добычу, переработку, производство промежуточной и конечной продукции, ну и, конечно, реализацию. И размещаем их в середине схемы.

Далее выделяем из этой цепочки общие для всех составные элементы - материальные выносим вниз, интеллектуальные, соответственно, – вверх, применяя тем самым известный любому пятикласснику способ решения выражений через его упрощение (хочешь решить задачу – упрости ее) по типу:

На самом деле выражение для приведенной схемы должно иметь чуть более сложный вид, но это вопрос уже не ко мне, скорее, - к математикам. Тем не менее, как итог, имеем 3 основные экономические зоны – нижнюю, среднюю и верхнюю. Итак, снизу вверх по порядку:

1) Нижняя часть схемы (II на схеме зона). Является материальной основой экономики - это инфраструктура, транспорт и транспортная инфраструктура - и, соответственно, состоит из 5 (4+1) основных платформ:

1. Земля, как территория, которой располагает и которую контролирует данная страна. Здесь надо различать и общую территорию, куда входят места проживания и места ведения различного рода деятельности, а также отдельно выделяем сырьевые (в самом широком смысле) источники:

1.1. Земля как территория проживания (часть схемы снизу вверх)

1.2. Земля как источник ресурсов (часть схемы слева направо). Сюда отнесем практически всю сырьевую базу, включая земельные (источники полезных ископаемых и сельское хозяйство), лесные (охота, заповедники, дичь, растительное сырье - ягоды, орешки, др. лесозаготовки, древесина и пр.), воздушные (птицы, насекомые и пр.), водные (рыболовство, рыбоводство и пр.), а также все возможные пути сообщения и, соответственно, места (коридоры) прокладки линий тех или иных передач.

Физически это одна и та же территория, поэтому на схеме она сливается.

2. Любая деятельность - производственная, учебная, научная, даже добывающая или сельскохозяйственная (техника и оборудование располагаются в ангарах и боксах, конторы и офисы – в зданиях и т.д.) производится в зданиях и сооружениях. Сооружения следует различать - допустим, мосты, акведуки, путепроводы - это сооружения соответствующего пути и входят в их состав, а вот скажем элеваторы или погрузочные сооружения на предприятиях будем относить к зданиям.

3. Все здания и сооружения связаны между собой посредством коммуникаций разного рода, как для подачи ресурсов (газ, вода, электроэнергия, тепло), ну и плюс вывод отходов деятельности, так и для обмена цифровыми данными и голосовыми сообщениями. Здесь будем учитывать только внутреннюю разводку в зданиях и сооружениях. Внутригородские коммуникации можно выделить в отдельную группу.

4. Ресурсы, поступающие по этим коммуникациям. На схеме ресурсы разделены по целям использования. Отдельно можно учитывать ресурсы для целей жизнеобеспечения - обогрев зданий, освещение, питьевая вода или, к примеру, связь для личных целей отдельных работников и отдельно – для целей производственной деятельности - энергия для работы станков и другого оборудования, вода, участвующая в производственном процессе (к примеру, на мойках) и т.д. Насколько я понимаю, у нас на предприятиях не принято разделять ресурсы по такому принципу. Однако подобный подход был бы полезен для учета, управления и оптимизации расходов ресурсов. Тем не менее, физически это одни и те же ресурсы, поэтому на схеме сливаем их вместе.

Ресурсы перед транспортировкой на дальние расстояние проходят этап преобразования в транспортное состояние, снижающее потери при передаче. Соответственно, на входе в городские сети можно показать элемент, предусматривающий обратный процесс.

5. Транспортная система.

Сюда отнесем практически все передачи на дальние расстояния – энергии, сырья, товаров разного рода, пассажиров, данных – от момента зарождения до входа в зону конечных пользователей. Они не замыкаются внутри экосистемы, а имеют выходы за ее пределы.

Возьмем для примера железные дороги. Это, прежде всего, пути сообщения, по которым производятся перевозки. Производственная деятельность осуществляется согласно утвержденным технологическим процессам посредством технических средств, в том числе и в зданиях, которые между собой соединены различными коммуникациями и имеют подключения к общегородскому хозяйству, располагается все это на определенной территории, как правило, местного населенного пункта, а обслуживание, эксплуатацию и ремонт производит квалифицированный персонал. В своем составе имеют строительство инфраструктуры и подвижного состава, подбор и подготовку кадров. Железные дороги стыкуются с аналогичными в соседних странах.

В нижней части транспортной системы (где-то на стыке между 4 и 5 платформами) будем подразумевать наличие системы городского транспорта и городских коммуникаций.

В нижней части схемы надо различать государственные, социальные, жилые, производственные и коммерческие объекты.

2) Средняя часть схемы (III зона). Она реализует главную функцию экономики – производство тех или иных благ. В верхней части этой зоны отдельно выделим производство средств производства (сложные и высокоточные инструменты, станки, оборудование, средства измерений, приборостроение и пр.), а также производство транспортных средств – судов, самолетов, техники применяемой на полях и в добыче и т.д. В нижней части аналогичным образом будет располагаться сфера строительства инфраструктуры. Данное местоположение подчеркнет важность и фундаментальное значение ее для всей экономики.

Надо понимать, что в средней части логические связи, как правило, идут четко слева направо. Обратите внимание: два любых последовательно расположенных блока в средней части объединены одним складом хранения, хотя физически это два совершенно разных пространственно разделенных склада, но логически – один. Физически продукция перемещается посредством транспортной системы – либо со склада сразу на склад, либо углами – через те или иные специализированные рынки или посредников, логически – поток сырья перемещается от мест добычи к потребителю. Однако чем более сложный вид продукции рассматривать, тем более сложны будут взаимосвязи между отдельными участниками общего технологического процесса его производства. Информационные и торговые связи/операции осуществляются посредством соответствующих каналов – информационных и/или торговых. Можно отдельные блоки хранения выделить в общую зону складского хранения и дополнить схему изображением специализированных рынков – тогда получится более точная (по отношению к текущей реальной ситуации) детализация. Сейчас на схеме все рынки объединены в один общий (конечный) потребительский, что отражает ситуации, когда сырье, материалы и комплектующие прежде, чем попасть к производителю (я стараюсь придерживаться в тексте терминологии, принятой на схеме) перемещаются сначала на рынок и только потом уже на последующее производство, что увеличивает затраты и, соответственно, стоимость. Стоит отметить закономерность: все денежные отношения возникают именно на потребительском рынке и, если товары движутся слева направо, то основные денежные потоки – в направлении, ему противоположном. А вот стоимость, напротив, возникает в момент начала затрат на производство энергии и формируется в процессе реализации главной функции экономики. Нижняя часть схемы в свою очередь является результатом работы средней части и имеет свойство развиваться во времени и пространстве, как, впрочем, и все другие части (сферы, зоны и элементы) экономики. Реализация главной функции экономики производится техническими средствами в определенной последовательности – условно обозначим их как оборудование и технологии.

Думаю, следует внести пояснения. То, что на схеме отдельные этапы преобразований исходного сырья вынесены в отдельные блоки не означает, что надо и в реальности все брать и физически и/или экономически и правом делить и отделять. Все зависит от сложности и объемов решаемых конкретных задач в тот или иной момент времени. Надо понимать, что схема - сводная и обобщенная. Каждый отдельный блок подразумевает, что за ним стоит целый ряд предприятий, работающих в данной экосистеме и объединенных по общему, в данном случае - функциональному, признаку (вид спереди назад). Но одновременно с этим каждое отдельное предприятие из этого ряда встроено в соответствующую технологическую цепочку решающую более общую конкретную задачу (добычу и/или выращивание, переработку, производство и реализацию конечного продукта) – это вид слева направо. Если вынести все это на отдельную схему, получится что-то вроде матрицы. Это означает, что появляется возможность проводить анализ, поиск вариантов решений, сравнение их, вплоть до материализации принятых решений той или иной задачи по производству конечного продукта.

Рассмотрим на примерах. Рыболовство. Рыбу сначала вылавливают, производят с ней определенные действия и реализуют в том или ином виде - свежем, замороженном, консервированном или переработанном. То есть, после вылова, с рыбой будут производить следующие действия (отдельные операции): мгновенная реализация, хранение и последующая реализация, переработка и последующая реализация, после которой продукт переработки или сохраненный продукт может использоваться при производстве другого вида продукции.

Относительно отдельных продуктов питания предпочтительным является именно первый вариант - практически мгновенная реализация. Для технической продукции и продуктов переработки острота этого вопроса достаточно резко снижается.

Рыболовецкое судно, вылавливающее рыбу, может быть оснащено производством для переработки и приведения ее в соответствующий товарный вид. Тогда, в схематическом отображении, это будет один объединенный блок. Но строить суда и соответствующее оборудование будут, скорее всего, разные предприятия или разные цеха (производственные цепочки) одного предприятия. Производиться при этом они будут по совершенно разным технологиям, хотя и с учетом единых условий применения этого оборудования. Судно может и не иметь подобного оборудования. Тогда будем иметь дополнительную ступень в виде отдельного перерабатывающего производства на суше. Но в итоге результат будет прежний - конечный продукт. Отличаться будут способы и формы технико-технологических и инфраструктурных решений, изменятся затраты, появится или исчезнет дополнительное плечо логистики и т.д.

Независимо от того, есть на судне перерабатывающее оборудование или нет, для его нормального функционирования требуется соответствующая портовая и транспортная инфраструктура, а также ремонтная база, отдельные службы по набору и подготовке персонала, маркетинговые службы, позволяющие адаптировать продукцию более точно под нужды конечных потребителей. Здесь будут также органы государственной власти, регулирующие всю эту сферу деятельности, системы коммуникаций, навигация, синоптические службы и т.д. и т.п.

Параллельно вылову рыбы, одновременно существует и работает соответственно и целый ряд других технологических цепочек - производств, решающих смежные и связанные с основным задачи. Например, производство консервных банок. Здесь также имеем исходное сырье и этапы его преобразования. При этом завод по производству банок может выпускать тару не только под рыбу, но и для продукции, скажем, сельского хозяйства.

Аналогичным образом, в то же самое время осуществляется производство различных видов энергии (топливо, тепло, электроэнергия и т.д.) в виде отдельных технологических и производственных линий, каждое из которых организовано по той же логике – преобразование исходного сырья в какой-то конечный вид продукции.

В общем-то, я не собираюсь рассказывать всем известные и очевидные факты и явления. Просто хочу подчеркнуть – при всем разнообразии решаемых задач, отдельные этапы их решений имеют определенные схожие признаки, что и позволяет производить их упорядочение, классификацию, стандартизацию, расчеты, анализы, прогнозы, оптимизацию внутренних и внешних процессов, разработку и производство оборудования, строительство предприятий, жилья и другой инфраструктуры. И все это относительно и с учетом требований, пожеланий, мнений и в интересах конечных потребителей на рынках и, конечно, тех, кто занят и принимает то или иное участие в этих областях и процессах.

3) Верхняя часть схемы.

В экономике все проистекает из науки. Можно сказать, что все, что мы видим вокруг себя из созданного человеком – было когда-то кем-то задумано и исполнено на основе понимания им устройства природы, окружающего мира и человека.

В прикладной науке я бы выделил ряд отдельных основных составляющих:

1. Исследовательски-аналитическая деятельность

2. Разработка технологий

3. Разработка технических средств

4. Подготовка кадров

Чтобы мы ни собирались делать, решая те или иные задачи, первое, что следует сделать, это понять, а что собственно следует сделать – сформулировать задачу. Затем определиться с техническими, финансовыми и другими средствами, включая подбор и/или подготовку людей, способных эту задачу решить – подобрать ключики к решению задачи. Применительно к экономике это означает, что объектами исследований могут и должны быть любые элементы и составные части, входящие в ее состав, независимо от размера и важности (в часах не бывает ненужных шестеренок, даже если они очень и очень мелкие и малозаметные), а также все те задачи, которые решает любой человек на протяжении всей своей жизни в различных проявлениях и аспектах своей деятельности.

Аналитически-исследовательская деятельность происходит по отдельным направлениям. И здесь можно отметить следующие:

1. Поисково-геологические исследования.

2. Материаловедение и элементная база.

3. Анализ применяемых технологий.

4. Анализ применяемых технических средств и оборудования, технические аспекты деятельности сферы производства и производства комплектующих.

5. Анализ и исследование потребностей конкретных потребительских рынков, тренды, направления, течения, изменения их, а также общие и характерные признаки, присущие тому или иному рынку или потребителям и т.д.

Если говорить об исследованиях потребительских рынков, то следует различать способы анализа потребностей потенциальных потребителей – путем наблюдений за их деятельностью, чтобы выяснить, какие технические средства могли бы наиболее значительно улучшить характер и эффективность их деятельности, удобство и/или скорость, а также путем разговоров-опросов, с целью выяснить, что они считают для себя важнее всего в разные отдельные моменты времени из того, что можно или нужно улучшить. При этом надо обязательно понимать и представлять себе те задачи, которые люди для себя формулируют, исходя из которых, они подбирают к ним решения, и учитывать их, с тем, чтобы разобраться и понять, насколько верно и точно они это делают. Например, вас попросили сделать чудо-сковородку, вы все усилия направили на ее разработку и изготовление, приносите ее заказчику и вдруг выясняется, что человек на самом деле хотел приготовить щи, а значит, ему нужна была кастрюля, а жареное он вообще на дух не переносит. При этом надо понимать и учитывать, что люди зачастую думают, чувствуют и ощущают одно, а говорят по разным причинам совсем другое. И в этом нет ничего плохого или предосудительного. Люди зачастую привыкают к тем условиям, в которых живут или действуют и не всегда представляют себе, что бы они предпочли изменить конкретно и точно. Не всегда имеют представление о существующих разработках и их доступности. Не каждый сможет и четко выразить свои пожелания. Многим попросту некогда заниматься анализом и экспериментами. Поэтому здесь всегда будет важен профессиональный взгляд со стороны, но не какой-то там абстрактный и далекий, а прекрасно знающий и владеющий всеми особенностями рассматриваемого вида деятельности, причем, именно с применительной точки зрения. И заниматься этим должна прикладная наука, связанная с одной стороны с фундаментальными накапливаемыми знаниями, а с другой – с производственной сферой, реализующей те или иные проектные решения. Т.е., здесь задача – найти практическое применение фундаментальным знаниям, опираясь на запросы общества и производства. Или, другими словами – обеспечить непрерывную трансформацию накопленных и поступающих научных знаний в практические и востребованные населением, прежде всего, технические средства, облегчающие повседневную жизнедеятельность в различных сферах деятельности человека. Но делать это она должна под контролем государства, которое является выражением мнения всего общества, а в отдельных случаях способное сформулировать или выработать объективную точку зрения.

Можно также отметить необходимость постоянного анализа соответствия применяемых технологий и оборудования решаемым задачам, поиск и внедрение более современных и адекватных решений, исследование и анализ свойств материалов, разработка новых и применение их в производстве, селекционная работа и пр. В общем, все спектры направлений деятельности прикладных подразделений науки в этой части, по результатам работы которых и происходит дальнейшее развитие технологий и оборудования.

Фундаментальная наука решает другую задачу – исследует мир, формирует понимание его устройства, основные принципы и законы, на основании знания и понимания которых происходит развитие технологий и технических средств, а также развитие человека, понимающего мир, в котором он живет. В итоге, образуется такой, своего рода, вечный двигатель, когда развитие фундаментальной науки помогает совершенствовать, развивать и обновлять прикладную науку и экономику, а их работа и развитие в свою очередь помогают еще более глубоко углубиться в изучение устройства мира и обновлять устаревшие знания. Посмотрев на схему, можно сказать, что знания и опыт стекаются со всех сторон вверх, накапливаются там и систематизируются, а затем распространяются сверху вниз в виде законов, норм и правил, как научных, так и поведенческих. А ее определенные структуры должны анализировать, систематизировать полученную информацию и позитивный опыт, распространять (транслировать) их и двигать уже всю экономику или отдельные ее части. Но, конечно, не скучным, жестким или строго обязывающим образом, а давая понимание принципов и методов действий, ведущих к успеху.

Подготовка кадров для каждой отдельной структурной составляющей экономики происходит в соответствующих учебных заведениях. Учебные заведения, равно как и вся наука в целом, также должны аккумулировать опыт, наработанный экономикой, трансформировать его в определенные знания и навыки и вооружать ими тех, кого они готовят в науку или производство согласно своей специализации.

Технология – это нормированный процесс, объединяющий различные технические средства для решения той или иной конкретной заданной задачи, как правило, типовой. При этом можно разработать технологию, решающую определенную задачу, в рамках этой технологии определить параметры потребных технических средств, разработать и создать их, а можно имеющиеся технические средства приспособить для решения текущей, может быть и нетиповой, задачи. Технологии могут решать задачи разного масштаба. Можно сказать, что данная схема является отражением технологии работы экономики страны.

Степень технологичности можно определить соотношением всех затраченных ресурсов конечному результату, с учетом его сложности. Я не готов дать точное определение, но, если у вас на предприятии за смену один или группа рабочих выпускает, скажем, сотню деталей, причем полукустарным способом, какая же это высокая технологичность? Если та же группа обслуживает станки, выпускающие примерно такое же количество деталей, то уровень технологичности будет примерно такой же. А вот если эти рабочие обслуживают группу сложных и высокоточных станков, выпускающих готовую продукцию, причем именно высокого качества и предельно высокой сложности – то тогда можно говорить о каком-то достаточно высоком уровне технологичности. Идеальной можно считать ситуацию, когда группа разработчиков выпускает ту или иную конечную (точнее, завершенного вида) продукцию, используя для этого одно или несколько предприятий, техническое обустройство и высокий профессионализм рабочих которых позволяет им реализовывать свои задумки максимально точно и в различных вариантах. Есть люди, которые хорошо работают головой, есть люди, у которых золотые руки. Это касается и производства конечной продукции и производства оборудования и подвижного состава и других технических средств для производства конечной продукции и оборудования и технических средств для производства работ в повседневной деятельности. Задача здесь – помочь им найти друг друга и связать между собой, понимая, что любое предприятие является способом решения той или иной сложной технической задачи по производству заданного вида продукции. Но в связке с предварительной оценкой востребованности на рынке. Т.е., есть проблема, есть задумка (решение, ряд вариантов решений этой проблемы, готовый технический проект), есть способы (инструменты) решения, приведение исполненных решений в товарный вид (это тоже ряд решений) и последующее предложение на рынке, заранее зная, что именно этого ждут и оценят потребители. И сделать еще лучше – превзойти все их ожидания.

Вообще, устройство экономики чем-то напоминает устройство всего нашего мира – в пространстве существуют сгустки материи и все это располагается и развивается во времени. Т.е., имеем перемещения и взаимодействия, как в пространстве, так и во времени.

Думаю, следует сказать, что все это не означает, что надо взять и разделить всю прикладную науку по этим 4+1 признакам. Рассмотрим в качестве примера медицину. Каждый из нас время от времени заболевает и вынужден посещать врача. Что мы наблюдаем на приеме? Врач делает осмотр (исследует) пациента, может направить на сдачу дополнительных анализов (проводит дополнительные исследования), при осмотре пользуется различными техническими средствами и приспособлениями (стетоскоп, ложечка), ставит диагноз (формулирует задачу), назначает курс лечения (составляет технологию решения данной конкретной болезни). Для лечения могут применяться как лекарственные средства (переработанное определенным образом пищевое /лекарственное сырье, при этом само сырье получается путем исследований влияния тех или иных веществ на организм, разрабатываются технологии производства и технические средства, с помощью которых осуществляется производственный процесс), так и технические – например, назначает физиотерапию по определенному графику – каждый день по 10 минут и т.д. Как изготавливаются различные технические средства? Путем реализации главной функции экономики. Отметим и финансирование всех этих работ. Что мы имеем в итоге? Набор технологий и технических средств, при объединении определенным образом которых решается определенная задача – лечение пациента. Т.е., разделять их нельзя, но можно разбивать сложные процессы на отдельные составляющие и развивать их по отдельности, в рамках того или иного направления или аспекта деятельности – но везде мы видим работу все тех же 4+1 фактора. Пример с медициной я использовал для того, чтобы попутно показать взаимосвязь между социальной сферой и остальной экономикой.

Отдельно показан блок-платформа, условно назовем, – финансы и банки. По сути это тоже подраздел науки, и в нем присутствуют те же четыре (плюс один) вышеуказанных элемента. Одновременно этот блок обеспечивает финансирование, как самой науки, так и всех других частей экономики, включая самое себя. Денежные потоки формируются на потребительских рынках, движутся в сторону, обратную товарным потокам. Они распространяются по отдельным элементам, участвующим в процессе создания того или иного товара, а затем поступают в банковскую систему, концентрируются и направляются (должны направляться) на решение тех или иных задач развития (помимо текущих операционных задач отдельных участников). Таким образом, должна осуществляться непрерывная циркуляция денежных средств в экономике. Еще одна важная задача - концентрировать финансовые и денежные средства и направлять их на решение особенно крупных и сложных проектов. Денежной массой экономику обеспечивает государство посредством высшего финансового органа (ЦБ), ее объем должен поддерживаться им в соответствии с объемом товарной массы и услуг в зависимости от их стоимости – по мере роста объемов товаров и услуг должна расти и денежная масса, обеспечивающая возможность проведения торговых операций. При этом минимальная стоимость товаров (нижняя планка цен), как правило, зависит от стоимости энергии в данном конкретном регионе и стоимости перевозки, с учетом эффективности ее использования. Если стоимость энергоресурсов (тарифы) будет снижаться, значит, объем потребной денежной массы тоже будет снижаться.

По аналогии с нижней частью схемы, можно показать в виде платформ результаты деятельности этих блоков – тогда дополнительно к показанным на схеме платформам «технологии» и «оборудование» - над ними – можно показать следующие (снизу вверх по порядку):

1. Оборудование

2. Технологии

3. Квалифицированные кадры (рынок труда)

4. Мониторинг, диагностическая и аналитическая система

5. Финансирование (рынок финансовых и банковских услуг)

В таком виде в схеме начинают проявляться свойства подобия, ну, или повторяемости. Это означает, что и наука и система госуправления, равно как и производственная, финансовая и социальная сферы также будут содержать каждая внутри себя все те же (4+1) элемент, что каждая в отдельности зона (сфера) имеет свои наборы платформ, почти полностью идентичные друг другу, но каждая со своими характерными особенностями. Для производственной сферы они примут вид, соответствующий обобщенной структуре предприятий.

При этом вся средняя часть схемы представляет собой материально реализованное технико-технологическое решение задачи производства того или иного вида продукции. И здесь возникает один очень интересный момент. Получается, что если II зона образуется объединением и взаимодействием различных технологий и оборудований, то для I зоны аналогами этих платформ являются, соответственно, вся целиком II и вся целиком III зоны. То есть, средняя часть схемы является аналогом платформы "технологии", нижняя, в свою очередь, - аналогом платформы "оборудование".

Технологии и оборудование, аналогичным образом, присутствуют и в блоке «Население», и в «Социальной сфере», и на рынках, с соответствующими характерными особенностями.

Что касается 4 платформы для верхней части схемы, я по-прежнему не совсем уверен, что это такое. Она получается из логики схемы и изложения ее работы. Если соединить ее с социальной сферой, то получим в ее состав элементы типа медицинского обслуживания на производстве, включая профмедосмотры, а также техосмотры, профсоюзы, систему охраны труда, вопросы защиты экологии и т.д. и т.п. Но она формируется, прежде всего, блоком анализа, а значит, это должно быть нечто иное – какой-то способ сбора соответствующей информации, помогающей ориентироваться в определении задач. Она должна являться площадкой, учитывающей и использующей вышеуказанную закономерность – опыт идет «вверх», систематизированные знания поступают «вниз».

Отдельно можно отметить, что состав самой науки и системы госуправления, как, впрочем, и других элементов экономики, формируется обществом путем отбора из своей среды членов, обладающих соответствующими качествами. Этот момент показан схеме стрелкой, связывающей население и учебные заведения. И весьма символично, что произошло наложение стрелки и блока социальной сферы. Это подчеркивает, что поток населения в сферу производства и науки через сферу профессионального образования протекает, прежде всего, через призму воздействия сферы социальной. От того, насколько успешно «отработает» социальная сфера, зависит и качество студенческого сообщества, и вся последующая экономика, и страна в целом, причем в длительной перспективе.

Система школьного и дошкольного образования, культура и медицина, система воспитания и социальная политика, должны позволять выявлять и проявлять, накапливать, оттачивать и развивать, а затем и реализовывать заложенный внутренний потенциал. Начиная с рождения и еще до зачатия, т.е., с родителей, до последующего рождения его (ее, их) детей (малый круг) и до самой глубокой старости. А помимо этого еще давать умения и возможности пользоваться результатами своего труда и труда собственных предков, с тем, чтобы в дальнейшем они могли передать это все своим потомкам (приняли, улучшили и передали дальше - во времени).

Представление на схеме социальной сферы в виде двух блоков показывает наличие двух уровней - задающего и реализующего. Можно сказать, что более высокий уровень занимается разработкой соответствующих технологий, а нижний - реализует их посредством оборудования, которое он приобретает на соответствующем рынке. При этом опыт работы нижнего блока, новые методы работы, анализ и проработка работы старых, замечания и прочее должны поступать в верхний блок, в науку, обрабатываться там. Все самое ценное должно извлекаться и распространяться уже всем из состава "нижнего" блока. Одновременно часть своих функций блок «Социальная сфера» реализует на рынке путем предоставления тех или иных определенных услуг. Этот момент отмечен на схеме двусторонними стрелками.

Ну, и венчает все это система государственного управления, регулирования и координации, в том числе и посредством создания и совершенствования правового поля. Налоговая служба, три ветви власти входят в состав госуправления, таможенные и погранслужбы располагаются на границах экономики (государства) где-то в зонах выхода транспортной системы.

Внесем всплывшие дополнения и немного уточним первоначальную схему. Можно также внести и обозначить элементы управления. Первая схема тогда будет сокращенной, вторая - уточненной или расширенной. Мне не очень нравится получившееся нагромождение, возможно, я еще вернусь к этой схеме. Немного успокаивает, что некоторая часть из указанных платформ являются либо виртуальными, либо технологическими, либо больше информационными. На данный момент это выглядит так:


Продолжение следует...

Картина дня

наверх