На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Культура: проблемы с управлением?

На прошлой неделе в Госдуме должны были рассмотреть государственный доклад о состоянии культуры в России в 2015 году. Такой порядок зафиксирован поправкой к Федеральному закону «Основы законодательства РФ о культуре», принятой в апреле 2013 года. Согласно закону, доклад «разрабатывается в целях представления объективной систематизированной аналитической информации о состоянии культуры и тенденциях её развития». Именно этого – объективной систематизированной информации – депутаты в докладе не обнаружили.

Трёхсотстраничный документ был рассмотрен профильным думским комитетом. Парламентарии пришли к выводу: несмотря на большое количество статистических данных, доклад не в полной мере отражает состояние культуры в нашей стране. Всё сошлось: и доклад не вполне готов, и министр культуры Владимир Мединский уехал с президентом в Японию и не смог прийти в Думу. В итоге было принято решение рассмотреть доклад весной – тогда в него можно будет включить и данные по 2016 году.

Что не понравилось депутатам в докладе Минкультуры?

Культура: проблемы с управлением?Выступая на пленарном заседании Госдумы 16 декабря, первый заместитель председателя думского комитета по культуре Елена Драпеко напомнила, что сейчас в России заканчивается третий подряд год, посвящённый культуре: друг за другом прошли Год культуры, Год литературы и Год российского кино. За эти годы многое было сделано, и доклад, представленный министерством культуры, содержит «гигантский перечень достижений». Основной акцент в документе делается на развитии культуры в регионах, прежде всего на селе. К примеру, начали реализовываться программы виртуальных туров по основным российским музеям: сидя за компьютером, можно совершить путешествие по музеям, рассмотрев все экспонаты. Есть возможность подключиться онлайн к некоторым концертным залам и в режиме реального времени послушать концерты классической музыки. Проект Национальной электронной библиотеки рассчитан на долгие годы и не имеет аналогов в мире. Есть проект по созданию 3D-копий известных картин. Такие картины будет практически невозможно отличить от оригинальных, а их производство обойдётся намного дешевле, чем организация выставок с неизбежной и необходимой страховкой. Это означает, что можно будет организовывать сравнительно недорогие выставки в самых удалённых уголках нашей страны. Иными словами, министерством культуры многое делается, и всё это отражено в докладе.

Основная претензия парламентариев к представленному докладу заключается в том, что в нём нет ни слова о том, что делается в сфере культуры другими министерствами и ведомствами. Например, в докладе вообще ничего не говорится о развитии литературы, потому что за реализацию государственной политики в сфере литературы отвечает министерство связи. Развитие и сохранение русского языка тоже вряд ли кто-то не станет относить к задачам культуры – тем не менее, эта сфера относится к министерству образования. Кстати, к сфере ответственности Минобрнауки относятся многие учреждения культуры – это бывшие дома пионеров, а ныне центры эстетического воспитания, входящие в систему дополнительного образования, или школьные библиотеки. Сельская культура оказалась в ведении Минсельхоза и финансируется по программе «Социальное развитие села». Огромная сеть учреждений культуры находится в ведении Минобороны – это театры, оркестры, музеи, памятники и так далее. По мнению депутатов, логично было бы включить в итоговый доклад сведения о ситуации во всех сферах, относящихся к различным ведомствам. Иными словами, о развитии культуры должен отчитываться не Владимир Мединский и возглавляемое им ведомство, а всё правительство.

«Проблема в управляемости этой культурной махины, – сказала Елена Драпеко в интервью «Парламентской газете». – Для координации всех ведомств правительство хочет создать межведомственную комиссию по развитию культуры в России. Мы поддерживаем эту инициативу». По словам Драпеко, комиссия может быть создана уже в январе 2017 года.

О регионах и препонах

Культура: проблемы с управлением?Валентина Матвиенко провела 9 декабря в Совете Федерации слушания о реализации Стратегии государственной культурной политики в регионах. Делается немало – в малых городах и небольших населённых пунктах строятся кинозалы, ремонтируются и строятся новые дома культуры, новую жизнь начинают библиотеки. Несмотря на эти усилия, число учреждений культуры в регионах сокращается. Этим фактом Валентина Матвиенко была крайне встревожена. Она сообщила, что за последние 25 лет количество культурно-досуговых центров уменьшилось вдвое, прекратил существование каждый четвёртый сельский клуб. На сегодня в шести российских регионах нет ни одного драматического театра, а в 41 регионе отсутствуют театры юного зрителя.

Разумеется, большинство регионов списывает проблемы с развитием культуры на отсутствие денег. Например, в рамках федеральной целевой программы по развитию сельских территорий в 23 российских регионах должны были быть построены и реконструированы 33 культурно-досуговых центра. Пока построено три, до конца года планируется закончить ещё шесть. «В масштабах страны это чрезвычайно мало», – считает Матвиенко. Выход глава СФ видит в выделении культурного развития регионов в специальный раздел госпрограммы, чтобы у чиновников не было искушения перебросить деньги на что-то другое. При этом, по словам Матвиенко, субъектам РФ нужно перейти к пошаговому планированию в сфере культуры. «Пока мы не повернём сознание каждого чиновника в сторону культуры, для неё в нашей стране всегда найдутся препоны и преграды», – уверена глава Совета Федерации.

Елена Драпеко также считает, что проблема с реализацией государственной культурной политики связана, скорее, с управленческой культурой и исполнительской дисциплиной. В интервью «Парламентской газете» парламентарий рассказала, что зачастую перекосы в финансировании культурной сферы связаны с личными предпочтениями руководителей субъектов РФ: если глава региона любит, к примеру, футбол, то находятся деньги на строительство стадионов, если его жена – заядлая театралка, то и средства на строительство новых театров тоже отыщутся. «Главная проблема – в системе управления. Нам не денег мало, а грамотной политики не хватает», – заявляет Драпеко.

Закон о культуре: всё сначала?

Культура: проблемы с управлением?Как же организовать управление культурой? В стране действуют Основы государственной культурной политики и Стратегия государственной культурной политики, разработанная на период до 2030 года. Кроме того, в последнее время было принято много поправок в действующее законодательство, касающихся охраны объектов культурного наследия, библиотечного дела, поддержки народных промыслов и так далее. Возможно, проблемы с координацией действий различных ведомств в сфере культуры помог бы решить закон о культуре, которого у нас до сих пор нет. Вернее, закон, конечно, есть, но безнадёжно устарел: он был принят в 1992 году. С тех пор было немало попыток подготовить новый законопроект, но ни одна из них не увенчалась успехом. По мнению зампреда думского комитета по делам национальностей Елены Ямпольской, законопроект, подготовленный Минкультуры, который так и не утвердила Госдума предыдущего созыва, никуда не годится: работу над проектом закона надо начинать заново. «Эту работу надо начинать практически с нуля, и главное, чтобы закон соответствовал нашему главному культурному документу, подписанному Президентом России – Основам государственной культурной политики», – сказала Ямпольская. Напомним, что согласно Стратегии государственной культурной политики законопроект должен быть подготовлен и принят до 2020 года. Валентина Матвиенко пообещала Ямпольской, что Совфед приложит все усилия для скорейшей подготовки документа. Может быть, удастся подготовить в 2017 хотя бы базовый вариант. «Его очень ждут в регионах», – объяснила Матвиенко и добавила, что ей бы очень не хотелось, чтобы нынешний состав Госдумы «ушёл в небытие, не приняв этот документ».

Комментарий profiok.com

Роланд Шарифов«Латинское слово cultura изначально означало возделывание земель, их обработку, облагораживание, приспособление под удовлетворение потребностей человека. Сейчас культура проникла во все сферы нашей жизни: мы говорим не только о культуре земледелия, но и о физической культуре, культуре взаимоотношений или культуре души и тела. Не стала исключением и сфера управления: пришло время поднимать на должный уровень управленческую культуру, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Можно разработать и утвердить сотни нормативных актов и стратегических программ, которые будут описывать различные направления развития культуры в стране, но было бы странным ожидать от них ощутимого эффекта, если они будут существовать сами по себе, а не в рамках сбалансированной и продуманной, единой и системной государственной культурной политики.

Приведу пример. Буквально на днях (1 декабря – profiok.com) Дмитрий Медведев подписал «дорожную карту», то есть план мероприятий, по реализации стратегии государственной культурной политики до 2030 года. Дорожная карта относится к периоду 2016-2018 годов. Уже забавно: зачем в декабре подписывать план мероприятий, часть из которых уже проведена в текущем году? Например, в этом плане есть международный форум творческой молодёжи «Культурная дипломатия в Германии: новые вызовы, новые решения», который ИНЭС провёл в апреле 2016 года.

Культура: проблемы с управлением?Документ вызывает много вопросов. Особенно интересен выбор количественных или качественных индикаторов для контроля исполнения мероприятий. Например, для привлечения частного капитала в сферу культуры предполагается разработать ряд нормативных актов. Критерий исполнения – «не менее пяти нормативных правовых актов». Почему пяти? Откуда взялась эта цифра? Почему успех измеряется не в объёме средств, привлечённых по итогам этого законотворчества? Развитие системы виртуальных залов будет оцениваться по количеству этих самых залов, а не по количеству их посетителей. Критерий популяризации культурного наследия – количество публикаций, а не объём аудитории. Содействие проведению за рубежом мероприятий, связанных с памятными датами в российской истории будет оценено, как вы уже, наверное, догадались, по количеству мероприятий. Примеры можно приводить бесконечно. Я даже не ставлю сейчас вопрос о том, исчерпывает ли этот план задачи, заявленные в Стратегии государственной культурной политики, это отдельный большой разговор. Сейчас я просто искренне сочувствую экспертам Счётной палаты, которые в очередной раз будут гадать, как так вышло, что целевые показатели достигнуты, деньги освоены, а толку… Замечу, что я отнюдь не подозреваю Минкультуры в попытке сжульничать. Скорее всего, это просто недостаточная компетентность команды, готовившей документ. Выбор показателей эффективности, которые, с одной стороны, не слишком сложно вычислялись бы, а с другой – на самом деле отражали качество и эффективность работы, – непростая управленческая задача. 

Думаю, в ближайшее время и правительству, осваивающему проектное управление, и всем министерствам, включая Минкультуры, предстоит всерьёз заняться повышением культуры управления. К сожалению, иначе реализация даже самых прекрасных проектов не даст того эффекта, которого все мы от неё ждём». 

Фото: пресс-служба Совета Федерации РФ, пресс-служба ЦЭРС.

 

 

 

 



Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3771#ixzz4THHLly2W

Картина дня

наверх