Академик РАН Абел Гезевич Аганбегян считает, что переход к экономическому росту в нашей стране начат с мероприятий, которые сокращают этот рост. Путь к «экономическому чуду» лежит через мобилизацию финансовых ресурсов. Но руководство страны пока идёт другим путём – по мнению Аганбегяна, бесперспективным. Экономист полагает, что большинство показателей майского указа президента обречены на невыполнение.Недавно вышла книга Абела Аганбегяна «Финансы, бюджет и банки в новой России», в которой академик развёрнуто обосновывает свою позицию. Как действовали страны, добившиеся «экономического чуда»?В ситуацию, когда необходимо выбираться из длительной рецессии и совершать экономический рывок, попадали многие страны. И многим из них удалось совершить прорыв, причём едва ли не с худших «стартовых позиций», чем у современной России. Есть ли в экономической истории этих стран некие общие черты? Можно ли нам сегодня использовать этот опыт? Абел Аганбегян напоминает (программа «Дом Э» на ОТР от 09.11.2018 – прим. profiok.com), что эпоха «экономических чудес» началась вовсе не в Азии, как считают многие, а в послевоенной Германии, проигравшей войну, лежавшей в руинах и пребывавшей в упадническом настроении. По словам Аганбегяна, страну удалось возродить благодаря грамотной финансовой политике Людвига Эрхарда (канцлер ФРГ в 1963-1966 годах, до этого – министр экономики – прим. profiok.com). Все действия правительства, включая денежную реформу, были направлены на стимулирование инвестиций. Есть среди европейских стран и другие примеры. Скажем, Франция после войны сумела поднять экономику с использованием системы планирования, заимствованной в Советском Союзе, слегка модифицировав эту систему для рыночной экономики. Ирландия в 1990-е годы сделала ставку на привлечение крупного капитала из США, а в итоге за 10 лет опередила Англию по целому ряду социально-экономических показателей.И если в Европе можно ссылаться на высокий уровень образования или культурные традиции, то в Азии ситуация, казалось бы, была вообще лишена всяких перспектив. Неграмотное население, бедность, непростые климатические условия – всё это делало задачу экономического рывка практически нерешаемой. Тем не менее, в Азии начался подъём. Почему? Потому что азиатские страны начали коренным образом менять экономическую политику, поставив во главу угла финансы, считает Аганбегян.
Япония после Второй мировой войны была практически полностью разрушена. За 20 лет с 1950 по 1970 год она сделала рывок, обогнала Германию, а по ряду технологий победила США. В 1980-1990-е годы резко «рванула» вперёд Южная Корея, с 1980 года в течение 30 лет головокружительный прорыв совершил Китай. Этими тремя странами список не исчерпывается: есть ещё Тайвань, Сингапур, Малайзия, Индия… Эти некогда отсталые страны шли примерно одним путём: стимулировали инвестиции. Они увеличивали объёмы кредитования, снижали ссудные проценты в банках, наращивали долги – но обеспечивали необходимые кредиты. Ни в одной из этих стран раньше не играл существенной роли зарубежный капитал, и все они сделали всё возможное и невозможное, чтобы его привлечь. Япония, Южная Корея и Китай за десять лет увеличили ВВП в среднем в полтора-два раза. Существует ли какой-то общий «рецепт»? «Эти страны совершенно не похожи на Россию, но они не похожи и друг на друга, – отмечает Аганбегян. – Но при этом они делали одно и то же. Они начали с мобилизации финансовых ресурсов, потому что вы не сможете сделать рывок, если не начнёте существенно увеличивать финансы». Учёный поясняет, что главный источник развития для индустриальных стран – инвестиции, для постиндустриальных стран – вложения в человеческий капитал, в интеллект, в науку и здравоохранение. По мнению Аганбегяна, вложения в эти сферы должны ежегодно расти хотя бы на 8-10 процентов в год. Что такое финансовый форсаж?
Рецепт «экономического чуда» в понимании Якова Миркина требует наличия нескольких ингредиентов. «Во-первых, должен быть автор экономического чуда – либо первое лицо, либо лицо, наделённое специальными полномочиями, – говорит Миркин (программа «Дом Э» на ОТР от 09.11.2018 – прим. profiok.com). – Во-вторых, правительство загружено текущими делами, поэтому должна появиться некая администрация развития. В-третьих, и экономический, и административный механизмы должны быть полностью настроены на сверхбыстрые темпы экономического роста. Для экономического чуда нужны сильные налоговые стимулы, лёгкие кредиты, низкое административное бремя». К сожалению, в современной России пока всё ровно наоборот. Налоги избыточны, число нормативных актов постоянно растёт, а все «точки роста», которые ищет правительство, ориентированы исключительно на бюджетное финансирование. Это обидно, потому что сегодняшний уровень России заметно превосходит уровень «азиатских тигров» в тот момент, когда они начинали форсированное развитие экономики. У нас образованное население, развитая промышленность и солидные научно-технические заделы. По мнению Абела Аганбегяна, сейчас нужно срочно инвестировать в технологическое обновление действующих производств, в создание высокотехнологичных отраслей и современной инфраструктуры. Нужно строить дороги и жильё, вкладывать деньги в «экономику знаний». Кстати, экономист уверен, что нынешняя рецессия – следствие действий руководства страны, а не мирового финансового кризиса. Рост стал падать, а затем и вовсе остановился задолго до присоединения Крыма, введения антироссийских санкций и падения цен на энергоносители, то есть в отсутствие каких бы то ни было внешних отягощающих факторов. По мнению Аганбегяна, дело в том, что и федеральный бюджет, и крупные корпорации начали сокращать инвестиции, и это снижение инвестиций частный бизнес компенсировать не смог. Год за годом сокращался не только бюджет, но и статьи расходов, которые могли бы вызвать экономический рост. «Обидно, что такая богатая страна никак не может вылезти из стагнации, которую мы сами же создали», – заключает экономист. Если начать финансовый форсаж и увеличивать инвестиции на 10 процентов ежегодно, то, по расчётам Аганбегяна, это обеспечит к 2021 году экономический рост в размере трёх процентов, а к 2025 году – около 4-5 процентов, а к 2030 году – до устойчивых 5-6 процентов. «Ключевое значение в эффективности финансового форсажа имеет ставка на цифровую экономику, широкое использование информационных технологий, искусственного интеллекта, автоматизированных систем управления», – отмечает академик. Иными словами, теоретически прорыв возможен. А на практике? Случится ли экономическое чудо в России?
В этой ситуации Минфин начинает искать любые источники привлечения средств: увеличивает пенсионный возраст, повышает НДС. Но привлечённых средств всё равно в разы меньше, чем необходимо для экономического рывка. «Мы начали переход к экономическому росту с мероприятий, которые сокращают этот рост, – говорит Абел Аганбегян. – Поэтому Минэкономразвития объективно предсказывает, что следующий год будет хуже этого года. Я не против повышения пенсионного возраста, но начинать надо было не с этого. Для начала надо хотя бы восстановить уровень жизни, который был в 2013 году. Если у населения нет денег, то нет и платежеспособного спроса, который двигает экономику». По мнению Аганбегяна, российские власти до сих пор не обрели навыков мобилизации резервных средств и не умеют искать новые источники финансов, не понимают, куда можно вкладывать средства с высокой эффективностью. «Вся финансовая система России является крайне неэффективной», – пишет в своей книге Аганбегян. Система налогообложения является чисто фискальной и никого ни к чему не стимулирует. Золотовалютные резервы лежат мёртвым грузом вместо того, чтобы приносить прибыль, будучи вложенными в высокоэффективные проекты. Плохо используются банковские активы: деньги используются, в основном, для краткосрочных кредитов, а не для «длинных» вложений. Абел Аганбегян убеждён, что нужны серьёзные законодательные реформы. Нужно радикально менять налоговую систему: абсолютно во всех развитых странах половина налоговых сборов осуществляется за счёт населения. В России сейчас 85 процентов налоговых поступлений собирается с бизнеса, у которого в результате вообще не остаётся средств на развитие. Нужно заставлять банки инвестировать, нужно проводить приватизацию государственной собственности, как это успешно делает Москва, нужно использовать золотовалютные резервы. Можно осуществить облигационный займ у населения и даже нарастить государственный долг и увеличить дефицит бюджета, лишь бы получить дополнительные средства, которые можно было бы направить на развитие страны. «Удивительно, что это не только не делается, но даже не обсуждается», – пишет Аганбегян. Поскольку в 2015-2016 годах инвестиции резко сокращались, в ближайшие годы последует сокращение ввода основных фондов. А те инвестиции, что осуществлялись в последние два года, в лучшем случае стабилизируют основные фонды через 3-4 года, то есть примерно в 2021-2022 годах. Фундамент сокращения темпов роста на ближайшие годы уже заложен, констатирует Аганбегян. Получается, что на выполнение задач, поставленных в майском указе 2018 года, останется всего три года. Как же их выполнить? «Думаю, что большинство этих показателей уже обречены на невыполнение, – признаёт академик. – Госдума рассмотрела проектировки бюджета до 2020-2021 года и никаких структурных реформ, никаких серьезных стимулов, никаких крупных новых источников инвестиций в основной капитал и вложений в человеческий капитал там не предусмотрено. Составленный бюджет – это бюджет стагнации». P.S. Вслед за Абелом Гезевичем недоумеваем, отчего столь важные вопросы не стоят на повестке дня и не обсуждаются теми, кто прокладывает курс. Ведь есть в России умные, грамотные, адекватные люди. Почему их не приглашают в правительство? Почему президент не берёт их в советники? Почему их отказываются слышать? Вопрос риторический. ![]() Для полноты картины читайте публикации profiok.com:
|
Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=7582#ixzz5YK5w4zvN
Свежие комментарии