Продуктовые санкции, которые Россия ввела в отношении западных импортеров, позволят заняться развитием сельского хозяйства в России. Как отмечает Александр Зайцев, генеральный управляющий ресторанного дома Maison Dellos, «в России есть 99% всего, что оказалось в [санкционном] списке, но проблема не в производстве, а в объеме: весь его мы покрыть не можем». Основатель проекта LavkaLavka Борис Акимов считает, что «российские фермеры получат шанс в сегменте дорогих и экологических продуктов, но многое зависит от работы правительства — малым и средним предпринимателям нужны поддержка, льготы и места на рынках».
7 российских поставщиков запрещенной еды — в галерее Forbes.
Рыбная лавка «Свои люди»
Хозяин эко-лавки «Свои люди» Филипп Галкин уже пару лет планирует масштабную экспансию на российский рыбный рынок. В 2013 году он продавал 150 тонн российской рыбы свежего отлова, ракообразных и моллюсков на 60-70 млн рублей. Филипп считает, что в этом году продажи увеличатся в 3-4 раза. Норвежскую рыбу, попавшую под запрет, Филипп называет «низкопробной» и вредной. По его словам, скандинавских семгу и лосося кормят гранулированным кормом, который отрицательно влияет на качество продукта.
В ассортименте эко-лавки есть и морские, и речные деликатесы: от традиционной красной икры до устриц, лосося и креветок. Все продукты поставляются из Мурманска и с Дальнего Востока. По словам Галкина, запасы его поставщиков позволят полностью закрыть лакуну, возникшую на рыбном рынке из-за санкций. Глобальные проблемы — неразвитая инфраструктура, массовый отток российской рыбы экcтра-класса за границу и отсутствие людей и компаний, заинтересованных инвестировать в местные поставки: эти вложения до сих пор не были достаточно ликвидными.
«Теперь все изменится», — убежден Филипп. Предприниматель верит, что у «водных биоресурсов страны» высокий потенциал.
Фермерское хозяйство «Тамбовский привоз»
Компания Валентина Болотенко и Владимира Топоркова (победители конкурсастартапов Forbes 2012 года) представляет 150 мелких частных фермерских хозяйств Тамбовской области. За три года существования эко-продукты из тамбовских глубинок (мясо, молоко, мед) попали в 17 000 заказов интернет-пользователей и крупных компаний. Их качество, упаковку и доставку осуществляет «Тамбовский привоз», который стал хабом для местных фермеров.
Ценовые и качественные параметры мясных продуктов, по словам основателей, соответствуют уровню австралийской говядины и датской свинины, попавших под запрет. Продукты под брендом компании «Все свое» можно найти в сетевых магазинах «Глобус Гурмэ», «Бахетле» и «Алые Парусы». «Тамбовский привоз» осуществляет поставки в рестораны сети Novikov Group.
«Северный купец»
Еще один поставщик российской рыбы — «Северный купец». Компания Романа Кулика занимается исключительно оптовыми поставками и работает с ресторанами и крупными ритейлерами. На сайте «Северного купца» можно проследить место вылова каждого продукта. Например, креветки им поставляет капитан Варганов из района Баренцева моря, а продукцию шоковой заморозки — усть-камчатская компания «Рубин». Московские рестораторы уже пользуются услугами «Северного купца»: ресторанный дом Maison Dellos — постоянный клиент.
Сыроварня Джея Клоуза
Американский шеф-повар Джей Клоуз приехал в Россию в 1993 году по приглашениюВалентина Юдашкина. С тех пор он открыл десятки ресторанов и баров Москвы, а в какой-то момент, устав от «пробок и хамства», перебрался в деревню недалеко от трассы Москва — Санкт-Петербург. Там он повстречал свою будущую жену Валентину и открыл собственную сыроварню. В линейку его продуктов входят практически все известные сыры, которые требуют ручной работы: рикотта, гауда, филадельфия, фета, рокфор и т. д. Купить их можно по пути в Петербург в поселке Мошницы Солнечногорского района или в московской LavkaLavka.
Сыры Unagrande
Алексей Мартыненко, владелец компании «Умалат», с 2011 года приучает потребителей к российской моцарелле. Для этого ему пришлось сменить традиционную упаковку «Умалат», в которой моцарелла мало чем отличалась от адыгейского сыра и сулугуни, на более аутентично итальянскую, запустить бренд Unagrande и заняться продвижением в интернете. Сыры варят по итальянским технологиям в российском городе Севске. Правда, цена российской моцареллы несколько выше итальянских аналогов, зато нет проблем с транспортировкой и сроком годности. Молодые сыры, к которым относится моцарелла, производятся быстро и хранятся недолго.
Туристическая ферма «Маленькая Италия» Пьетро Мацца
Еще один иностранец облюбовал российскую глубинку для сырного производства. С 1999 года итальянец Пьетро Мацца из Калабрии, о котором Forbes впервые написал в 2004 году, варит десять сортов мягкого сыра — более 5 тонн ежемесячно. Продают сыры через собственный интернет-магазин и прямо на производстве: на ферме возле Медыни, в 180 км от Москвы. Сыр русский итальянец варит из молока своего же хозяйства — коровы Пьетро дают 2 тонны молока в сутки. Ферма Мацца, где он живет с женой и дочерью, — одна из главных достопримечательностей экскурсионных туров по Тверской области. В «Маленькой Италии» можно продегустировать местный сыр, научиться его варить и остаться на ночь: недавно семья Мацца оборудовала небольшую гостиницу для любителей агротуризма. Цены на сыры соответствуют стоимости итальянской продукции в розничной торговле: от 500 рублей до 1300 рублей за кг. Корзина сыров с доставкой в Москву – 2200 рублей.
«Это Лето»
Первое в России хозяйство по производству органического молока «Спартак» шесть лет шло к тому, чтобы стать по-настоящему органическим в соответствии с европейскими нормами. В 2006 году директор хозяйства Геннадий Федоров решил устроить эко-предприятие по производству органического молока по швейцарским технологиям. Процесс конверсии территории растянулся на шесть лет: за это время проходит полный цикл очищения земли, производства, животных. С 2012 года продукция хозяйства появилась в магазинах под брендом «Это лето». «Спартак», как и «Это лето», — часть корпорации «Органик», которая принадлежит УК «Уралсиб» миллиардера Николая Цветкова .
Кроме того, молочные продукты из натурального молока от других производителей выходят под торговыми марками «Рузское молоко», «Наша ферма», «Тевье», «Б.Ю. Александров», Velle. А вот безлактозное молоко (которое необходимо тем, у кого аллергия на лактозу) из Финляндии в России заменить никто не может.
Анастасия Швецова
Свежие комментарии