На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Цифровой мир: очередная ступень развития или путь в концлагерь?

Кто-то радуется новым технологиям, с готовностью перестраиваясь и меняя свою жизнь, а кто-то видит в любом нововведении опасность.

Может ли обернуться бедой зависимость от смартфона? Почему Александр Розенбаум связывает регистр сведений о гражданах с концлагерем? Стоит ли устремляться в цифровое будущее или следует оттягивать его приближение всеми доступными способами? Об этом – в материале profiok.com.

Новый Освенцим?

Один из недавних выпусков передачи «Бесогон» Никиты Михалкова вышел под названием «Над пропастью во лжи». В этой передаче, в частности, обсуждался закон о едином регистре сведений о населении РФ, на тот момент принятый Госдумой, но ещё не подписанный президентом. Речь идёт, грубо говоря, о сводной таблице, в которую будут внесены следующие сведения: ФИО гражданина, дата и место его рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. В регистр войдут данные, имеющиеся в распоряжении налоговиков, а также МВД, Минобороны, Минобрнауки и государственных внебюджетных фондов.

«Наверное, это удобно, – рассуждает Никита Михалков. – Но мы становимся зависимыми от этого, теряем собственную волю. Села батарейка – и ты никто». По мнению режиссёра, комфорт не стоит того, чтобы пересекать границу, за которой «наша жизнь перестаёт быть нашей».

Михалкова поддержали уважаемые деятели культуры. Заслуженная артистка России Наталья Бондарчук заявляет, что человек лишается имени и фамилии, когда находится в концлагере; народный артист России Николай Бурляев опасается, что этот закон превратит весь народ в цифровых рабов; заслуженная артистка России Мария Шукшина переживает, что уже завтра эту базу можно будет купить в Интернете, а значит, у людей больше не останется ни банковской, ни медицинской, ни личной тайны. «Мы идём к выжженному на руке номеру, как в гитлеровских лагерях», – считает народная артистка РФ Светлана Крючкова. «Подумайте, государственный мужи, это нехорошая идея, она угрожает обезличиванию человека, – обращается с экрана певец и композитор Александр Розенбаум. – Номер вместо имени – это напоминает концлагерь, а у меня присутствует генетическая память». Так и не поймёшь сразу: то ли людям надо, чтобы данные были обезличены (тогда без номера не обойтись), то ли они хотят гордо привязать к данным ФИО (тогда при чём тут номер?).

Цифровой мир: очередная ступень развития или путь в концлагерь?Словом, деятели культуры изрядно напуганы: то ли кто-то специально их накручивает (кто и зачем?), то ли просто не разобрались толком. Интересно, что никого не смущает ни умение современных камер опознавать автомобиль, ни наличие банковской карты с номером, ни возможность оплачивать покупки через PayPass.

Фобий в современном обществе, увы, немало. О связи пандемии коронавируса с вышками 5G даже упоминать неловко, как и о чипировании посредством введения вакцины от тех или иных болезней. Немало говорится и о вреде привычных всем смартфонов – мол, вызывают зависимость и расстройство внимания, разрушают навыки коммуникации и постепенно приводят к одиночеству и социопатии.

Возможно, с кем-то и приключилась такая беда, но означает ли это, что дело в смартфонах, а не в людях? Неограниченное потребление сладкого и мучного ведёт к гипертонии и сахарному диабету, но никто ведь не впадает в истерику и не требует убрать из магазинов полки с тортами и пирожными (кстати, не самого лучшего качества)? Может быть, бороться стоит не с достижениями цивилизации, а с бездумным их применением самим человеком?

Меннониты: вне цивилизации?

Цифровой мир: очередная ступень развития или путь в концлагерь?Возможно ли в «цифровом» веке оградить себя от прелестей цивилизации, которые кажутся не очень-то нужными, а порой вредными и даже опасными? Примеры есть, и они достойны если не подражания, то изучения. Один из таких примеров – общины меннонитов, последователей голландского священника Менно Симмонса, основавшего в жестокую эпоху Реформации собственную ветвь протестантизма. Это христианское вероучение основано на пацифизме, то есть на идее неприменения силы, отказе от оружия и причинения кому-либо боли и страданий. Как только государство пыталось призвать их в армию, общины снимались с места и отправлялись в эмиграцию. Бежали как можно дальше: из Нидерландов – в Германию, в Англию, в США и Канаду, в Латинскую Америку. В конце XVIII века меннонитов пригласила Екатерина II: для заселения пустующих земель в Новороссии нужны были трудолюбивые и дисциплинированные люди. В XIX веке меннониты появились также в Поволжье и на Кавказе. Историки пишут, что труд этих переселенцев на земле был намного производительнее, чем труд украинских и русских крестьян.

Однако с Россией у менонитов не сложилось. Первым ударом стала введённая в конце XIX века всеобщая воинская повинность. С началом Первой мировой войны выросло недоверие к немцам-колонистам, и меннонитов депортировали из Украины в Поволжье. После прихода к власти большевиков репрессий удалось избежать только тем меннонитам, кто сумел уехать за рубеж – например, в США и Канаду, в Мексику или, скажем, в Боливию.

В целом ряде стран меннониты до сих пор живут замкнутыми общинами и ведут практически тот же образ жизни, который вели их предки несколько веков назад. Занимаются земледелием и скотоводством, не признают цивилизационных благ в виде, например, электричества. Правда, в последние годы начали использовать автомобили – только в самых необходимых случаях. Сотовые телефоны, интернет и телевидение здесь ни к чему: знания о том, что пригодится на практике, люди получают в школе, пищу для духовной жизни – из Библии, а досуг предпочитают проводить не в соцсетях, а наблюдая, как солнце садится за горизонт.

Любители здорового образа жизни помешаны на «органических» продуктах, и это именно то, что готовы производить меннониты. На вырученные деньги они ремонтируют дороги, содержат школы, приглашают докторов. Одежду шьют сами – ту, которая не противоречит их вере и одновременно удобна для сельскохозяйственных работ. Несмотря на то, что сельхозпродукцию удаётся продавать по высоким ценам, за количеством никто не гонится: производят ровно столько, чтобы доходов хватало на жизнь.

Впрочем, есть и другие статьи доходов: например, вездесущие туристы. Как бы меннониты ни стремились к максимальной изоляции, как бы ни искали необитаемые земли, от туристов, ищущих то экзотики, то сельской идиллии, никуда не спрячешься. Вот и приходится назначать гидов, рассказывающих о жизни деревни, или даже создавать для любопытствующих специальные музеи.

Как пишет издание «Моя планета», в прессе в последние годы часто появляются сообщения о том, что меннониты вновь задумываются о переезде в Россию, где до сих пор остаётся много непаханых полей и уголков, где можно жить спокойно и уединённо. Уже сейчас небольшая колония меннонитов есть в Оренбургской области, она состоит из потомков немцев, приехавших туда из Средней Азии и Казахстана после развала СССР.

Идиллическая картинка: образцовые сады, ухоженные поля, вечные ценности… Жить в атмосфере любви и добра, отрицать войны, заниматься земледелием и беседовать о вечном – всё это прекрасно, пока есть те, кто защищает границы страны, и те, кто готов платить за экологически чистую продукцию большие деньги. Иными словами, для жизни вне цивилизации всё-таки требуется эта самая цивилизация. Хоть и в стороне, но неподалёку. Наверное, когда-нибудь человечество со временем разделится на таких вот сумасшедших беглецов от цивилизации или, как их называют, диджитал-диссидентов, и не менее сумасшедших адептов всяческих нововведений, спешащих немедленно интегрировать всё новое в свой образ жизни.

Новый образ жизни?

Цифровой мир: очередная ступень развития или путь в концлагерь?Наверное, странно было бы отрицать, что достижения цивилизации несут нам комфорт и удобство, экономят время и силы, за минуту решая задачи, на которые ещё недавно уходили долгие часы.

Вряд ли кто-то возразит, что мобильные приложения помогают выстраивать маршруты, планировать дела, совершать покупки, получать информацию и, конечно, общаться. Или ходить на выставки (см. фото, сделанное на недавней выставке Дали). Другой вопрос – стоит ли рассматривать экспонаты через камеру, но мы не об этом. 

«Ты целый день провёл с телефоном (или с компьютером)», – кто из нас не слышал этого упрёка от представителей старшего поколения?

Однако человек, проведший за экраном несколько часов подряд, вовсе не беспорядочно тыкал по клавишам. Он успел почитать книгу, посмотреть фильм или послушать лекцию, ответить на пару писем, сделать заказ в интернет-магазине. Эксперты утверждают, что мобильные устройства делают людей одинокими и рвут их социальные связи. Но можно и возразить: многим они, наоборот, помогают постоянно быть на связи с близкими и заводить новые контакты.

Наверное, можно считать, что общение в мессенджерах – суррогат и вряд ли полноценно заменит привычные телефонные звонки и тем более личные встречи. Про личные встречи возразить сложно, очное общение действительно бесценно, но иногда оно становится непозволительной роскошью.

Что же до различий текстовых сообщений и звонков, то у мессенджеров есть и ряд очевидных преимуществ. Например, возможность ответить в удобное время, а не отвлекаться немедленно, можно обдумать и структурировать ответ. К тому же сохранение переписки гарантирует, что договорённости при необходимости можно будет легко восстановить в памяти, не говоря уже о фактах и цифрах, которые при телефонном разговоре пришлось бы запоминать. Наконец, такая форма общения не мешает окружающим, когда собеседник находится в людном месте. Не случайно в последнее время звонки становятся всё менее популярными, а время звонка считается хорошим тоном предварительно согласовать в мессенджере. Разумеется, речь идёт об адекватном общении, а не о рассылке праздничных «весёлых картинок» по всей адресной книге.

Словом, компьютеры и смартфоны стали неотъемлемой частью нашей жизни, и в этом нет ничего страшного, если не впадать в крайности. Даже такая консервативная организация, как Русская Православная Церковь, давно уже смирилась и с онлайн-трансляциями богослужений, и с блогами священнослужителей в социальных сетях. Даже проведение Божественной литургии в онлайн-формате, речь о котором зашла в период закрытия храмов из-за пандемии коронавируса, обсуждается, конечно, не всерьёз, но с поиском аргументов «за» и «против».

Цифровой мир: очередная ступень развития или путь в концлагерь?То же можно сказать и о других технологиях, по поводу которых периодически разгораются жаркие споры. Подписанный президентом закон о едином регистре сведений о населении России станет подспорьем налоговикам в борьбе с правонарушениями и мошенничеством. Заметим, что именно цифровая прозрачность работы организаций позволила принять решение о введении дифференцированного НДФЛ, о чём сообщил Владимир Путин 23 июня 2020 года. Какая разница, будет вся информация собрана в одной базе данных или разместится в нескольких? Как в причудливом воображении многочисленных кликуш объединение двух, трёх, четырёх таблиц в одну превращает страну в «цифровой концлагерь»? Самое забавное, что, скажем, те же москвичи, которые остро переживают за собственную свободу и право на анонимность, в период карантина с радостным возбуждением публиковали карты с расположением собственного дома и расписанием прогулок. Видимо, и в этом, как у москвичей заведено, виноват Собянин. А кто же ещё?

Безусловно, есть вопросы и к закону о едином регистре, и к другим нововведениям. Только очень хотелось бы, чтобы вопросы эти лежали в практической плоскости. Например: означает ли создание единого регистра отказ от проведения всероссийской переписи населения, что сэкономит государству значительные средства? Так ведь не волнует этот вопрос никого из возмущающихся. Скучно, видимо. Хайп не тот.

Не менее остро стоит и проблема защиты данных: чем больше их попадает в цифровое облако, тем эта проблема важнее и масштабнее. Но никто ведь не отказывается от авиаперевозок из-за гипотетически возможных авиакатастроф, верно? Просто ведётся методичная работа по повышению безопасности полётов. Так же и с любыми технологиями: их нужно непрерывно совершенствовать.

Попробуем резюмировать. Отказываться от технологий – значит двигаться назад, лишая себя целого ряда возможностей. Сохранение благоразумия – другой вопрос, но тут уж дело в каждом человеке, в его технологической грамотности, образованности и способности отдавать отчёт в своих действиях. Спички детям, как известно, не игрушка. Вот об этом и стоит вести речь – просвещать, объяснять, образовывать. А паника и ретроградство – путь заведомо деструктивный. Адепты этого подхода однажды обнаружат, что безнадёжно отстали от жизни. 

P.S. Всё-таки удивительно, что всех так взволновал единый регистр. Персональных данных в интернете уже более чем достаточно, и большинство из них борцы за свободу от концлагеря выдали в эфир по собственной воле.

 

 



Источник: https://profiok.com/news/detail.php?ID=11915#ixzz6QMfMioCM

Картина дня

наверх